О выборах, идеальных и не очень кандидатах
Первый ход
Говорят, что выборы сродни игре в карты. И первым ход делает тот, у кого козырь. Такой первый предвыборный ход приписывают прекрасному человеку, экс-депутату Гордумы Александру Данилову. Когда он, возмущенный словами до того как будто безобидного профессора СВФУ Павла Казаряна, собрал в балагане народ и гневно обличил его научные теории, высказанные в интервью газете «Наше Время». Было это в конце января. До выборов оставалось более полугода. Но сонное дотоле кандидатское сообщество зашевелилось в восхищении: мол, пока мы спим, Джурович уже работает на электорат.
Скандал, по городским масштабам, был знатным. Впрочем, знающие Александра Джуровича утверждают, что это был совершенно не предвыборный пиар. Просто он человек сам по себе прямой. Если что не нравится, молчать не будет. Вполне возможно, что так оно и было. Ибо, действительно, Казарян наговорил много чего возмутительного. Однако, как бы то ни было, именно директору кинотеатра «Центральный» приписывают первый ход, причем с самой, что ни есть, козырной карты – национальной обиды.
И этот ход был воспринят всеми как руководство к действию. Редкий кандидат после Джуровича не высказывался о засилии мигрантов и прочих «понаехавших». Сам Данилов, к его чести, к этой карте более не возвращался, хотя и мог бы давить тему до конца. А после, испортив свою репутацию, реноме партии, пройти в любом из округов Якутска без разницы куда – в Ил Тумэн или в Гордуму.
Но впоследствии Александр Джурович не особо отличался агрессивностью своей предвыборной агитации. В итоге он так и не прошел в Гордуму. Но этот результат, скорее, из-за стратегического просчета его кампании. Скорее всего, наиболее сильные позиции у него были в Центральном округе. И совершенно слабые в округе Ойунском, где народ, по большому счету, глядя на безликий партийный список, и не подозревал, что в нем фамилия того самого боевого и принципиального Джуровича.
Сила диаспоры
Один из самых жарких боев разыгрался в Речном округе, где лбами сошлись два депутата: ветеран Гордумы Артак Бежанян (за плечами уже два созыва), ветеран Ил Тумэн Николай Парников (второй и третий созыв) и новичок в таких играх Андрей Богатырев. Главная интрига заключалась в вопросе: пройдет или не пройдет Бежанян, у которого в своем речном околотке, как у заядлого рыбака, все давно уже было прикормлено и схвачено.
Против Бежаняна были брошены колоссальные, по городским меркам, ресурсы энергетиков. Против него играла пресловутая национальная карта. В ночь после выборов вышли результаты независимого опроса (exit-poll) от одного из городских информагентств, в котором голоса в Речном округе распределились следующим образом:
- Андрей Богатырев – 50%
- Николай Парников – 27,2%
- Виктор Журавлев – 11,5%
- Артак Бежанян – 11,3%
Когда люди отправляли СМС-поздравления Андрею Богатыреву, стало известно, что с отрывом в сто голосов победил Бежанян! Лично я был склонен доверять результатам exit-poll, но один компетентный товарищ уверил, что параллельно с ним проходил другой exit-poll, более масштабный и серьезный. И его данные говорили, что Бежанян постоянно доминировал по всем избирательным участкам своего округа. Не доверять ему, да и ЦИК, у меня оснований нет. Так что, Бежаняну можно только аплодировать за грамотный подход к серым избирательным технологиям. Увы, реальность такова, что в выборах все средства хороши, если они не нарушают закон.
Обедин VS Жирков
То, как и почему Виталий Обедин уступил борьбу Егору Жиркову, сам журналист объясняет в своем блоге – не дотянул и не дожал, не смог одолеть административный и партийный ресурс. Работал в белых перчатках, отказался от своего главного оружия – острого пера...
«Результаты для себя еще буду анализировать, но главный вывод сделал – индивидуализм вышел боком. Нельзя быть в одном лице орговиком, начштаба и кандидатом. Трудно все вытянуть в одиночку. Обязательно где-то работа проваливается. Нужно было больше встреч, больше работы во дворах и дверь в дверь, больше личных контактов. «Вечерка» (газета, в которой работает Виталий Обедин – прим. ред.), безусловно, популярная газета, и благодаря ей моя фамилия известна в городе, но она популярна в целом по столице. А надо было отрабатывать конкретный округ», - такие выводы сделал журналист.
Действительно, команды, в принятом смысле этого слова, у нашего коллеги не было. Работал сам, привлекал студентов. За него на общественных началах, на голом энтузиазме ходили и агитировали по квартирам на вид совершенно безумные старушки. А господин Жирков давил мощью авторитета, толщиной кошелька, да и многим еще чем.
А Обедина жали со всех сторон, били даже на собственном, казалось бы, поле. Взять хотя бы ряд публикаций в информагентствах, изобличающий господина Обедина как бессовестного злодея и маргинала.
Читая одну из них, я чуть было не расплакался от жалости к Михаилу Ефимовичу Николаеву. Его, первого президента, невероятную по тем временам величину, авторитетище, оказывается, в бытность его главой республики беспощадно третировал молодой журналист «Якутска вечернего».
В итоге победил Жирков, хотя ставил я на Обедина. Но то, что ставка будет бита, понял после того, как спросил знакомую, голосовавшую в Центральном округе, за кого она отдала свой голос? Ответила, что хотела за Обедина, но пришла на участок и решила, что Жирков старше, представительней и серьезней... Также, вероятно, голосовали и другие.
Фактор возраста
Мы как-то привыкли, что в Ил Тумэн рвутся люди предпенсионного возраста. Нынче на выборах было немало и представителей молодого поколения. Яркий тому пример – борьба за мандат народного депутата Якутии в Пригородном округе. Победил здесь представитель партии «ЕР», депутат Ил Тумэна прошлого созыва, гендиректор «ЛОРП» Сергей Ларионов.
Фигура как минимум не меньшая, чем Егор Жирков. И серьезный бой ему дал совершенно никому не известный представитель ЛДПР, простой мархинский парень, бывший собровец, а ныне адвокат Сергей Катышевцев. Оба набрали за 40% голосов. Кандидаты от других партий даже близко к ним не подошли. Борьба была жесткой и бескомпромиссной. Электорат представляли жители трех поселков – Мархи, Жатая и Магана. За Катышевцевым стояла Марха, за спиной Ларионова – градообразующее предприятие - Жатайский судоремонтный завод, одно из подразделений ЛОРПа. Пока Катышевцев лично ходил по квартирам и разговаривал с людьми, за Ларионова в поселках собирал полные концертные залы Ефим Шифрин. Чувствуете разницу? Именно здесь ЛДПР мог взять конкретный мандат. Но не хватило. Увы, молодость оказалась бита опытом и ресурсами.
Темная лошадка выборов
Выборы, на мой взгляд, получились довольно предсказуемыми. Но без сюрпризов не обошлось. К примеру, чего стоит победа кандидата в депутаты Гордумы от Автодорожного одномандатного округа, инженера-газовика Владимира Аммосова. Его как серьезного претендента из соперников никто даже не брал в расчет.
Молодой кандидат (кстати, самый юный в нынешнем созыве Гордумы), за спиной ни партии, ни серьезного поста, в штабе молодежь, чуть ли не вчерашние студенты. Как он прошел - загадка века. Хотя злые языки сегодня утверждают, что одним из секретов его успеха было то, что в округе в это время в дома проводили газ, и рабочие - молодые коллеги кандидата, пока тянули трубы, невзначай внушали жильцам мысль, что лучшего человека, нежели Владимир Аммосов, в жизни не видели...
Но это, наверное, сказки из серии: «А чьи это поля, красавицы? – Маркиза, Маркиза, Маркиза Карабаса. – Чей это дворец, чьи это луга?..», – и так далее, при всем том, что Маркиз Карабас, то есть Владимир Амосов, и пальцем не пошевельнул. Хотя на самом деле он и его штаб работали как рабы, с утра до ночи, исподволь, не особо выпячивая, без всяких премудростей, честно и с каждым потенциальным избирателем. Так, как и должен работать на выборах идеальный кандидат и его штаб.
P/S
О том, что врезалось в память на выборах, хорошо сказала журналист «НВ» Екатерина Чемезова. Запомнился ролик ЛДПР, который крутили по телевидению: «Заставим чиновников принудительно проходить детектор лжи!». А чего ради? Эта мера добровольная и никак не может быть применена против воли человека. Получается, что это обман.
Удивило, что депутатом Гордумы в очередной раз стал Артак Бежанян, абсолютно не популярный, на мой взгляд, депутат, и Андрей Акимов, прошедший в парламент Якутии. Листовок Акимова было в городе чересчур много. Иной раз даже страшно заходить домой, а вдруг и там Акимов...