Непобедимая гора
Свесили на республику
С 1 января 2016 года вступили в силу нормы 458-го Федерального закона, который определил, что организация сбора, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов теперь входит в полномочия субъектов РФ (в частности республики), а полномочия муниципалитетов заключаются только в том, чтобы «принимать участие».
Не позднее 1 января 2019 года платеж за сбор и утилизацию отходов планируется перенести из жилищных услуг в коммунальные, он должен взиматься не с квадратного метра, а с количества проживающих, а тариф должен стать единым для всех.
Между тем республика должна выбрать единого регионального «мусорного» оператора. А пока он не выбран, работаем по старой схеме.
В настоящее время МинЖКХиЭ РС(Я) занимается разработкой территориальной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами.
Мусор объединит Тикси и Якутск
Согласно проекту территориальной схемы обращения с отходами РС(Я), республика должна быть поделена на 6 зон, в каждой - свой кластер обращения с отходами.
Подразумевается, что в каждом отдаленном наслеге и улусе, в каждой квартире городов и поселков жители займутся раздельным сбором мусора – пластик сюда, железо – туда, бумагу отдельно от стекла, а пищевые отходы – в компост. В этом им будут помогать пункты сбора со специальными работниками-сортировщиками. Далее отобранный, подходящий для дальнейшей переработки мусор будет прессоваться и отправляться в кластерную зону, там собираться большими кучами и – если даст бог и повезет - отправляться на экспорт через Иркутскую область и Хабаровский край.
В кластерную зону, расположенную в Якутске, по мнению разработчиков схемы, должны тащить мусор аж от самого Тикси. Сюда входят муниципальные районы: Булунский, Амгинский, Горный, Жиганский, Кобяйский, Мегино-Кангаласский, Намский, Усть-Алданский, Усть-Майский, Хангаласский, Чурапчинский и Жатай. Для объединения районов в единые группы будут созданы региональные операторы по обращению с отходами в каждой зоне. Естественно, что у каждого оператора будут определенные расходы на создание мусорной инфраструктуры по всем указанным районам, и эти расходы будут учтены в едином тарифе. Едином и для жителей Тикси, и для жителей Якутска.
Якутск хочет самостоятельности
Между тем самая масштабная проблема с мусором – в Якутске. Работа по созданию нового полигона ведется, но не так быстро, как хотелось бы. В последние несколько лет контролирующие структуры ежегодно штрафуют Якутск на миллионы рублей за эксплуатацию старого полигона. На новый в бюджете просто нет своих денег. В свое время в 2013 году из государственной подпрограммы республики «Обращение с отходами производства и потребления на территории РС(Я)», где были заложены средства на борьбу с мусором – порядка 200 млн рублей в год, Якутск убрали, тем самым переложив проблему полностью на плечи города.
Для решения этой проблемы администрация столицы с 2012 года ведет системную работу по привлечению средств инвесторов для строительства нового полигона отходов в городе Якутске. Разработана своя генеральная схема управления отходами, технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта по строительству мусоро-перерабатывающего завода и мусоро-перегрузочной станции, согласовано строительство нового полигона на 26 км Вилюйского тракта. Пройдены всевозможные согласования с Минприроды, Росприроднадзором, МинЖКХ, подготовлена еще масса согласований и обоснований, и уже вот-вот должно заработать. В 2016 году Окружная администрация города Якутска заключила концессионное соглашение на проектирование, строительство и эксплуатацию комплекса по накоплению, транспортировке, обработке и размещению отходов на территории Якутска с ООО «Якутскэкосети», выбранного открытым конкурсом в 2015 году.
В связи с кризисом пока на повестке дня стоит реализация только первого этапа Инвестиционного проекта по созданию объектов переработки отходов - строительство нового полигона и мусороперегрузочной станции с элементами сортировки в черте города, чтобы уменьшить затраты на перевозку отходов на новый полигон. Далее в планах – создание мусороперерабатывающего комплекса в Якутске. По плану это уже будет входить в план развития работы регионального оператора ТКО.
В связи с этим администрация г. Якутска в конце 2015 г. провела работу по подготовке своего оператора по обращению с отходами к участию в отборе регионального оператора по обращению с отходами, который проведет республика.
Вся работа насмарку?
В настоящее время инвестор разрабатывает проектно-сметную документацию. В соответствии с концессионным соглашением, Окружная администрация имеет обязательства перед «Якутскэкосети», что весь мусор будет отдавать ему. По всем расчетам проект экономически целесообразен для инвестора, и может окупить себя. Его полная стоимость на сегодняшний день – порядка 2,8 млрд рублей. И все это будет работать лишь в случае, если Якутск будет отдельной самостоятельной зоной.
Однако МинЖКХиЭ при разработке схемы почему-то не захотело учитывать этого факта и, как мы уже писали выше, включило Якутск в центрально-Якутскую зону территориальной схемы, хотя этот вопрос поднимался и на уровне правительства, и защищался на комиссии по ЖКХ в Ил Тумэне, где депутаты дали свое положительное заключение: есть инвестор, пусть работает.
На сегодня у администрации Якутска есть опасения, что из-за изменений в планах и схемах мы можем потерять концессионера с инвестициями, ведь на новые расчеты и согласования снова могут уйти годы работы и горы бумаги, а ведь со следующего года уже должны были начать строительство…
15 миллиардов, но не нам
На этой неделе при МинЖКХиЭ состоялся общественный совет, на котором и была презентована схема обращения с отходами, разработанная республикой. На реализацию всего проекта республика готова выделить 15 млрд рублей, но только на развитие инфраструктуры отдаленных районов, и не сразу, а в течение ближайших 10, а то и 20 лет (до 2036 года). Дадут ли из этих денег Якутску? Сразу – нет. Аргумент такой: Якутск может сделать все сам с привлечением инвестиций. При этом мнение Якутска так и не было учтено. В своем заключении администрация города пишет, что основным недостатком представленной модели обращения с отходами является экономически нецелесообразной и полностью нерентабельной, учитывая затраты, связанные с климатическими особенностями и слабо развитой транспортной инфраструктурой. На такой проект инвестор не пойдет.
«Игнорирование принципа экономической целесообразности дестабилизирует сложившуюся систему обращения с отходами в Якутске и вызовет ряд взаимосвязанных негативных последствий, в том числе существенный (более 10 раз) рост тарифов для населения Якутска (…)».
Забегая вперед, сообщу, что представленную схему общественный совет не утвердил, так как не были представлены заключения и возражения муниципалитетов, в том числе никому не показали и заключения Окружной администрации Якутска.
Не сработает?
И все-таки разработку плана схемы обращения с отходами, в том числе на таких малонаселенных и труднодоступных территориях, требует федеральный закон. Увы, там тоже не захотели учитывать проблемы транспортной доступности в подобных нашему регионах. Построить по «правильному» полигону в каждом населенном пункте республика не может – слишком дорого, учитывая все требования к таким полигонам. Возить мусор в кластеры за сотни и тысячи километров грузовым транспортом – нецелесообразно. Но самое невероятное во всей этой схеме – добиться от населения полного понимания проблемы мусора и требований законодательства.
Так, даже в столице огромной республики не могут добиться оплачивать вывоз и утилизацию мусора из частного сектора вот уже много лет. В Мархе лишь 8% домовладений заключили договоры на оплату, да и те платят нестабильно, контейнеры украли. Попытки принимать отдельно пластиковые бутылки от остального мусора в Губинском округе не увенчались успехом.
Нет никакой гарантии, что в отдаленных районах вообще будут собирать какое-либо вторсырье для переработки, но вкладывать средства в создание инфраструктуры все равно придется. А это ляжет в основу наших тарифов.