Новеллы законотворчества (23 сентября)
Снизили госпошлину для граждан-банкротов
Госпошлина для физлиц, подающих в суд заявление о банкротстве, составит 300 рублей. В настоящее время госпошлина при подаче заявления в ВС РФ и в арбитражные суды о признании должника несостоятельным (банкротом) составляет 6 тыс. руб. (подп. 5, п. 1 ст. 333.21 НК РФ). До 1 января 2015 года она равнялась 4 тыс. руб.
Отметим, что госпошлина сейчас не дифференцируется по заявителям – физлица и юрлица должны уплачивать одинаковую сумму.
Однако инициатор законопроекта – Правительство РФ посчитало, что это неправильно и решило разделить сумму госпошлины на физлиц и юрлиц. Так, для физлиц, в случае принятия законопроекта, она составит 300 руб., а для юрлиц останется прежней – 6 тыс. руб.
Помимо госпошлины, физлицу, претендующему на статус банкрота, необходимо оплатить услуги управляющего, которые включают основной размер оплаты и проценты (п. 3 ст. 20.6 Закона). При этом денежные средства на выплату вознаграждения вносятся в депозит арбитражного суда (п. 4 ст. 213.4 Закона). Сюда же необходимо прибавить расходы на опубликование сведений в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве (п. 4 ст. 213.7 Закона).
Пособия по уходу продлят до 3 лет?
Депутаты Ярослав Нилов, Михаил Дегтярев и Алексей Диденко предложили установить новый период, в течение которого выплачивается пособие по уходу за ребенком – до достижения им возраста трех лет. Такое правило распространится на все категории получателей пособия.
Напомним, сегодня оно предоставляется до достижения ребенком возраста 1,5 лет.
Наравне с этим, в случае одобрения соответствующего законопроекта размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком, которое выплачивается неработающим гражданам (матерям, отцам и другим родственникам), будет поставлен в зависимость от МРОТ. Предполагается, что размер пособия по уходу за первым ребенком должен составлять один МРОТ, а за вторым и последующими детьми – два МРОТ.
Предполагается, что новый закон вступит в силу с 1 июля 2017 года.
«Кубышка» на капремонт
Собственники жилья, решившие формировать фонд капремонта на спецсчете, смогут воспользоваться специальными депозитами, которые планируют создать крупнейшие банки страны.
Предполагается, что такие депозиты помогут защитить накопленные средства от инфляции и увеличить сумму на проведение работ за счет начисленных процентов. Такая информация размещена на официальном сайте Минстроя России.
Напомним, возможность воспользоваться специальным депозитом при формировании фонда капремонта на спецсчете была введена в начале июля. По оценке Банка России, ряд кредитных организаций уже ввел соответствующие финансовые продукты. Но в ближайшее время, как отмечает Минстрой России, подобные программы появятся и в других банках, которые соответствуют требованиям законодательства о размере уставного капитала в 20 млрд руб. (ч. 2 ст. 176 Жилищного кодекса РФ). По данным главного банка страны, сегодня такому требованию соответствуют 53 банка.
Заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Андрей Чибис назвал данный механизм удобным для защиты средств, накопленных собственниками на капремонт.
«Если дом новый, то накопления могут формироваться и 5, и 10 лет и, безусловно, необходимо обеспечить удобные и безопасные инструменты их сбережения. Уверен, что в тесном диалоге с банковским сообществом нам удастся запустить широкий выбор депозитов для этих целей, наша общая задача – сделать этот инструмент широко распространенным и эффективным», – подчеркнул заместитель министра.
Определены минимальные баллы по ЕГЭ
20 сентября для общественного обсуждения был размещен проект приказа Рособрнадзора, которым установлено минимальное количество баллов ЕГЭ на следующий год: необходимых для сдачи экзамена, а также нужных для поступления в вузы по программам бакалавриата и специалитета. Они определены для обязательных экзаменов и ЕГЭ по выбору.
Установлены следующие баллы, подтверждающие освоение образовательной программы среднего общего образования (то есть прохождение минимального порога) из 100 возможных: по русскому языку – 24 балла, а по математике профильного уровня – 27 баллов. Для предметов по выбору определены следующие пороги прохождения: по иностранным языкам – 22 балла, по истории и литературе – 32 балла, по физике, химии и биологии – 36 баллов. Также определены минимальные баллы для ЕГЭ по географии – 37 баллов, по информатике и ИКТ – 40 баллов, а самый высокий порог предусмотрен для экзамена по обществознанию – 42 балла.
В единственном случае, когда используется пятибалльная система оценивания, – при сдаче базовой математики – определен порог в три балла (оценка «удовлетворительно»).
Более высокие баллы по обязательным предметам нужны для поступления в вузы: по русскому языку это 36 баллов, а по профильной математике – 27. Также определены минимальные баллы для предметов по выбору – они соответствуют тем, которые обозначены как подтверждающие освоение образовательной программы среднего общего образования.
Общественное обсуждение проекта ведомственного приказа продлится до 4 октября.
Сертификат на материнский капитал – электронно
Минтруд России установил, как именно можно получить сертификат на маткапитал в форме электронного документа. С 25 сентября начнут действовать соответствующие правила.
Получить такой сертификат будет возможно посредством одного из двух ресурсов: либо Единого портала государственных и муниципальных услуг (gosuslugi.ru), либо информационной системы ПФР «Личный кабинет застрахованного лица» (es.pfrf.ru). Но для этого заявление на сертификат также должно быть направлено при помощи одного из этих ресурсов и обязательно в виде электронного документа. Эти правила распространятся на самих граждан, имеющих право на маткапитал, их законных представителей или доверенных лиц.
Необходимо отметить, что при этом право на получение сертификата на бумажном носителе сохранено. С заявлением о его получении можно будет обратиться в том числе посредством МФЦ.
Введут электронные ПТС
С 1 июля 2017 года наша страна должна полностью перейти на электронные паспорта транспортных средств (ПТС). Точнее, они будут выдаваться на всей территории ЕАЭС – то есть в России, Белоруссии, Казахстане, Армении и Кыргызии.
Предполагается, что до июля следующего года владельцы машин и других транспортных средств смогут оформить электронный ПТС добровольно. При этом получить ПТС одновременно и в бумажной, и в электронной форме нельзя.
Оформлять новые ПТС смогут как сами автозаводы, так и ОАО «Электронный паспорт». Первые будут выдавать электронные паспорта в отношении автомобилей, которые сошли с контейнера конкретного автоконцерна (сегодня это правило действует и в отношении бумажных ПТС). Вторая же будет оформлять ПТС для машин, уже выпущенных в обращение, ввозимых на территорию Таможенного союза и т. д. (п. 5 Порядка функционирования систем электронных паспортов; далее – Порядок). В любом случае собственник машины получит выписку из ПТС в электронном виде и при необходимости сможет ее распечатать (п. 9 Порядка).
К полной версии электронного ПТС получат доступ только налоговые и правоохранительные органы. Содержание же выписки будет весьма усеченным.
Она включает следующие сведения:
- идентификационный номер (VIN) транспортного средства или шасси;
- наименование (в том числе коммерческое), категорию и марку транспортного средства;
- номера двигателя, шасси и кузова;
- цвет транспортного средства;
- год изготовления;
- данные и двигателе (марка, тип, объем и мощность);
- экологический класс;
- максимальная масса транспортного средства;
- территория, на которой можно зарегистрировать транспортное средство.
Полная версия электронного ПТС содержит, помимо указанных сведений, подробную информацию об автомобиле с описанием всех его систем: система двигателя, топливная, рулевая, тормозная и т. д. Можно будет даже узнать, какое дополнительное оборудование имеет автомобиль. Наконец, электронный ПТС включает и некоторую административную информацию: собственно номер ПТС и дату его оформления, страну вывоза автомобиля, сведения об уплате утилизационного сбора, таможенные ограничения, статус ПТС (действует он или, например, аннулирован) и т. д.
Отметим отдельно, что данных о собственнике транспортного средства не будет ни в полной версии ПТС, ни в усеченной, тогда как бумажные паспорта позволяют узнать и текущего владельца, и предыдущих.
Схема использования электронных ПТС такова. При приобретении нового автомобиля электронный ПТС, как и сегодня, покупателю будет оформлять автосалон. Когда владелец автомобиля поставит его на учет, ГИБДД должна будет сообщить об этом ОАО «Электронный паспорт». И та внесет сведения о регистрации в электронный ПТС. Это же касается изменения конструкции или цвета машины, которые тоже подлежат регистрации.
Первоначально планировалось, что госпошлина за выдачу электронного ПТС составит 800 руб., а за внесение изменений в него – 350 руб. Но пока изменения в НК РФ не разработаны, и предсказать итоговый размер пошлины за эти услуги невозможно.
Важно, что все сведения, когда-либо занесенные в электронный ПТС, будут храниться бессрочно. Это относится в том числе к паспортам со статусами «утилизированный» (если транспортное средство было утилизировано), «погашенный» (в отношении автомобиля, на базе которого был создан другой автомобиль) и «аннулированный».
Аннулировать электронный ПТС могут по нескольким основаниям. К примеру, когда свидетельство о безопасности конструкции автомобиля, наличие которого станет обязательным при выдаче электронных ПТС на новые автомобили, было признано недействующим. Или когда автоконцерн-изготовитель заявит, что электронный ПТС конкретного транспортного средства содержит недостоверные сведения о годе изготовления или VIN.
Ключевая ставка Банка России снижена до 10% годовых
С 19 сентября ключевая ставка Банка России составила 10% годовых. Отмечается, что такое решение Совет директоров Банка России принял, исходя из заметного снижения инфляции.
По оценке главного банка страны, годовой темп прироста потребительских цен сократился до 6,6% по состоянию на 12 сентября 2016 года после 7,2% в июле. Кроме того, Банк России рассчитывает, что принятое решение по ключевой ставке и ее поддержание на достигнутом уровне снизит инфляционные ожидания.
В дальнейшем планируется поддерживать достигнутый уровень в 10% годовых до конца текущего года, а в I-II квартале 2017 года снизить ключевую ставку. При принятии соответствующего решения Банк России будет оценивать инфляционные риски и соответствие динамики экономики и инфляции базовому прогнозу. Следующее заседание Совета директоров, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 28 октября 2016 года.
Также регулятор сообщил, что с учетом принятого решения годовой темп прироста потребительских цен составит около 4,5% в сентябре 2017 года и в дальнейшем снизится до целевого уровня 4% в конце 2017 года.
Верховный суд России объяснил, когда помеха справа не считается
Верховный суд России отменил штраф водителю, который на повороте не уступил дорогу машине, находившейся справа. Особенность ситуации в том, что другая машина была попутной, и оба столкнувшихся авто поворачивали в одну сторону.
Еще в автошколах каждого ученика заставляют заучивать правило: «не подставляй правый борт». У любого водителя это уже должно быть на уровне рефлекса: есть помеха справа, надо уступить. Однако, как показывает судебная практика Верховного суда страны, на дороге возникают ситуации, когда водитель вовсе не обязан смотреть вправо.
Весной прошлого года водитель И. из города Набережные Челны Республики Татарстан был оштрафован на 500 рублей за то, что на повороте не уступил дорогу автомобилю, движущемуся в попутном направлении. Оба авто поворачивали налево. Только водитель И. делал это из крайней левой полосы движения, а другое авто ехало по соседней полосе, то есть находилось справа. Из постановления Верховного суда не совсем понятно, кто в кого врезался и как именно это произошло. Однако можно догадаться, что одна из машин пыталась на повороте опередить другую. А как именно произошла встреча бортов - уже детали. Главный вопрос: кто в этой ситуации должен был притормозить.
Нижестоящие инстанции решили, что виноват был тот, кто поворачивал из левой полосы. То есть водитель И. Но Верховный суд России с такой позицией не согласился. Как сказано в постановлении, согласно Правилам дорожного движения, в случаях, когда траектории транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа.
Однако в данном случае машины следовали параллельным курсом. Их теоретические траектории не пересекались. Просто кто-то поспешил и испортил все дело. Как решил Верховный суд, в данном случае положения о помехе справа к водителю И. неприменимы. Он действовал правильно, занял перед поворотом крайний ряд, и у поворачивавшей параллельно машины не было никакого преимущества в движении. Все решения нижестоящих инстанций были отменены, а дело закрыто.