Новое в «аварийном» расселении
- Сергей Вадимович, расскажите об инструментах, которые планируется использовать при реализации новой программы.
Сергей Степашин:
- Прежде всего хотелось бы всех успокоить: с 1 января следующего года программа по переселению из аварийного жилья будет продолжена в привычном формате - «метр в метр». Новые механизмы пока обсуждаются, они будут предлагаться регионам на втором этапе действия программы. Это может быть и социальная ипотека, и создание в муниципалитетах собственного жилищного маневренного фонда, чтобы они могли им распоряжаться в случае чрезвычайной надобности, в том числе и для переселенцев из сносимого жилья.
Кроме того, мы анализируем статистику. Знаете, что получилось? Несколько тысяч человек из аварийного жилья получили новые квартиры и сразу же их продали. Почему? У них были другие квартиры, а в аварийных домах они были просто прописаны - у бабушек и дедушек, многих из которых уже и в живых нет. Это несправедливо, такого быть не должно.
- Можете назвать регионы, которые не выполнили предыдущую программу переселения из аварийного жилья?
Сергей Степашин:
- Прежде всего, это Тыва, Иркутская и Кировская области. Есть проблема в Карелии, где чиновники «прятали» аварийное жилье. Люди жаловались: наши дома признали аварийными, а в программу переселения мы не попали. Сейчас против этих чиновников возбуждено уголовное дело. Вопросы возникли в Дагестане, где людей переселили из центра Махачкалы на окраины, не обеспечив дома инфраструктурой: нет дорог, детсадов и магазинов. Сложная история была в Коми, но там удалось вытянуть программу.
Много подрядных организаций взяли деньги и обанкротились. Но так не везде. Примерно в 50 регионах сохранились и работают собственные мощные строительные компании, и там проблем почти нет. Другие регионы привлекают подрядчиков издалека. Вот там наблюдается либо воровство, либо некачественная и неквалифицированная работа. Это один из главных выводов, который мы сделали из реализации предыдущей программы по «аварийке».
Василий, Саратов:
- В городе много расселенных домов, за которыми никто не смотрит. Они превращаются в свалки мусора, а рядом - четыре детсада. У администрации ответ один: денег на их снос нет.
Сергей Степашин:
- Власти по закону обязаны снести расселенные дома, и средства на это должны быть предусмотрены.
Андрей Владимирович, Архангельск:
- Я собственник жилья, в 2005 году дом признали аварийным, с 2015-го начали расселять. Мне предложили меньшее по площади жилье, да еще с доплатой. Теперь я прописан в доме, которого уже нет.
Сергей Степашин:
- Я несколько раз приезжал в Архангельск, и там было много как раз таких жалоб. Если предлагаемое жилье меньше, чем прежнее, никто не имеет права брать доплату. Я поручу разобраться в этом вопросе.
- В Орле каждый год общественники выявляют аварийные дома, которые чиновники включают в программу капремонта. Получается, что деньги тратят впустую?
Сергей Степашин:
- Здесь ситуация пограничная. Но если дом действительно аварийный и не подлежит ремонту, то это называется «закопать деньги», давайте уж откровенно говорить. То есть вложили деньги, дом развалился, средства ушли, и никто за это не ответил. Надо разбираться по каждому такому эпизоду, подключим и НП «ЖКХ Контроль». Однако бывают и ситуации, когда дом, включенный в региональную программу капитального ремонта, признают аварийным. В этом случае дом по закону подлежит исключению из программы капремонта при ее актуализации, что обычно производится один раз в год.
- В Кемерово в доме 1940 года постройки на 2025 год был запланирован капремонт кровли. Жильцы пять лет платили взносы в фонд капремонта. В 2017 году власти решили еще раз обследовать дом на предмет ветхости. Если его признают ветхим или аварийным (вероятность 90 процентов), капремонта не будет. Смогут ли жильцы вернуть свои взносы, чтобы потратить их на текущее содержание дома?
Сергей Степашин:
- В случае если дом признан аварийным, то в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ муниципалитетом может быть принято решение об изъятии земельного участка, на котором стоит дом. Тогда собранные ранее средства на капремонт распределяются между собственниками. Если же такое решение не принято, то средства направляются на снос или реконструкцию здания.
Газета «Тагильский рабочий» из Нижнего Тагила: Действительно ли определение «аварийное жилье» заменят более широким - «непригодное»?
Сергей Степашин:
- Это не совсем так. Существует основной критерий: аварийное жилье - это дом, в котором жить опасно. Но необходимо определиться с понятием «ветхое жилье». Переходит ли оно потом в разряд аварийного или подлежит капремонту? Вот с чем предстоит разобраться Минстрою России в ближайшие полгода. Что касается термина, то я думаю, что аварийное - это точно непригодное жилье, потому что там жить нельзя. Но давайте, например, возьмем бараки, каменные, крепкие и с виду нормальные. В них, кроме света, ничего нет, вода и туалет - на улице. Пригодны ли они для жилья? Формально да, но сегодня XXI век, надо и это еще учитывать. Я в таком бараке жил в детстве с родителями во Владивостоке.
Скверы вместо деревяшек?
По словам министра по делам строительства и ЖКХ Владимира Якушева, в реализации этого проекта будет использован ряд нововведений. В ведомстве обобщили опыт субъектов, лучшие практики будут предложены в качестве инструментов или, как говорят в Минстрое, «опций» для достижения целей нового этапа.
К 2023 году планируется выйти на устойчивый снос аварийного фонда, когда на учет аварийного фонда должно ставиться меньше, чем нужно сносить, пояснил он. По прогнозам, в ближайшие пять-шесть лет аварийными будут признаны порядка 12 миллионов квадратных метров жилья.
Но сносить из них будут не все. Минстрой намерен разработать специальную программу для тех домов, которые можно восстановить. «Когда дом переходит в категорию ветхого, то есть 60-70 процентов износа, мы считаем, что здесь у нас должна быть отдельная программа по работе с этими домами. Потому что в принципе жизненный цикл этих домов мы еще можем продлить, если проведем качественный капитальный ремонт именно там, где у этого дома «болит», - рассказал министр.
Также в ведомстве намерены пресечь практику передачи под коммерческую застройку участков, освобождающихся в результате сноса аварийного жилья. «В результате обсуждений с регионами возникло предложение наложить ограничения на использование земельных участков, которые будут освобождаться за счет федеральной программы», - сообщил министр, добавив, что в таких местах следует обустраивать общественные пространства - «скверы или парковки, которых сейчас не хватает».
Регионы смогут продавать землю коммерсантам, но понесут дополнительные расходы. «Если субъекты примут решение, что квартал сносят, а участок идет под коммерческую застройку, деньги, полученные с аукциона, должны вернуться в программу сноса аварийного жилья. А если возникнет некая дельта, субъект должен потерять свою квоту в данной программе. Мне кажется, что это справедливо», - пояснил министр.
Минстрой планирует разработать программу ремонта ветхого жилья для домов с износом в 60-70 процентов
Будет доработан и механизм развития застроенных территорий. По словам Якушева, инвесторы неохотно берутся за такие проекты, поскольку обязаны построить не только жилье, но и социальную инфраструктуру. «Мы предлагаем, чтобы те инвесторы, которые будут заходить на застроенные территории, имели бы возможность получить в том числе из Фонда содействия реформированию ЖКХ субсидию на освоение этого участка. И если инвестор не собирается добровольно строить там социнфраструктуру, то это должен сделать муниципалитет», - заявил глава Минстроя.
«Российская Газета»