Ньургун Бэчигэн: «У нас есть своя культура, имена, традиции, есть наша нация. Но появилась угроза исчезновения родного языка»
Сегодня в гостях у читателей «Эхо столицы» актер Ньургун БЭЧИГЭН. Жители республики узнали о нем после выхода исторического фильма «Тыгын Дархан» о тойоне, предводителе хангаласского племени якутов. 4 ноября текущего года фильм вышел во всероссийский прокат.
***
Напомним, что в декабре 2020 года в Великом Новгороде картина была признана победителем в трех номинациях ХIV Всероссийского фестиваля исторических фильмов «Вече», завоевав главный приз. Также призом «Лучший актер» был отмечен сыгравший главного героя Ньургун Бэчигэн. И вот буквально на этой неделе стало известно, что актер стал лауреатом в номинации «Лучшая мужская роль» на международном фестивале военно-патриотических фильмов «Волоколамский рубеж» (Волоколамск) и снова номинирован на «Лучшую мужскую роль» на международном фестивале «Золотая башня» в Ингушетии! Поздравляем!
***
Беседуя с Ньургуном, начинаешь понимать, чем он так «цепляет» зрителя. В интервью он поделится с нашими читателями, почему сменил имя и фамилию, как пришел в кино и без актерского опыта сыграл Тыгына, чем занимается сейчас и приоткроет завесу своей личной жизни.
− Родился я в селе Майя Мегино-Кангаласского улуса. Жили на родине мамы в Хорообуте, а когда мне исполнилось три года, переехали в Баягу Таттинского улуса. Это уже родина отца. Мать Татьяна Николаевна Неустрова – медик, всю жизнь проработала в Баягинской больнице. Отец Дмитрий Гаврильевич Неустроев был кочегаром, потом работал электриком в ЖКХ.
− Нас в семье трое сыновей, я самый старший. Когда детей вновь начали называть якутскими именами, мама дала нам вторые имена. Меня назвали Ньургуном, среднего брата − Талбаном, младшего − Сэргэ. А так, у нас были обычные имена: Ганя, Коля и Сергей.
− Прапрадеда в народе называли Бэчигэн огонньор. Прежде чем взять эту фамилию, я изучил наши корни по отцу. В архиве имя прапрадеда было записано неправильно, его чуть смягчили в написании. В словаре Новгородова нашел это слово − означает упрямый. Есть у нас в крови упрямство.
− Я спросил у родителей, в первую очередь у отца, разрешения поменять фамилию. Тем более, что меня назвали в честь деда, и я его полный тезка − Неустроев Гаврил Дмитриевич. Неспроста в старину якуты давали несколько имен своим детям, чтобы злые духи, запутавшись, не нашли к ним дорогу.
***
− Мы с братьями не погодки. Талбан младше меня на два года, дальше идет Сэргэ. Отмечу, что мы никогда между собой не дрались. Я, как старший, должен был защищать, поддерживать младших братьев. А в детстве я сам очень хотел, чтобы у меня был старший брат, бывало, что мне доставалось от ребят старше меня.
− Так как в доме у нас единственной девочкой была мама, то, естественно, мы помогали ей по хозяйству. Выполняли всю домашнюю работу в доме, работали во дворе, убирались в хотоне… Мы умеем и коров доить. Иногда мечтали о сестренке, которая бы мыла посуду и полы (смеется − прим. К.Э.).
− Когда подросли, то нас стали приобщать к сенокосным работам, рыбалке и охоте. Отец стал нас брать с собой, хотя сам не был заядлым охотником и рыбаком. Дядя, его старший брат, вот он был настоящий булчут. Даже в школе вел кружок Байаная – якутского духа лесов и животных, покровителя охотников. В то время таких кружков не было нигде. Весной вывозил школьников в свой охотничий домик на охоту, летом брал желающих на сплавы.
− К сельскому труду нас приучали постепенно, особо не напрягая, не заставляли перерабатывать, чтобы не оттолкнуть потом от деревенских забот. Всё проходило спокойно, без «коммунистического» надрыва, никто ни с кем не соревновался. Во время сенокоса мы жили в наших родовых местах, где когда-то охотились, рыбачили и косили сено наши прадеды. Жили в балагане с камельком, жалко, он не сохранился. Вечером после сенокоса с ружьем шли охотиться на уток. Вот такое лето бывало у нас − сплошная романтика. Мы хотели поскорее вырасти, слушая летние приключения наших двоюродных братьев, которые рассказывали, как хорошо было летом в наших родовых местах. Мечтали, как и они, пойти с ружьем на охоту.
***
− В нашей школе была сильная база. Особенно по якутскому языку и литературе, национальной культуре. Классная руководительница Егорова Маргарита Романовна всегда оставляла несколько минут до окончания урока для обсуждения. Почему этот герой так сделал, а как бы ты поступил на его месте? У всех спрашивала мнение, так мы учились говорить, высказывать свои мнения, мысли. Маргарита Романовна – отличник образования России, имеет почетное звание «Учитель учителей».
− Мне нравился спорт: занимался вольной борьбы, кикбоксингом, мас-рестлингом. Но со спортом пришлось завязать. В 10 классе во время состязаний по перетягиванию палки сильно потянул мышцу спины, получил травму. Очень нравился лыжный спорт, но из-за того что бегали на лыжах очень короткое время – только весной, не получилось заниматься серьезно.
− После школы хотел поступить на стоматолога. Мама у нас медик, поэтому хотел поступить в медицинский. Но в тот год в медколледже не было набора, он шел через каждые три года. Раз нет набора, встал вопрос, куда подавать документы? Решил поступать на физкультурное отделение, но помешала травма, и я не прошел. Что делать? Мне очень хотелось остаться в городе, обязательно получить образование.
− Как раз в 1999 году в колледже культуры и искусства открылось новое отделение «Организатор работы телевидения и радио». А я в старших классах был ведущим в местной телестудии «Томтор ТВ», читал новости, поздравления. И решил, что вот сюда-то мне надо. Наивно считал, что у меня есть опыт, как- никак работал в телестудии. Сдал документы, узнал, что надо к спецэкзамену подготовить монолог, стихотворение и басню. Времени на подготовку не было, всю ночь учил. А на экзамене все перемешал: и монолог, и стихотворение, и басню. Такая каша получилась − просто провал.
− Тут мое отчаянное выступление остановили, дали газету и попросили прочитать новости. В общем, поступил. Позже узнал, что директор радио НВК «Саха» Тарас Лукич Тарасов меня отметил, услышав мой голос. Рекомендовал принять на учебу, выучить и отправить к нему на радио диктором.
***
− В 2000 году в колледже меня утвердили на роль Ньургун Боотура во время Ысыаха Туймаады, я участвовал в церемонии открытия. Когда в первый раз выехал на лошади, то… мои ноги волочились по земле. Лошадь попалась низенькая. Как же смеялись тогда мои односельчане, увидев это зрелище: то ли лошадь везет меня или я бегу вместе с лошадкой. Потом уже нашли подходящую лошадь.
− Перед окончанием колледжа заведующий кафедрой «Этнохудожественное творчество», алгысчыт Афанасий Семенович Федоров пригласил учиться к нему. Не хотел меня отпускать, я и остался. Мы с ним − постоянные участники церемонии открытия Ысыаха Туймаады, я в образе Ньургун Боотура, он как алгысчыт. К слову, у меня два диплома колледжа культуры и искусства: дикторский и специалиста по родной культуре. По распределению меня направили в Ытык-Кюель, работал в театре.
***
− Как-то приехали с концертом для земляков из Таттинского улуса в Якутск, я был ведущим мероприятия. Вдруг за кулисы ко мне приходит Тарас Лукич и говорит: «Ты куда это пропал?». Оказывается, он потерял меня, я же после дикторского перешел к Афанасию Семеновичу, поэтому со вторым дипломом был направлен в Ытык-Кюель. Поговорили, пригласил диктором на радио. Я доработал до Нового года и после праздников в 2004 году приехал в город.
− Моим наставником был Николай Иванович Максимов (редактор творческого объединения литературных и музыкальных программ главной редакции радио-вещания НВК «Саха»), у него шли хорошие передачи про великих известных людей. Вначале был диктором, потом у меня появилась авторская передача «Байанай». Хотели переманить в политическую редакцию, но мне природа была ближе. Многие спрашивают, почему же с такой фактурой не перешел на телевидение. Всегда отшучивался, что у меня слишком большое лицо, не влезает в экран телевизора. Как-то так получилось, что нигде не примелькался.
***
− Как стал Тыгыном? Пошел брать интервью по съемкам фильма «Тыгын Дархан» на круглом столе в медиацентре. Мне всегда нравятся исторические фильмы, а тут узнал, что будет проводиться кастинг. На главных героев не претендовал, но очень захотелось попасть в эпизод или в массовку. Взял интервью у режиссера Никиты Аржакова, второго режиссера Александра Лукина. Но просить что-то и как-то навязываться им не стал.
− У меня мама – мегинская, я, засыпал, слушая ее песню о народном герое Манчаары. Помню, что на стене у нас висела картина с богатырем Урун Уолан на летящем белом коне. Это осталось в памяти из детства. Засыпая, видел себя на месте Урун Уолана, Манчаары. Куда только не приводили меня детские фантазии во снах! В детстве я читал роман Василия Яковлева-Далана «Тыгын Дархан», но ничего не запомнил, видимо, читал поверхностно. А тут во время отпуска решил перечитать. Почему? Сам не знаю.
− Это был мой первый отпуск и первая поездка в Москву. Взял с собой две книги: «Тыгын Дархан» и новую книгу моего земляка Александра Постникова-Сындыыс. В салоне самолета увидел директора «Сахафильма» Дмитрия Шадрина, хотелось поговорить с ним о предстоящих съемках, показать, что в сумке у меня как раз лежит роман Далана. Но не стал. Вдруг кто-то хлопает меня по плечу. Это оказался Федор Постников – сын Сындыыса, летевший на сборы. Было странное чувство, в сумке у меня лежат только две книги. И в самолете я встречаю Шадрина и сына Постникова-Сындыыс.
− Когда собирался в Москву, приятели предупредили, чтобы один нигде не «шарахался», мол, там не любят «понаехавших». И я три-четыре дня просидел дома, читая роман. Потом как в голову ударило, что же это я, приехал в столицу и сижу, спрятавшись в комнате? А ведь приехал погулять по Москве. Рассердился на себя, вышел на улицу и решил проверить, действительно ли так, как друзья говорили. Стал приставать к прохожим, как пройти туда, где этот магазин и т. д. Все вежливо отвечают, никто не грубит. Решил тогда поехать на окраину, может, там всё иначе. Сел в метро и поехал куда глаза глядят. Навстречу мне идут трое парней, прямо весь напрягся, вот эти непременно мне нагрубят. Спросил, где парикмахерская, они махнули рукой, указывая направление. Попросил проводить. Довели до парикмахерской. Сделал вывод: нормальные, приветливые люди живут в Москве.
***
− И тут вдруг мне звонит заведующий управлением культуры Таттинского района Виталий Гаврильевич Власов. Попросил отправить фото в костюме Ньургун Боотура. Говорит, что есть большой проект, может, что-нибудь получится, роль будет для меня. Следующий неожиданный звонок: просят подойти к Никите Аржакову в «Сахафильм». Пришел, волнуясь; поговорили с ним о том, о сем, но он ни слова не сказал о роли. Так и ушел, не поняв, зачем он меня позвал.
− Но уже появилось предчувствие: что-то будет. На самом деле безвестность немного тяготила. Вот в таком раздвоенном состоянии я находился. И, наконец, третий долгожданный звонок − и я опять в «Сахафильме». Мне неожиданно предлагают роль Чааллайы, сына Тыгына. Это далеко не маленькая роль, о которой я мечтал. Согласился, не раздумывая. Рассказал всем родственникам, друзьям. Но… попал в автоаварию, повредил плечо, мне наложили гипс. Все так некстати, у меня со дня на день съемки, а тут такое.
− Так оно и случилось. «Завтра выезжаем на съемки, ты готов?» − спросили меня вскоре. Вначале не признался, что я в гипсе, но вечером всё же позвонил, не хотелось подводить людей. В общем, они нашли другого человека. Я чуть не плакал от досады, вот же судьба, была роль, теперь ее нет. Пошел сам в «Сахафильм» и попросил любую роль. Опять потянулись дни в ожидании.
− Когда снова раздался звонок, я буквально побежал в студию. Но даже представить не мог, что мне предложат роль Лэгэя, второго по значимости персонажа. Конечно, да! Начал готовиться к роли, стал качаться. И меня опять вызывают в студию. Прямо сердце екнуло, неужели хотят снять с этой роли, нашли другого? С тяжелым сердцем пошел на встречу. И там узнаю, что мне хотят доверить сыграть самого Тыгын Дархана.
− Если бы не сидел на стуле, то упал бы. Начал отказываться, потому что это такая ответственность − играть в большом проекте великого человека. К тому же в этой роли начал сниматься другой человек. Попросил время на обдумывание. Обратился за советом к друзьям, как поступить? Все, как один, стали говорить, что не надо соглашаться, мол, как ты можешь сыграть главную ключевую роль без актерского образования? Спросил у матери, она, оберегая меня от людской молвы, была такого же мнения. Все были против. И тут заговорила моя упрямая кровь. Как это я не смогу, если другие могут?
***
− Ночью мне приснился сон, будто сижу посредине балагана, перед камельком сидит шаман, который проводит обряд алгыса. Во сне какие-то парни надевают на меня доспехи, до этого мне никогда не приводилось даже примерять их на себя. Позади сидят три женщины − далбар хотуны в роскошных нарядах, в серебряных убранствах и о чем-то шепчутся за спиной. Стал прислушиваться, а они говорят обо мне, что похож на него. Утром встал, этот сон не выходит из головы, настолько явственно всё видел. Начал размышлять, что бы это значило? Пришел к выводу, что неспроста они пришли ко мне.
− Позвонил, сказал, что согласен. Позже мне дали такое толкование этого видения: приходили ко мне госпожи трех долин Эркээни, Энсиэли и Туймаада. И все, что случилось со мной до этого, тоже было неслучайно, даже авария, в которую попал, − всё вело именно к роли Тыгын Дархана.
***
− У меня язык не поворачивается сказать, что я артист. Еще не принял этот факт, что, сыграв первый раз, вдруг стал артистом кино. На прошлой неделе после показа фильма состоялась встреча со зрителями в селе Майя, и как раз об этом и спрашивали. Народ, посмотрев фильм, закрепил за мной имя Тыгын – значит, приняли моего героя! Тем не менее приз «Лучший актер» на фестивале «Вече» в Великом Новгороде стал для меня неожиданностью.
− Совсем был не готов к этому. Думал, что едем на фестиваль как приглашенные гости. Только там дошло, что приехал на большое мероприятие, хорошо, что взял костюм. Когда назвали меня, очень удивился. Любимый мамин артист Александр Михайлов вручил мне приз. Теперь мама гордится (улыбается), что так близко стоял с Михайловым.
− Раньше воспринимал работу артиста поверхностно. Думал, чего там уметь, это же просто − человека играть. В колледже у нас был предмет «Актерское мастерство» − самый… нелюбимый. Силой заставлял себя что-то там сотворить. Оценку до «тройки» мне дотягивали, совсем не мог раскрыться. А во время съемок пришлось потрудиться, в этом помог режиссер Никита Аржаков. Спрашивал, неужели в моей жизни не было таких моментов, вспомни о них, надо все эмоции из своей жизни вытащить. Оказывается, в жизни у меня было всё: радость, горе, огорчения, трудные и радостные моменты, взлеты, падения. Артист − это очень трудная профессия. Если войти в образ, оказывается, потом очень трудно выйти из нее.
− В Якутии ни один человек не взял у меня автограф. У нас менталитет другой. На улице узнают, но якутяне очень скромные, проходят мимо. В Москве, на фестивале «Вече», люди активные. Просят автограф, фотографируются, вопросы задают, как журналисты.
***
− Осенью снялся в фильме Михаила Лукачевского по мотивам повести «Кустугу ситтэрбиэн» Ивана Дьячковского. Он известен всем как Кыталык Уйбаан, исследователь птиц, фотограф и писатель. Фильм о детстве Ивана Дьячковского. Я играю отца Кыталык Уйбаана Иона, который после смерти жены один воспитывает семерых мальчиков. Очень жесткий, суровый фильм. Но в советское время люди были строгие, воспитывали детей без всяких сюсюканий. Съемки завершены, идет монтаж, в следующем году картина выйдет на экраны.
− Сейчас работаю на полставки в НВК «Саха», есть время. После работы в фильме «Тыгын Дархан» мысли другие, настолько глубоко проникся личностью моего героя. У нас есть своя культура, имена, традиции, есть наша нация. Но появилась угроза исчезновения родного языка.
Я был женат, но мы развелись еще до съемок фильма. Пытались сохранить семью, не получилось. К чему я это говорю? Моя дочка поздно заговорила, и ее водили к логопеду. И оказывается, у нас нет специалистов, которые занимаются с детьми на якутском языке, поэтому учили ее на русском. По совету логопеда отдали дочь в детский сад, но не в якутскую группу. Сейчас жалею, что она не говорит на родном языке. Но хотя бы понимает.
***
− Мои подписчики уже знают, что в моей жизни появилась любимая − Лилия Соловьева, моя Лиля. В Якутске ее многие знают как исполнительницу трайбла. Она работает в IT-парке. Однажды она говорит, что, оказывается, нет приложения по изучению якутского языка. Словарь-переводчик есть, а вот как научиться говорить – нет. Я просто принял это к сведению и… забыл. Но через неделю Лиля спрашивает: «Так мы будем заниматься приложением?» А я человек, далекий от технологий, никак не мог понять, как это делать, с чего начать?
Встретились с Николаем Николаевичем Павловым-Халан – основателем якутской «Википедии». Посоветовались с председателем ассоциации учителей по якутскому языку Якутии Жанной Барашковой, руководителем творческого объединения молодых писателей «Тыл кыhата» Гаврилом Андросовым и приступили к проекту. Предварительно сделали опрос: многие подтвердили, что хотят обучиться якутскому языку. Суть проблемы − стесняются из-за акцента, боятся, что засмеют. Лиля тоже стеснялась, она - городская девушка, говорит больше по-русски, хотя понимает, в детстве ходила в якутский садик.
− Сейчас мы такая семья, что учимся друг у друга. Она у меня − якутскому языку, я у нее – говорить по-русски. Бывают у нас недопонимания, когда я говорю слишком цветисто, тогда стараюсь объяснить попроще. Она филолог, английский-немецкий язык изучала в университете, быстро преодолевает языковой барьер. (Кстати, между собой они и общаются на своих языках. Он – по-якутски, она – по-русски). Это семья!
− Поздравляю читателей и всех жителей нашей республики с наступающим Новым годом. Желаю радоваться каждому дню и верить в добро.