Нюансы расследования «наркотических» преступлений
Так как материал написан исключительно на юридическом языке, что сложно воспринимается обывателем, «ЭС» решило передать суть темы на простом и понятном языке. Отметим, что материал скорее предназначен для сотрудников правоохранительных органов, однако мы посчитали, что о нюансах «наркотических» преступлений должен знать каждый, дабы не было повадно.
Сбытчики не отвертятся
В квалификации статей УК РФ в процессе расследования уголовных дел по незаконному обороту наркотиков 30 июня 2015 года постановлением Пленума Верховного Суда РФ за № 30 внесены кардинальные изменения. Так, незаконный сбыт наркотических средств, психотропных веществ или аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (далее - наркотики), является оконченным преступлением с момента выполнения лицом всех необходимых действий по передаче приобретателю наркотиков независимо от их фактического получения приобретателем. В том числе, когда передача происходит в ходе «проверочной закупки» или другого оперативно-разыскного мероприятия (ОРМ) правоохранительных органов. Ранее передачу наркотиков под контролем правоохранительных органов нельзя было признать оконченным сбытом, ведь наркотики попадали в руки правоохранителей, а не настоящих потребителей наркотиков, и преступнику вменялась статья за покушение на сбыт из соображений, что не достигнут конечный результат и никто не пострадал.
Однако по «требованиям» ст. 228.1 УК РФ для признания сбыта наркотиков оконченным преступлением не требуется наступления определенного результата, к которому лицо стремится — сбыть наркотики потребителю, навредить его здоровью. Сбытом является оконченное преступление с момента отчуждения наркотических средств, то есть сбыл наркотики с рук хоть в пустой ящик — стал сбытчиком. Иными словами, совершено общественно опасное деяние - преступление, а его последствия - уже вопрос второстепенный.
Также оконченным преступлением, то есть сбытом является и тот факт, когда в ходе такого ОРМ, как «наблюдение», у сбытчика изымаются наркотики, когда опять же «отрава» не попадает в руки потребителя, однако преступник изначально имел умысел сбыть ее потребителю.
Пример: В марте 2016 года два «товарища» в указанном другим лицом месте оборудовали тайники с наркотиками и сообщили ему о месте нахождения тайников. В ходе «наблюдения» сотрудниками правоохранительных органов наркотики были изъяты из тайников. Следователь обвинил их в покушении на сбыт наркотических средств. Однако Якутский горсуд возвратил это уголовное дело прокурору г. Якутска, так как в действиях «товарищей» наличествовали признаки оконченного сбыта, а не покушения на сбыт.
Юридическая «рулетка»
Теперь о покушении на сбыт. Если лицо в целях сбыта незаконно приобретает, хранит, перевозит, изготавливает, перерабатывает наркотики, то тем самым оно совершает действия, направленные на их последующую реализацию. И если даже по не зависящим от него обстоятельствам оно не передает наркотики приобретателю, то все равно несет уголовную ответственность за покушение на незаконный сбыт, то есть за неоконченное преступление. Ранее такие действия признавались не покушением, а приготовлением к сбыту наркотиков.
Пример: 16 марта 2016 года гражданин Б. незаконно хранил с целью перевозки и сбыта наркотическое средство для передачи его в исправительное учреждение. В момент его транспортировки он был задержан сотрудниками правоохранительных органов. А так как его задержали в момент транспортировки для последующего сбыта, его действия квалифицируются как покушение на сбыт.
Ранее доставка наркотиков к месту хранения, как и хранение для последующего сбыта квалифицировались как подготовительные действия к сбыту наркотических средств, а не попытка их непосредственного сбыта. Однако и в этом уголовном деле следователь обвинил Б. в подготовке к сбыту наркотиков, что карается менее сурово.
Но судья Якутского горсуда уголовное дело в отношении Б. также вернул прокурору г. Якутска ввиду наличия в его действиях признаков более тяжкого преступления — покушение на сбыт.
А вот Ю. и К. повезло, которые в апреле 2015 года по указанию другого лица спрятали наркотики в оборудованных тайниках для последующего сбыта. Якутский горсуд переквалифицировал их действия с покушения на сбыт на приготовление к сбыту, так как данное преступление они совершили до 30 июня 2015 года — до выхода в свет указанного постановления Пленума ВС РФ № 30.
В случае, когда лицо передает приобретателю наркотики по просьбе (поручению) другого лица, которому они принадлежат, речь будет идти уже о предварительном сговоре в незаконном сбыте наркотиков. Неважно, с кем из сторон у «Иванова» была договоренность — со сбытчиком «Петровым» или «Сидоровым»-приобретателем, получил ли он вознаграждение за оказанные услуги. Важно, что имеет место распространение наркотиков, их сбыт. Вот в этой части судьи Якутского городского суда и следователи органа уголовного преследования солидарны.
Мотайте на ус, «опера»!
Судья Якутского городского суда Анна Маркова:
- Такой преобладающий вид ОРМ, как «наблюдение», может проводиться только при наличии сведений об участии лица, в отношении которого осуществляется такое мероприятие, в подготовке или совершении противоправного деяния. Правомерность ОРМ не может основываться на одном лишь наличии постановления соответствующего руководителя о проведении этого ОРМ. Особое внимание следует обращать на описательно-мотивировочную часть постановления о проведении ОРМ, в которой должна содержаться убедительная аргументация о необходимости проведения ОРМ. По уголовным делам о незаконном обороте наркотических средств, рассмотренных Якутским городским судом, в качестве условия для проведения ОРМ указывают наличие оперативной информации о том, что конкретное лицо осуществляет деятельность, связанную с незаконным оборотом наркотических средств. В некоторых случаях указывается также адрес, по которому предположительно осуществляется незаконный сбыт наркотических средств. В постановлении, как правило, указывается цель проведения ОРМ. Однако в большинстве постановлений упоминаются лишь неустановленное лицо, цели вообще не указываются. В отдельных случаях имеется ссылка на статьи закона или указываются стандартные формулировки, такие как: установление лиц, занимающихся сбытом наркотических средств, установление соучастников преступления, выявление каналов поставки наркотических средств.