Новые газовые правила
Несмотря на то, что газ известен человечеству более 2 тысяч лет, а в России бытовым газом пользуются уже два века, как оказалось, ранее единого регламента по обслуживанию внутридомового газового оборудования не существовало.
В последние годы, когда на рынке нефтегазовой промышленности произошло разграничение собственности, газопроводы внутри домов и квартир оставались ничейными, так как было прекращено и лицензирование компаний, обслуживающих газовое оборудование. Получалось так, что каждый как мог, так и пользовался газом. В итоге в стране стали нередки аварии в жилых домах, вследствие ошибок в эксплуатации газовых сетей. Все эти проблемы вызвали немало сложностей в работе газовых служб. Из-за отсутствия регламентированных механизмов воздействия, газовики вынуждены были действовать методом рубля и рубильника. То есть либо отключали подачу «голубого топлива», либо штрафовали.
Отныне, по мнению специалистов, все точки над «i» поставлены, а взаимоотношения газовых служб и пользователей строго расписаны. Так, по новому порядку и согласно Жилищному Кодексу за состояние внутридомового газового оборудования – котел либо плита со шлангом, кран и подводящий провод – полную ответственность несет владелец квартиры, который заключил договор с обслуживающей организацией.
Вместе с тем, работа газовых служб в городе, как и новый порядок, вызывает немало вопросов. Что делать, если плита в доме стоит еще с «советских» времен, но работает? За что мы платим ежемесячные взносы, если вызов специалистов оплачивается дополнительно? Кто должен устанавливать в квартире новую плиту, неужели необходимо вызывать специалистов? Это лишь небольшая толика вопросов, которые волнуют многих горожан.
Моисей Валентинович Ефимов
Прокомментировать изменения в обслуживании внутридомового газового оборудования в г. Якутске мы попросили начальника отдела промышленной безопасности управления газораспределительных сетей «Ленагазсервис» Моисея Валентиновича Ефимова.- Моисей Валентинович, какие изменения внес новый порядок в работу вашей службы?
- Раньше по внутридомовому газовому оборудованию (ВДГО) не было единой нормативной базы. Поэтому мы пользовались отраслевыми стандартами, разработанными Минэнерго России и согласованными с Ростехнадзором.
В июне прошлого года вышло Постановление Правительства РФ № 549, которое дало четкие указания – каким образом мы должны пресекать самовольные подключения к газовым сетям, каков порядок уведомления, отключения. Во вступившем в силу новом порядке содержания и ремонта ВДГО более развернуто указано – как работать с абонентами, как обслуживать ВДГО. То есть нам стало намного легче работать.
- Как вы оцениваете состояние внутридомового газового оборудования в Якутске?
- В общем, неплохо. Если в среднем по России износ газового оборудования в жилом фонде составляет порядка 60%, то у нас износ систем газификации в квартирах достигает 25-30%. Срок эксплуатации газовой плиты, к примеру, 15 лет. Сейчас у некоторых горожан в квартирах стоят плиты, срок службы которых закончился. Это не говорит о том, что их необходимо срочно заменить. Просто за ними должно быть установлено своевременное техническое обслуживание.
А если газовая плита или отопительный котел в неудовлетворительном техническом состоянии, то мы даем владельцу предписания, где оговариваются сроки, когда плита должна быть заменена. При этом абонент должен быть отключен от газоснабжения.
В настоящее время в республике газифицировано 72 тысячи 202 квартиры. Из них в Якутске 45 тысяч 304 квартиры и 5 тысяч 122 жилых дома.
Все их жильцы подпадают под новый «Порядок содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в РФ»
- У нас есть специализированная служба, которая занимается его техническим обслуживанием – Служба внутридомового газового оборудования. По утвержденному порядку, техническое обслуживание должно проводиться не реже одного раза в три года. С учетом некоторого износа бытового газоиспользующего оборудования в жилом фонде города, наша служба проводит обследования чаще: по газовым плитам – 1 раз в 2 года, по отопительным котлам – 1 раз в год.
- К примеру, я уже забыла, когда в нашем доме был работник газовой службы.
- Да, бывают такие жалобы от населения. Периодически проводится проверка достоверности информации по обходам квартир, подписей абонентов на листах планового ремонта. У нас есть своя база данных по всем квартирам, имеющим газоснабжение.
Но тут есть еще свои нюансы. Обычно при поквартирном обходе многих хозяев не бывает дома или они в отъезде. Также некоторые просто не пускают работников газовой службы в квартире. Поэтому у нас получается 70-80% реального доступа в квартиры горожан. То есть из 100-квартирного дома техническое обслуживание проведено в 70 квартирах, а 30 квартир остаются недоступными. Возможно, наши слесари приходили к вам, когда вас не было дома.
Выписка из прейскуранта на некоторые виды услуг по техническому обслуживанию ВДГО на 2009 год:
- Замена крана диаметром от 15 мм до 25 мм – 350 рублей.
- Подключение газовой плиты на гибкий шланг – 397 рублей.
- Замена газовой плиты с подключением на гибкий шланг – 529 рублей.
- Сами тарифы на газ устанавливает Региональная энергетическая компания – РЭК (Госкомцен). Согласно решению Правительства РФ с января 2006 года техническое обслуживание внутридомового газового оборудования исключено из составляющей цены на газ.
Услуги по техническому обслуживанию ВДГО оплачиваются отдельно. Поэтому для нас разрабатывается отдельный прейскурант по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования. В квитанциях по квартплате стоимость нашей услуги, к примеру, по техническому обслуживанию бытовой газовой плиты, составляет 21,90 рублей в месяц. Эти цены устанавливаются 1 раз в год. В связи с инфляцией в следующем году цены, возможно, немного вырастут, но не более 15%. Но мы, в первую очередь, исходим из того, чтобы стоимость обслуживания была не накладной для большинства пользующихся газом граждан.
- Ну а если я решила заменить плиту, обязана ли вызывать ваших специалистов?
- Сейчас многие многоквартирные дома объединены в ТСЖ, обслуживаются УК. По Жилищному кодексу права и обязанности владельцев и поставщиков услуг четко определены. Согласно п. 9 подпункт «к» «Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» потребители газа, владельцы газоиспользующего оборудования и подводящих газопроводов обязаны заключать договора на техническое обслуживание ВДГО и аварийно-диспетчерское обеспечение.
При этом следует учесть то, что только наше управление имеет круглосуточную аварийную диспетчерскую службу «04». У других организаций таких служб нет. Значит, для них затруднительны выезд в ночное время и локализация аварийной ситуации по аварийной заявке, то есть утечке газа. Служба «04» всем хорошо известна и на сегодняшний день она – единственная, которая может профессионально среагировать на любую внештатную ситуацию.
- Что необходимо знать гражданину, покупающему новую квартиру?
- Каждый, кто приобретает новую квартиру с газовым оборудованием, должен проходить инструктаж у нас в техническом кабинете. Здесь на действующем газовом оборудовании его научат правильно пользоваться газовой плитой, отопительным котлом, обучат действиям при нештатной работе этого оборудования.
Сейчас многие горожане сдают квартиры, а квартиры снимают иногда люди ранее не пользовавшиеся газовыми приборами. В этом случае владелец квартиры или жилого дома должен в своих же интересах обучить квартирантов безопасному пользованию газом.
Необходимо помнить - если что-то случилось в это время, за нарушение правил пользования газом ответственность несет владелец квартиры. Также хотелось бы предостеречь граждан, которые приобретают жилые дома с установленным газовым оборудованием. При покупке жилого дома, в обязательном порядке проверяйте – нет ли задолженности продавца за потребленный газ, и имеется ли в наличии исполнительно-техническая документация на газификацию дома. В случае, если данная документация утеряна или не соответствует установленному газовому оборудованию, то рано или поздно наши инспектора выявят данное нарушение и примут соответствующие меры.