Невидимые «хозяева»
Одна знакомая семья купила дом в старенькой двухквартирной деревяшке близ церкви. Это было лет двадцать тому назад, сейчас этот квартал полностью снесен, на его месте появились новые высотные дома. Семья эта только что переехала в город, долго искала подходящую квартиру, и эта приятно удивила своей дешевизной. На радостях никто не удосужился спросить хозяйку, почему она продает жилье так недорого. Ведь квартира была расположена почти в центре и рано или поздно должна была подвергнуться сносу. В общем, купили и, прежде чем заселиться, стали делать косметический ремонт: поклеили новые обои, покрасили рамы на окнах, двери. На одной двери, межкомнатной, верхнюю перекладину, которая от старости почти что сгнила, решили заменить. Зять хозяйки, пришедший помогать, легко оторвал ее… К удивлению всех, из дыры выкатилось что-то мохнатое и шарообразное, похожее на птичье гнездо. Но какое же может быть гнездо внутри дома? Все просто опешили, не в силах понять, что это. И тут кто-то догадался позвонить старенькой бабушке в деревню и спросить у нее совета. А та дала такой совет: положить ЭТО обратно, откуда оно упало, стараясь ничего не повредить, и заколотить старой перекладиной, так как вот это и есть уйа (дом, гнездо) чечёкки, который ни в коем случае не нужно трогать. И, конечно же, не стоит жить в такой подозрительно дешёвой квартире: её дух вряд ли расположен к обитателям дома. После таких слов бабушки новоиспеченные хозяева, на скорую руку завершив ремонтные работы, постарались продать злополучную квартиру и купили другую. И теперь, рассказывая об этом случае, говорят, что им еще повезло вовремя обнаружить чечёккино гнездо, а иначе могло быть и хуже.
***
Некоторые люди довольно мирно сосуществуют с духом своего дома. Есть даже такие, кто относится к чечёккэ, как к маленькому шаловливому ребенку, и ни за что не хотел бы избавляться от него. Говорят, одинокий старик жил в лесу в маленькой охотничьей избушке. Был он табунщиком и пас лошадей. В его избушке частенько останавливались охотники или рыбаки. Так вот по ночам дух избушки – чечёккэ – не давал никому спать: гремел рукомойником, стучал крышками кастрюль, переставлял на столе посуду. Иногда по вечерам хозяин избушки разбрасывал на полу спички – видимо, чтобы чечёккэ, занятый их сбором, не мешал гостям спать. И действительно, утром люди видели такую картину: спички, все до единой, аккуратно разложены по периметру стола. Иногда, правда, дух – то ли от лени, то ли из желания пошалить – втыкал спичечные головки в сливочное масло, оставшееся на столе. Наконец, однажды охотникам надоел ночной шалун, и, чтобы отпугнуть его, они взяли несколько веток, скрутили их и воткнули над дверью избушки. Хозяин ничего не имел против. Так прошло несколько спокойных ночей. В последний день охотники выставили на стол угощенье в виде спиртного. Хозяин быстро захмелел и вдруг, к удивлению мужчин, начал плакать: «Верните моего ребенка! Верните!» Какого еще ребенка, подумали охотники, ведь все знали, что у этого старика сроду не было ни жены, ни детей. Внезапно старик вскочил с места и, вытащив ветку-оберег, воткнутую за притолоку входной двери, сломал ее об колено и бросил в горящую печку. И в ту же ночь ночной шалун вернулся в избушку…
***
В некоторых жилищах остаются духи бывших хозяев, которые умерли, так сказать, плохой смертью: покончили самоубийством, были жестоко убиты или не были похоронены вовремя. В таких случаях их неуспокоенные души, застрявшие между двумя мирами, могут появляться в виде фантомов и мешать спокойной жизни обитателей того или иного дома. Или, бывает, что дом когда-то был построен на месте кладбища или же находится в так называемом «плохом» месте.
Вот один такой случай, когда в квартире остался дух прежнего хозяина. Причем информации о том, как он умер, нет. Короче говоря, одна семья купила квартиру в Якутске. Дом был не новый. Хозяйка, как это часто случается, продала свою старую квартиру, ставшую для нее слишком просторной после смерти мужа и отселения детей в другие дома, и купила себе однокомнатную в новом доме. И пока там делала ремонт, попросила новых хозяев ничего не трогать на балконе, где у нее остались кое-какие старые вещи. Мол, возьму попозже. Новые хозяева были людьми компанейскими и частенько устраивали шумные сборища. Ну, вначале, как водится, устроили новоселье, да и другие праздники, как календарные, так и личные вроде дней рождения, как правило, отмечали шумными возлияниями, допоздна гремели музыка и пение караоке. Кстати, почти постоянно эти праздники заканчивались семейными разборками – то отец скандалил со взрослыми детьми, то те выясняли отношения между собой. Иногда скандал переходил в ожесточенную драку, которая обычно заканчивалась вызовом полиции. Блюстители закона, приехав по жалобе соседей, составляли протокол и, удостоверившись, что смертоубийством не пахнет и дело, так сказать, обычное, житейское, уезжали. В подъезде затихало… до очередного праздника. Стоит только пожалеть соседей этого шумного семейства. Но однажды стало тихо: пьянки-гулянки прекратились навсегда. К великому облегчению соседей.
И причиной были не влияние полиции и не раскаяние членов семьи. Случилось вот что. Вначале отцу семейства, а затем и младшему сыну, которые в основном и являлись зачинщиками скандалов, каждую ночь во сне стал приходить старик с короткой белой бородой, который был страшно разгневан, он наваливался на их грудь и начинал душить крепкими жилистыми руками. Домочадцы просыпались по ночам от стонов или душераздирающих криков отца или брата. После того, как они рассказали всем о своих страшных кошмарах, стало очевидно: к ним приходит один и тот же старик. Но кто он и что ему надо от них? У них в роду не было никого такого, похожего на этого старика. Наконец, отчаявшись, решили обратиться к одной женщине, позиционирующей себя как экстрасенс, и пригласили ее в квартиру. Та, обследовав квартиру и выслушав обоих несчастных, потерявших сон и покой, дала кое-какие советы. Нужно было спросить во сне у сердитого старика, что ему нужно и чем тот разгневан, так как было непонятно, поскольку старик из сна молчал, и нужно было его разговорить. Так и сделали, не знаю кому, но старик в одну из ночей все-таки раскрыл рот и сказал, что ему не нравится шум в его доме. Как бы ни хотелось менять привычный образ жизни, но постепенно застолья прекратились. Сын, если хотел выпить, уходил из дома в другое место, отец пил потихоньку, но скандалить опасался, да и не с кем было уже, остальные дети сами не любили ссоры.
Между тем наступило лето, и хозяйка, как и обещала, пришла за вещами, оставленными на балконе. Мужчины стали помогать пожилой женщине выносить вещи в машину. Позади вещей, находившихся в ящиках, обнаружился большой портрет-фотографию в старой деревянной раме. На ней отец и сын узнали того самого старика, который являлся в их сны. «Мой муж, он умер пять лет тому назад, – сказала женщина. – После инсульта его парализовало, он лежал здесь, в зале, все его раздражало, особенно музыка, громкий смех, песни…»