О РЕАЛЬНОМ УЧИЛИЩЕ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО…
КУПЕЧЕСКАЯ ЩЕДРОСТЬ
Здание было построено в начале ХХ века, в 1911 году. Для строительства собирали деньги, самый большой вклад – 130 тысяч рублей – внес Федот Астраханцев, потомственный дворянин, купец первой гильдии, владелец винно-водочного завода. По тем временам это была огромная сумма. К примеру, на эти деньги можно было купить 13 тысяч коров (одна стоила порядка 10 рублей). Если сегодня «буренка» в среднем стоит 50 тысяч рублей, то можно подсчитать, что Федот Васильевич не пожалел 650 млн в пересчете на наши современные деньги. Более полумиллиарда! Хм, где ныне такие меценаты…
На закладке фундамента в 1908 году присутствовали губернатор И.И. Крафт, вице-губернатор А.А. Ващенко, городской голова П.А. Юшманов и др.
КУЗНИЦА ЯКУТСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ
Знаменито здание Реального училища тем, что в нем впервые в Сибири провели паровое отопление, что по тем временам было почти фантастикой, прорывом в будущее. Увы, трубы были проложены под полом, что, естественно, вызвало таяние вечной мерзлоты, да так, что фундамент «поплыл». Поэтому изначально здание было обречено на аварийность. Однако оно было реально красиво!
Уже в 1915-м году училище закрыли на ремонт, учащихся перевели в Якутскую прогимназию (увы, этот памятник архитектуры после пожара не подлежит восстановлению). После ремонта и укрепления фундамента Реальное училище проработало до 1922 года. С октября 1934-го года в нем разместили Якутский педагогический институт. В 60-х годах здесь учились студенты историко-филологического факультета ЯГУ, в 80-х – инженерно-технического. Поэтому-то в памяти осталось название «здание ИТФ».
ПЯТЬ ЛЕТ НАЗАД
В 2014-м году ответственный секретарь Якутского отделения Общества охраны памятников Александр Дьяконов сообщил, что с 2016 года будут проведены научно-изыскательные работы по поводу почвы и фундамента. "Этот архитектурный памятник находится в реестре, никто его разрушать не собирается, но вопрос реставрации остается открытым. Реставрация этого здания требует огромных денег. Объект очень проблемный, при строительстве здания фундамент просел, — говорит Александр Дьяконов.
СОХРАНИТЬ ИЛИ …?
Увы, в назначенное время к зданию пришли немногие, однако разговор состоялся. Александр Дьяконов, Руслан Васильев, Андрей Высоких и другие обозначили главную тему:
— Вопрос со зданием Реального училища надо решать принципиально – или заняться вплотную реставрацией, или же забыть о нем уже навсегда!
Дело в том, что он находится на балансе Министерства культуры, и попытки заняться им предпринимались. Был объявлен конкурс на проект реставрации на сумму 12 миллионов. Выиграл институт из Улан-Удэ. Однако со своей задачей его сотрудники не справились, и их проект не прошел государственную экспертизу. Главный недостаток – разработчики проекта не учли, что рядом со зданием проходят магистральные трубы отопления, у которых есть охранная зона, где никаких сооружений быть не должно.
И так этот вопрос «завис» в воздухе. Пока здание стоит рядом с трубами, ни о какой реконструкции речи быть не может!
— Так что же делать?
— Есть два варианта. Первый – снести, так как в существующем виде здание представляет опасность для жителей! Здесь постоянно собираются асоциальные личности, устраивают дебоши, порой просто страшно мимо проходить. Также дети любят бегать по зданию, рискуя свалиться с перекрытий, о последствиях чего даже думать не хочется. Более того, здесь устроили общественный туалет! Знаете, видеть, во что превратилась «колыбель» якутской интеллигенции, – удручающее зрелище… Уж лучше не видеть! Но снести признанный исторический памятник по закону почти невозможно.
Второй вариант – разобрать его до основания, перенести месторасположение на несколько метров (территория позволяет), сделать новый фундамент и восстановить здание в первозданном виде.
— Это же сколько денег надо будет! Вряд ли у нас найдется свой астраханцев…
— Почему бы и нет? Министерство культуры вряд ли сможет финансово справиться с этой задачей, а как только вопрос о переносе и реставрации будет решен, то желающие найдутся. Главное, чтобы здание сохранило свою историческую ценность и первоначальный вид. Работы много, но она того стоит!
Фото Александра ДЬЯКОНОВА