Не успеешь оглянуться, а трамвай уже пошел!
Транспорт и дороги «разгонят» по программе
В конце прошлого года была утверждена муниципальная программа «Комплексное развитие транспортной инфраструктуры ГО «город Якутск» на 2017-2032 годы».
Основная цель утвержденной программы – обеспечение комфортных условий жизнедеятельности на территории городского округа путем развития безопасной, современной и эффективной транспортной инфраструктуры. Этого можно достичь, решив следующие задачи: развитие дорог общего пользования и дорожных сооружений (строить больше дорог, развязок и т. п.); обеспечить доступность транспортной инфраструктуры путем создания условий для велосипедного передвижения населения (чтобы горожане чаще пользовались велосипедами, потому что это полезно для здоровья и экологии); организовать единое парковочное пространство (надо же где-то размещать вывезенные с жилых кварталов гаражи и ставить новые?); обеспечить стабильную реализацию транспортных корреспонденций жителей городского округа (чтобы каждый горожанин мог вовремя уехать туда, куда ему нужно, и приехать обратно).
Ожидаемые конечные результаты реализации программы – увеличение площади проезжей части построенных и реконструированных автомобильных дорог; наличие проектно-сметной документации строительства (реконструкции) улично-дорожной сети; увеличение количества обустроенных парковок; повышение уровня защищенности участников дорожного движения; улучшение качества транспортного обслуживания населения. Вот такие изменения в транспортной инфраструктуре ждут горожан к 2032 году, окончательному сроку реализации муниципальной программы.
Ежедневно в г. Якутске перевозится порядка 120 тысяч пассажиров, или 46,8 миллионов пассажиров в год.
Цена программы
Муниципальная программа комплексного развития транспортной инфраструктуры г. Якутска до 2032 года по плану будет финансироваться за счет республиканского бюджета – 9,3 млрд рублей; городского – 4,6 млрд рублей. Учтены и внебюджетные источники в размере 113,4 млн рублей.
Итого – 14 млрд на 15 ближайших лет, начиная прямо с этого года.
Другой вопрос – насколько реалистичны расписанные по годам суммы?
Учитывая, что бюджета г. Якутска теперь верстают планово на три года вперед, то в суммах до 2019 года сомневаться не приходится. А дальше все будет зависеть от экономической ситуации в республике, в стране и в мире.
Н. Бестях город-спутник Якутска?
В мае 2014 года глава республики Егор Борисов на встрече с жителями п. Нижний Бестях заявил, что в ближайшем будущем поселок городского типа станет городом-спутником Якутска.
По словам главы республики, он должен разгрузить Якутск, а значит, у него должны быть экономические перспективы. Именно в нем создадут логистический центр. Это перевалочные терминалы вокруг железной дороги. Здесь будет построен речной терминал. Именно в Нижнем Бестяхе должны расположиться перерабатывающие предприятия: нефтегазовой, лесоперерабатывающей, а также переработки сельхозпродукции. Есть планы по производству товаров народного потребления, стройматериалов. В концепцию города-спутника должно войти создание одного из индустриальных парков.
Но будет ли мостовой переход через р. Лену, который свяжет оба берега реки и соединит автодороги и на появление которого так рассчитывают разработчики? Пока этот вопрос остается открытым.
Конечно, развитие г. Якутска во всех сферах, но, в первую очередь, в транспортной во многом будет зависеть от моста через р. Лену.
- Ключевой проблемой развития автомобильного транспорта является отсутствие круглогодичного сообщения с правым берегом р. Лены, пишут разработчики муниципальной программы.
Как правило, в любом плане или программе разработчики рассматривают несколько сценариев развития ситуации. И в каждом сценарии ключевым моментом является мост через Лену. В нашем случае был рассмотрен инерционный вариант, когда в транспортной сфере сохраняется сложившаяся ситуация, при этом мост через р. Лену не строится. А в следующих вариантах – инфраструктурном (умеренно-оптимистичном) и инновационном (оптимистичном), мост через р. Лену существует, что дает мощный толчок для появления и развития вокруг г. Якутска и его спутника Н. Бестях транспортно-логистического центра.
Извечная беда – плохие дороги
Разработчик программы «Комплексное развитие транспортной инфраструктуры ГО «город Якутск» на 2017-2032 годы» - управление архитектуры и градостроительной политики Окружной администрации г. Якутска. Вот как оценивают улично-дорожную сеть Якутска специалисты.
- На сегодняшний день большая часть объектов улично-дорожной сети (УДС) г. Якутска не отвечает нормативным требованиям.
- Работа по текущему ремонту и реконструкции объектов УДС осуществляется в недостаточных объемах.
- Не ведутся аналитические исследования пропускной способности УДС с учетом увеличения количества автотранспорта и увеличения численности населения города.
- Ощущается острая нехватка тротуаров и иных элементов обустройства дорог.
- При ремонте объектов УДС не учитывалась или проводилась в ненадлежащем объеме привязка к системе водоотведения. Как результат – короткий срок службы дорожного полотна вследствие обводнения грунтов, пучинообразования, провалов.
Несмотря на ежегодные масштабные работы по строительству улиц, этого объема работ недостаточно. В основном реконструируют или строят магистральные улицы, а параллельные им или окраинные улицы остаются в прежнем состоянии, без ремонта.
С 2006 года проблема плохих дорог решается программно-целевым методом, например, «Модернизация и развитие муниципальных автодорог ГО «город Якутск» на 2007-2009 годы». Но, как видим из вышеизложенного мнения специалистов, этого недостаточно.
Перенос автовокзала и другие проекты
По каким направлениям будет развиваться городской пассажирский транспорт в ближайшие годы?
Для приоритетного развития транспорта общего пользования предлагается:
- совершенствовать маршрутную сеть с выводом дублирующих маршрутов с пр. Ленина на параллельные улицы (на участке от Курашова до Петровского);
- перенести автовокзал из центра на периферийную часть города с учетом формирования в шаговой доступности от него торгово-досуговой зоны (рассматриваются варианты – Речпорт или возле аэровокзала);
- введение скоростных, круговых маршрутов в центральной части города (в проекте – транспортное кольцо на перекрестке ул. П. Алексеева-Пирогова);
- стимулирование населения к безналичной оплате проезда (введено с 1 декабря 2016 года);
- новые решения по организации остановок. Помимо уже существующих «теплых», предлагаются также «доходные» и «информативные» остановки.
- на конечных остановках предлагается обустройство заездных карманов, отстойно-разворотных площадок и пунктов отдыха для экипажей;
- использование автобусов большой вместимости (отказ от «ПАЗиков»);
- стимулирование перевода автотранспорта предприятий на газовое топливо (автобусы МУП «ЯПАК» в качестве топлива используют метан).
«ЯПАК» и частники
Автобусный парк подвижного состава МУП «ЯПАК» составляет 73 единицы автобусов большого, среднего и малого класса, «Детские автобусы» - 35 единиц.
«ЯПАК» обслуживает 8 пригородных 2 экспресс и 3 сезонных дачных маршрута.
Маршрутная сеть составляет 261,3 км, в т.ч. по пригородным маршрутам – 205,8 км, по дачным – 55,5 км.
Автобусный парк частных перевозчиков составляет 706 единиц, из которых ежедневно на линию выходит 450 единиц.
Частные перевозчики обслуживают 18 городских маршрутов и 1 дачный.
С троллейбуса на трамвай, далее на рельсовый автобус
Новые решения городского общественного транспорта, которые предлагаются программой развития транспортной инфраструктуры г .Якутска до 2032 года, сперва немного шокируют. Так, в центральной части города предлагается ввести …троллейбусы!
С большой дальностью автономного хода, на литий-ионных аккумуляторах, т.е., без контактной сети, проводов над проезжей частью улиц.
В качестве пригородного транспорта предлагается легкорельсовый скоростной трамвай Tram-Train, рельсовый автобус (самоходное транспортное средство в 2-3 вагонном исполнении.
А между Якутском и Н. Бестяхом через реку предлагается натянуть …канатную дорогу! В качестве примера здесь приводится канатная дорога через Волгу Нижний Новгород–Бор длиной 3,6 км.
Также в недалеком будущем в качестве транспорта на междугородних линиях предлагается использовать: экраноплан «Буревестник», гидросамолет, сверхлегкую авиацию (автожир и т. п.) и даже цельнометаллический дирижабль «Атлант». Кстати, совсем недавно экраноплан проходил испытания в Якутске, на Лене. После этого его собирались выпустить на пассажирские линии, но что-то не заладилось, и экраноплан так и не появился на речных просторах Якутии.
Сколько километров улиц и дорог в Якутске?
В собственности ГО «город Якутск» находится 470 автомобильных дорог общего пользования протяженностью 539,5 километров. . Из них только 53% имеют твердое покрытие. Большая часть улиц и дорог имеет грунтовое покрытие и находится в неудовлетворительном состоянии. Улично-дорожная сеть города перегружена автотранспортом.
Через г. Якутск проходят 3 федеральные магистральные автодороги:
- «Лена», связывающая г. Якутск с южными районами республики и Амурской областью;
- «Колыма», которая связывает с заречными и восточными районами, а также Магаданской областью;
- «Вилюй», с вилюйскими и западными районами республики.
2 дороги республиканского значения, обеспечивающие автомобильное сообщение с Хангаласским и Намскими районами.
С учетом автозимников и паромных переправ г. Якутск имеет автомобильное сообщение со всеми районами.
Оптимистическая программа
Допустим, до троллейбусов и трамваев в Якутске, тем более до канатной дороги еще далеко, но оптимизму разработчиков программы приходится только позавидовать.
Впрочем, еще каких-то пять лет назад многие из нас были уверены, что плохие дороги в Якутске будут всегда. А сейчас как? Вечно разбитую улицу Кальвица просто не узнать, как и новую четырехполосную Ярославского. Покровский тракт, Сергеляхское шоссе, Автодорожная. Список можно продолжить.
С началом реализации программы комплексного развития транспортной инфраструктуры новых объектов улично-дорожной сети станет только больше.