Обыски в кабинете заммэра
Любопытно, но в последнее время правоохранительные органы зачастили с визитами в мэрию. В ноябре прошлого года сотрудники ФСБ побывали в Управлении культуры, изъяв всю конкурсную документацию за прошлые годы. В апреле текущего года уже МВД взялось проверять Управление физической культуры и спорта. Были изъяты финансовые документы за период с 2016 по 2018 годы. 30 апреля сотрудники УБЭП Якутии наведались в муниципальное учреждение «Служба эксплуатации городского хозяйства». Полицейских интересовали финансовые документы за 2017-й и 2018-й годы. Что же на этот раз искали силовики?
ЧТО ИЗЪЯЛИ?
Как нам удалось выяснить, обыски в кабинете Владимира Федорова не имели отношения к его муниципальной службе. Оперативники Следственного комитета искали документы, связанные с уголовным делом в отношении его супруги Виктории Федоровой.
Следствие инкриминирует предпринимательнице уклонение от уплаты налогов. Уголовное дело было возбуждено в октябре 2018 года по результатам проверки налоговой службы. В Следственном комитете обыски не комментируют. Сам Владимир Юрьевич тем временем в социальных сетях отметил следующее:
«Проверку проводит СК РФ в рамках дела в отношении моей супруги, Виктории Михайловны, о неуплате налогов. Это дело завели в октябре через месяц после «незапланированной» победы нашего тандема на выборах. Как раз в это время я проходил проверку для назначения на пост первого заммэра. По результатам налоговой проверки ООО «Мебель-салон «Виктория», которая длилась целых три года, нас выдавили с упрощенного налогового режима. На этом основании компании пересчитали налоги, которые она должна была бы заплатить, если бы вела деятельность на условиях общего налогообложения. Получившуюся разницу и выдают за «уклонение». Изначально это было около 80 млн рублей. Юристы компании, естественно, судились, сумма уменьшалась, сейчас она составляет, кажется, около 30 млн. По этому делу уже обыскивали офис «Виктории», обыскивали помещения в «СахаЭкспоцентре» (наш совместный избирательный штаб!), помещения в «Виктории-Инвест». Приходили с обысками домой… но причем тут мой кабинет в мэрии? Дело о налогах касается периода, когда я не работал в мэрии. Кроме того, оно касается компании «Виктория», а я, как уже рассказывал, трудился в другой компании – «Виктория-Инвест». Это ООО, которое мы создали для строительства объектов. И неужели кто-то думает, что бухгалтерия компании «Виктория» хранится в офисе первого заммэра Якутска?! Это же просто несерьезно. Абсурд. У меня, впрочем, есть версия: а может, хотят под одним предлогом покопаться в документах первого заммглавы администрации? Если так: бога ради. Не думаю, что мне надо как-то тревожиться по этому поводу. Мы с Сарданой Владимировной шли работать для города, а не для себя... Пока же могу констатировать, что изъяли папку с документами по земельному участку на Чочур-Муране, куда я перенес усадьбу купца Мигалкина. Она была в кабинете, потому что я уже давно хочу передать усадьбу в дар городу (например, под музей), но возникает слишком много формальных причин. Еще забрали сейф – потому что не смогли его открыть. Этот сейф остался в моем кабинете от прежнего владельца Сергея Игнатенко, он мне, съезжая, ключ передал, а я сейфом не пользовался, так что ключ куда-то засунул и во время обыска мы его не нашли. Обнаружили уже после. Я следователю позвонил и предупредил, чтобы казенное имущество не пилили и не ломали – отправим человека с ключом. Вроде все. Для тех, кто волнуется за наш тандем: друзья, все хорошо. Работаем в штатном режиме, руки у нас чистые, поэтому их не опускаем, по кабинетам испуганно не жмемся. Предстоит еще много сделать для города и его жителей.
ИЗ-ЗА ЧЕГО СЫР-БОР
Итак, что касается уголовного дела по налогам супруги заммэра. Налоговая проверка проводилась в 2015 году. По данным следствия, в период 2011–2013 годов руководство ООО «Мебель-салон «Виктория» допустило уклонение от уплаты налогов с организации в особо крупном размере. Согласно материалам уголовного дела, общая сумма неуплаченных налогов составила 35 миллионов рублей.
Зацепились за такой критерий, как количество сотрудников, которых не могло быть свыше 100 человек. В «Виктории» в 2011-м трудилось 88 сотрудников. Но налоговая придралась к договору с УФСИН, по которому к некоторым работам допускались осужденные граждане. Договор был с конкретным юридическим лицом – УФСИН, но количество рабочей силы он не нормировал. Иногда 5 человек, иногда 10. В зависимости от своего распорядка и решений, принятых начальством. Вот за этих «работников» «Виктории», которые по факту работниками не являлись, налоговая и зацепилась. Причем этот социальный проект ведется уже давно, больше 10 лет, но при предыдущих проверках у налоговой вопросов не возникало. А дальше – уже начали цеплять одно на другое. Раз не соответствуют критериям, значит, не могли использовать налоговые спецрежимы для малого бизнеса. Раз не могли использовать спецрежимы, значит, должны были платить по основной системе налогообложения. Раз не платили по основной, значит, недоплатили налогов. Раз недоплатили, значит, укрывали от налогов…
РЕАКЦИЯ АГИП
На следующий день после обысков, в ТАСС был опубликован комментарий руководителя Администрации главы и правительства Федора Борисова. Чиновник неожиданно поделился с федеральным изданием своим мнением о происходящем, а также заверил, что правительство к обыскам никакого отношения не имеет.
«Здесь вопрос очень простой. По [Владимиру] Федорову у меня мнение, которого никогда не скрываю: налоги надо платить. Там не идет речи о каком-то давлении на мэрию, как некоторые пытаются сейчас представить. Я считаю, что если ты или твоя супруга не заплатили десятки миллионов налогов, и об этом уже есть решения судов, которые появились не после 9 сентября прошлого года [даты выборов мэра города], а задолго до этого, говорить о давлении не очень честно. При этом сумма [неуплаченных налогов] с пенями достигла почти 60 млн рублей».
БУДУТ ЕЩЕ ПРОВЕРКИ
Кстати, это далеко не последние визиты правоохранительных органов в мэрию.
Евгений АЛЕШИН, начальник Управления по взаимодействию с правоохранительными органами и противодействию коррупции при окружной администрации:
– Ранее были проведены не обыски, а проверки. Это разные юридические понятия. Сотрудники правоохранительных органов проводили мероприятия в рамках оперативно-розыскной деятельности. Есть приказ министра внутренних дел, который позволяет изымать документы на период проверки и отрабатывать информацию. Это всё были плановые проверки. Сотрудники УБЭП будут и дальше осуществлять контроль за расходованием бюджета. У нас есть соглашение между подразделениями. Так что всё в рамках правового поля. Что же касается конкретно данного случая, то тут были обыски, связанные с уголовным делом в отношении супруги Владимира Федорова. И это не связано с муниципальной службой.