Очередь на дачи и участки многодетным – через МФ
Отказы составляют 60%
- Елена Анатольевна, в чем суть данного постановления, какие функции будут отныне переданы МФЦ?
- Надо сразу отметить, что МФЦ работает с Окружной администрацией Якутска с 2010 года, с самого основания нашей организации. Изначально перед МФЦ была поставлена задача – упростить процедуру получения различных услуг, в том числе, по имущественным и земельным отношениям. Потому что были определенные недовольства среди жителей Якутска, но мы совершенствовали свою работу. И сейчас очень большое количество услуг оказывается именно на базе МФЦ. Еще при руководстве администрацией города Юрия Заболева вышло постановление о том, что личный прием основной части услуг в сфере земельно-имущественных отношений будет осуществляться исключительно на базе МФЦ. Были учтены различные пожелания горожан, и сейчас работа в этом направлении нормализовалась. Но мы проанализировали итоги совместной работы с администрацией Якутска за 2014-2015 годы и обнаружили интересную закономерность: порядка 60% от всех обращений граждан в МФЦ, которые поступают по услугам, возвращаются этим гражданам как отказы.
- Почему?
- Гражданин подает документы в МФЦ и от 10-ти до 30-ти дней ждет ответа. А ответ может быть как отказ, в том числе отказ и в приеме документов. Получается, наш специалист в окне обрабатывает документы, затем эти документы обрабатывает еще один наш специалист, проводящий контроль. Затем курьер передает эти документы в органы власти, а там тоже проходит целая цепочка проверок с документами. А окончательный итог – отказ заявителю по той или иной услуге. Поэтому мы совместно с Окружной администрацией Якутска внимательно проанализировали эти отказы и пришли к выводу, что было бы очень хорошо, если бы человек сразу понимал, что у него на настоящий момент нет оснований для получения той или иной услуги. Чтобы не ждать отказа – вот в чем вопрос! Во-первых, гражданину не придется ждать ответа и повторно приходить в МФЦ, чтобы получить результат в виде отказа в приеме документов. Во-вторых, для наших структур мы можем провести определенную оптимизацию, а именно по части обработчиков – сотрудников, которые работают с этими документами.
Давать или не давать, решает мэрия
- А каких изменений коснется данное постановление?
- То, что касается конкретно этого постановления, речь как раз и идет исключительно об отказе в приеме документов. То есть то, как администрация Якутска принимала решения о предоставлении услуги - давать земельный участок или нет, есть основания или нет, эти права за администрацией и остаются. МФЦ всегда было посредником, у нас не было никогда представителей органов власти, и мы исключительно только следим за выполнением требований законодательства.
- Это понятно. Какой отказ может быть гражданам, в том числе многодетным семьям, нуждающимся в получении садовых, огородных и дачных земельных участков?
- Что касается садово-огородных участков, там отказ в приеме документов может быть, если отсутствует регистрация по месту жительства на территории города Якутска. Если у гражданина нет соответствующей регистрации, то он не имеет право получать эту услугу. То есть мы такому заявителю говорим, что мы отказываем ему в приеме документов. Поэтому основания человеку понятные, и ему не нужно ждать 10-ти дней для получения отказа.
Сразу обращайтесь в МФЦ
- Многодетной маме, которая узнала о своем праве на получение земельного участка, нужно сразу обратиться в МФЦ, ДИЗО или в администрацию?
- Сразу идти к нам. Правда, сейчас идет доработка регламентов по многодетным семьям, если они будут подписаны до конца этой недели, мы сразу начнем работать с населением.
И с 8 апреля мы начинаем работать по вопросам садовых, огородных и дачных земельных отношений.
- Есть определенный список документов?
- Конечно, и если нет всех необходимых документов, то заявитель сразу получит отказ в приеме документов. И если он получил отказ, но затем собрал все необходимые документы, устранил препятствия к получению этой услуги, он имеет право вновь обратиться. Например, если вы регистрируетесь на территории Якутска, то у вас уже есть основания для получения услуги. У нас до выхода этого постановления не было таких полномочий. Поэтому получалось, что и заявителю было плохо, потому что ему приходилось два раза к нам приходить: в первый раз - чтобы подать документы, во второй - чтобы получить отказ. Вот в чем главная суть нового постановления администрации Якутска.
- Но до этого постановления ваши специалисты разве не могли сразу объяснять клиентам, что они принесли неполный список документов?
- Они и объясняли, но не все клиенты прислушиваются. И у нас не было официальных полномочий в отказе приема документов, даже если они были сданы клиентом не в полном объеме. Теперь у нас появились права на отказ в приеме документов, обусловленные Федеральным законодательством. На наш взгляд, очень правильное решение на федеральном уровне, что есть права передавать МФЦ определенные полномочия. Нам уже администрация Якутска дает доступ к информационным системам «ИнГЕО». Например, приходит гражданин и говорит: «Я хочу получить земельный участок, чтобы построить там жилой дом». А мы уже четко видим и знаем, что по правилам землепользования и застройки этот участок предназначен для строительства, например, учреждения медицины. То есть ему будет сразу 100% отказ, потому что это противоречит правилам землепользования и застройки. И мы такой отказ в приеме документов будем клиенту выдавать сразу, потому что его заявка не соответствует ПЗЗ. 60% у нас составляли отказы! Мы работаем ради работы, получалось-то так.
С мая переведем на электронную форму
- Очередь к вашим специалистам все-таки есть. В чем проблемы?
- Мы сейчас испытываем только проблемы по городу Якутску, хотя полностью соответствуем федеральным стандартам. В прошлом году мы завершили создание сети, и сейчас в Якутске работают пять офисов. На базе МФЦ в Якутске всего предоставляем 204 услуги. Количество окон ровно по количеству населения, но при этом мы ощущаем, что да, есть определенная нехватка окон, еще бы добавить. Также у нас время ожидания в очереди не всегда составляет 15 минут, но так как сейчас затрудненное финансовое положение в целом по стране, говорить об увеличении штатной численности, не приходится. В прошлом году мы очень активно использовали предварительную запись - 90% от всех талонов выдавали по предварительной записи, 10% - по «живой» очереди. На самом деле это была очень хорошая практика, ведь мы получили данные для анализа. И сейчас мы сочетаем предварительную запись с «живой», меняем процентовку и, исходя из еженедельного анализа работы каждого подразделения, вносим коррективы в работу с населением. Для себя мы разработали на текущий год новый план - будем максимально переводить наших клиентов на получение услуг в электронном виде. Этот проект мы планируем запустить уже с конца апреля – начала мая. Для этого будут выделены отдельные администраторы и специалисты в зале, и если наш клиент будет ожидать в зале 15 минут и более, мы будем сразу предлагать получить услугу в электронной форме. Конечно, при этом многие граждане говорят: «Я не знаю, я не умею, лучше буду сидеть и ждать специалиста». Поэтому в таких случаях наши специалисты прямо будут показывать, доступно рассказывать, как на нашем портале получить ту или иную услугу. Мы увеличим количество инфоматов и будем стараться, чтобы якутяне получали услуги и в электронной форме, не тратя время на ожидание.
Информация о перечне документов по муниципальным услугам от ГАУ «МФЦ РС (Я)»
Постановка в очередь на получение земельных участков граждан, имеющих трех и более детей
К заявлению о включении в список нуждающихся в получении земельного участка для садоводства, огородничества, дачного хозяйства заявитель прилагает следующие документы:
- копия документа, удостоверяющего личность заявителя (при непосредственном его обращении с заявлением).
При подаче документов гражданами, состоящими в зарегистрированном браке, предоставляются копии документов, удостоверяющих личность обоих супругов;
- копия документа удостоверяющего личность представителя заявителя (в случае обращения представителя). В случае обращения представителя заявителя с нотариальной доверенностью паспорт доверителя (получателя муниципальной услуги) не требуется, а при обращении представителя заявителя с доверенностью в простой письменной форме представляется копия паспорта получателя муниципальной услуги;
- копия документа, подтверждающего право на включение гражданина в льготную очередь (справка Медико-социальной экспертизы, подтверждающая факт установления инвалидности либо удостоверение ветерана ВОВ).
Данные документы и сведения заявитель может предоставить по собственному желанию:
- идентификационный номер налогоплательщика (далее - ИНН);
- справка о регистрации по месту жительства (справка о составе семьи).
В случае непредоставления заявителем вышеуказанные документы запрашиваются органом самостоятельно.
Постановка в очередь на получение земельных участков граждан, имеющих трех и более детей
К заявлению о постановке в очередь на получение земельных участков граждане, имеющие трех и более детей, прилагают следующие документы:
- копия документа, удостоверяющего личность заявителя (при непосредственном его обращении с заявлением).
При подаче документов гражданами, состоящими в зарегистрированном браке, предоставляются копии документов, удостоверяющих личность обоих супругов;
- копия документа удостоверяющего личность представителя заявителя (в случае обращения представителя). В случае обращения представителя заявителя с нотариальной доверенностью паспорт доверителя (получателя муниципальной услуги) не требуется, а при обращении представителя заявителя с доверенностью в простой письменной форме представляется копия паспорта получателя муниципальной услуги;
- документы, подтверждающие состав семьи гражданина (копии паспортов, свидетельств о рождении детей, о заключении брака, решений об усыновлении (удочерении), судебных решений и иных документов);
- справка, выданная образовательной организацией любого вида и типа, подтверждающая обучение по очной форме (в случае наличия детей, достигших 18 лет, но обучающихся по очной форме в образовательном учреждении).
Также обращаем внимание на то, что граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, имеют право на первоочередное выделение участка.
Данные документы заявитель может предоставить по собственному желанию:
1) справка о составе семьи, выданная Департаментом жилищных отношений Окружной администрации г. Якутска;
2) справка Департамента жилищных отношений Окружной администрации г. Якутска о постановке на учет гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (в случае приобретения земельного участка в первоочередном порядке);
3) справка органа местного самоуправления муниципального образования республики о том, что супруг или супруга не состоит на учете (в случае регистрационного учета родителей в разных муниципальных районах, городских округах);
4) справка Минимущества РС (Я) о реализации гражданином права на бесплатное приобретение земельного участка по основаниям, предусмотренным для граждан, имеющих трех и более детей;
5) договор о приемной семье, выданный Окружной администрации г. Якутска;
6) справка о лишении родительских прав, Окружной администрации г. Якутска.
В случае непредоставления заявителем вышеуказанные документы запрашиваются органом самостоятельно.