Наталья Казанцева: Научить человечности
В канун Дня учителя наш корреспондент пришел в гости в школу №25 к классному руководителю с 39-летним стажем Казанцевой Наталье Прокопьевне.
Новая старая школа
Признаюсь, я был удивлен, увидев новое нарядное здание школы № 25. В последний раз я был в этой школе лет пять назад. Одна из старейших школ города, открытая еще в декабре 1962 года, имеющая славную историю и не менее славных выпускников, она представляла собой жалкое зрелище. Одноэтажная, деревянная, сгорбленная и серая. Такую школу сегодня сложно найти даже в захолустной деревне. Но год назад, 12 декабря, в День Конституции РФ, она переехала в новое здание. И сегодня на неё любо-дорого посмотреть. Нарядные ученики, светлые классы, и где-то в одном из них преподает Наталья Прокопьевна. Она не просто учитель русского языка и литературы и классный руководитель. Казанцева - председатель городской экспертной комиссии учителей русского языка и литературы, руководитель методического объединения учителей гуманитарного цикла плюс почетный работник общего образования РФ.
Поймать учителя днем - задача непростая. Только в перемену, когда звенит звонок, однако ученики не бегут сломя голову из класса, как это частенько бывает. Вокруг учителя её ученики, и идет обсуждение или скорее даже спор вокруг монолога Екатерины «Почему люди не летают». Надо же, Островский, оказывается, еще будоражит пылкие юношеские сердца!
От Анабара до Сайсар
Я выросла в Старой Табаге, рассказывает мне историю своей жизни классный руководитель, в большой многодетной семье. Родители - простые крестьяне. Отец - пахарь, мама - доярка. Семейные корни тянутся из Техтюра, это Хангаласский район. А если копнуть дальше, то уходят еще к ямщикам. В семье я была самой младшенькой -поскребышем. И насколько помню себя, всегда мечтала быть учителем. Потому размышлений, куда определить себя после школы, не было. В 1972 году, как закончила школу, поступила в наш университет.
После окончания вуза карьера сразу не задалась. Учительских мест в Якутске не оказалось, и по направлению я вместе с мужем поехала в Анабарский улус, поселок Саскылах. Тогда же впервые увидела Крайний Север. Летели в августе, в Якутске было еще жарко, а там уже шел снег. Увы, как оказалось, нас совершенно не ждали. Поселили в недостроенном интернате. Крыши еще не было, скажу, это немного сюрреалистичная картина: засыпать в здании со стенами, но под открытым небом, под шорох густого снегопада… В итоге пришлось вернуться домой.
В Якутске в Минобразовании объяснения были приняты, и меня направили в школу №28 для сирот. Немного проработала там, после устроилась в школу №15, которая стала десятой школой. И наконец, волею судьбы в 1985 году мы получили квартиру в Сайсарах, и я перевелась в школу №25. Здесь как раз долго не могли найти учителя русского языка. Так что приняли меня с распростертыми объятиями. В 1994 году я стала завучем этой школы и проработала в этой должности около 15 лет.
Дети везде одинаковые
Спрашиваю Наталью Прокопьевну, не сложно ли было работать в 25 школе. Все-таки в свое время Сайсары имели громкую славу лихого района.
Классный руководитель отвечает, что по большому счету предыдущая 10 школа и Рабочий городок тоже не самый легкий район для молодого преподавателя. И не стоит забывать, что Сайсары - это еще и Мерзлотка, где жил костяк научной интеллигенции республики. А соответственно, дети, воспитанные в правилах этих семей, умные, развитые, стремящиеся.
А что касается детей, здесь район не важен, дети везде одинаковые – главное найти к ним правильный подход. Да и наша школа отличается тем, что она - адаптивная, здесь учат всех: и слабых, и сильных учеников, и маленьких хулиганчиков. Талантлив любой ребенок, беда, если учитель не раскопал этот талант.
Классному руководителю, делится опытом Казанцева, надо знать, чем живет подросток, понимать его проблемы, тогда и найдешь с ним общий язык. Но вопрос, чем отличаются современные дети от детей 80-х, с точки зрения грамотности и знания литературы. Учитель говорит, что проблема грамотности в русском языке была и сорок лет назад. А с литературой посложнее: некоторые изменения, безусловно, есть. Сегодня дети читают куда меньше. Другой темп жизни, интересы, технологии, компютеры, социальные коммуникации. Может, читают не меньше, но не то. Но между тем проблемы, которые ставят классики, вечные - это и любовь, и нравственность, и поиски справедливости, счастья. И здесь учителю литературы, классному руководителю важно, чтобы дети вместе с тобой решали эти проблемы, опираясь на всю накопленную мудрость русской литературы. Самое главное, наверное, что может дать литература школьнику - это развить в ребенке человечность.
Учитель глазами учеников
Наталья Прокопьевна – это самый добрый, хороший учитель. Если кто-то что-то не поймет, она объяснит, покажет. Ну а кто-то заболтался – нас оставят на минуту от перемены, не беда! Зато знания получит эта школа. Вот, нашелся на замену вам учитель тут какой-то, но вы не сдавайтесь! Ведь вы самый стойкий, добрый, лучший учитель! С Днем учителя я вас поздравлю! И пожелаю вам счастья, здоровья, исполнения желаний, удачи во всем! И будьте чаще вы в кругу семьи, дорогая Наталья Прокопьевна!
Попова Настя,
6 «а» класс
О светлом человеке…
Сегодня прекрасный праздник – День учителя. В этот день хотелось бы рассказать о таком замечательном учителе, как Казанцева Наталья Прокопьевна.
Она – блестящий учитель и просто очень хороший человек. С ней интересно разговаривать, она часто приводит жизненные и простые примеры, где и когда пригодятся нам русский язык и литература. На ее уроках сложное становится простым и доступным, а пробелы восполняются знаниями. На ее уроках все стараются активно отвечать, а тем, кто не понимает или не знает тему урока, она старается подробно и доступно объяснить. Наталья Прокопьевна – Человек с большой буквы, я бы хотела быть похожей на нее.
Ученица 10 класса Сенструсова Таня.
О любимом учителе.
Сегодня Международный день учителя. И я задумалась, ведь профессия учителя очень трудная и ответственная, не каждый может стать настоящим учителем. Я хочу рассказать о своем любимом учителе, ее зовут Казанцева Наталья Прокопьевна. Она преподает уроки русского языка и литературы. На ее уроках я узнаю много нового.
Наталья Прокопьевна нравится мне тем, что имеет чувство юмора и справедливо оценивает учеников. Мне кажется, что ей небезразличны ученики, потому что я вижу, как она переживает за каждого из нас.
Как учитель, Наталья Прокопьевна требовательна, и это очень хорошо для нас, ведь она хочет донести до нас свои знания. Она радуется, когда ее ученики добиваются успеха.
Я считаю, что Наталья Прокопьевна достойна любви и уважения учеников. Я горжусь тем, что именно она преподает и учит меня русского языку и литературе.
Ученица 10 класса Рыбкина Алина.