Ольга Штыгашева: «Грамотный человек нужен всегда и везде»
День филолога отмечается 25 мая. Существуют две версии появления этого праздника. Одни говорят, что он появился в 90-х годах прошлого века на базе филологического факультета МГУ. Другие уверяют, что День филолога зародился в 30-х годах XX века в Лондонской филологической академии, именно там предложили отмечать этот праздник 25 мая. Кроме того, в России будет отмечаться День славянской письменности и культуры (24 мая) и День русского языка (6 июня).
- Почему вы решили стать филологом? Наверняка с детства вы «взапой» читали?
- Да, так и было. Во времена моего детства и юности компьютеров не было, по телевизору было всего две программы. Что еще оставалось делать? Читать. Больше, конечно, любила читать классику, до сих пор самые любимые авторы – Чехов, Томас Манн, Голсуорси, О. Генри. И когда пришло время выбирать профессию, моя учительница русского языка и литературы Ксана Семеновна Саввина заметила во мне филологическое чутье и сказала, что я должна стать филологом и связать свою жизнь с литературой. Ксана Семеновна и сейчас работает в 26 школе. Я восприняла ее совет серьезно и поступила в Новосибирский педагогический университет на отделение русского языка и литературы.
- Многие говорят, филологическое образование – ни о чем, зачем учить язык, который вы и так знаете?
- Грамотный человек нужен всегда и везде. Ведь филологическое образование – это не только грамотность, это еще и коммуникативная деятельность, это связь культуры и истории народа. И потом, филолог – человек, который может себя преподнести, он умеет красиво и правильно говорить и тем самым держать аудиторию. Лихачев когда-то сказал: «XXI век будет гуманитарным, либо его не будет вообще». Я думаю, он говорил о филологии.
- А еще спрашивают: зачем изучать литературоведение? Классическую литературу можно читать и понимать и без литературоведов.
- Ничего подобного! Если вы не будете знать художественно-изобразительные средства, вы никогда не поймете лирику. А эти средства как раз и помогает распознавать в тексте литературоведение. Если вы не знаете структуру композиции – где завязка, кульминация, развитие действия и развязка, то не сможете правильно определить основную авторскую мысль, или где он расставляет акценты. Я не призываю людей, которые любят читать, поступать на филфак изучать литературоведение и теорию литературы, но быть заинтересованным и пытливым читателем – это труд, а не развлечение. Ведь профессионалы и любители читают текст по-разному. Вот, например, говорят, в прозе Тургенева скрытый психологизм. А как он выражается? Через авторскую характеристику, которую несет художественное слово. В романе часто по отношению к Базарову Иван Сергеевич употребляет слово «небрежно», и это говорит о том, что Базаров не очень любит людей и относится к ним с некоторой долей скептицизма. Вот это и есть профессиональное чтение. Непрофессионалы читают без особенных изысков, отдавая предпочтение занимательности сюжета. И если читателю интересно, а правильно ли он понял авторскую мысль, всегда можно обратиться к критической литературе о прочитанном произведении, тем более, сейчас в Интернете много размещено такого материала.
- Где тогда, по-вашему, могут пригодиться филологи?
- Во-первых, учителями в школе. Кроме того, люди, в совершенстве владеющие грамотностью, нужны на каждом предприятии. Ведь посмотрите сами: даже в указующих документах, которые издают наши органы власти, встречаются нелепейшие ошибки.
- Думаете, классика и современного читателя может чему-нибудь научить?
- Безусловно, прежде всего, любви к человеку, любви к самому себе. Если ты не полюбишь самого себя, ты никогда не сможешь полюбить другого с точки зрения общечеловеческой. А если ты не будешь любить людей, то не будешь любить мир, тогда и мир не будет любить тебя.
Есть книги, у которых есть свое время. Когда перечитывать их через какое-то время, то переосмысливаешь их. Находишь для себя что-то новое, ранее незамеченное… К таким книгам, я думаю, можно отнести «Анну Каренину» Толстого и «Мастера и Маргариту» Булгакова.
- И чему может научить «Мастер и Маргарита»?
- Добру, любви, верности своим идеалам. Еще там есть замечательная мысль на уровне мировидения: для чего необходимо бороться с несправедливостью.
- Как вы думаете, в последние годы в связи с ростом технического уровня престиж профессии филолога падает?
- Думаю, не только не падает, но уверенно растет! А почему он должен падать в связи с развитием техники? Техника может решить вопросы духовности и культурного наследия? Эти вопросы никто, кроме филологов, решить не сможет.
Филологическую науку надо развивать, а не сокращать гуманитарное образование и превращать его в образовательную услугу. Гуманизация нужна в любой области науки. Вспомните профессора Преображенского из «Собачьего сердца» Булгакова. Почему он превратил Шарикова обратно в Шарика? Потому что понял, что сотворил монстра. Наука без гуманности- это не наука. Человек – вот высшая ценность, и преодоление технократических тенденций помогает свободному развитию каждой личности. И у филологии как науки такая цель является приоритетной.
- И многие выпускники филологического факультета добились известности и успешности?
- Конечно! Наши выпускники востребованы во всех сферах деятельности. Судите сами. Область занятости может быть безграничной! В стране полно юристов и бухгалтеров, а вот филологов – раз-два и обчелся. Например, Наталья Федорова, ведущая эфиров «Ретро-радио», Лидия Осипова, главный специалист-эксперт отдела кадров межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №5 по РС(Я), Анна Дахасхановна, ведущий инженер ФГБУН Института физико-технических проблем Севера им. Ларионова СО РАН, Наталья Аксенова, начальник канцелярии Военной прокуратуры Якутского гарнизона Восточного военного округа…
И это, конечно, неполный список наших выпускников, которыми мы гордимся!
- Как вы думаете, кто из современных авторов может пережить свое время и войти в классику?
- В первую очередь, думаю, Людмила Улицкая. Ведь ее популярность в читающей среде, обусловлена тем, что ее творчество близко к классическим идеалам и не «заражено» острой непримиримостью постмодернизма. Люди соскучились по хорошему русскому слову. Мне импонирует мировоззрение Захара Прилепина, которое он вкладывает в свои произведения, но мне не нравится его стиль, не люблю, когда в художественном тексте встречается ненормативная лексика. Считаю, что художник слова не имеет права в своих произведениях уподобляться Эллочке-людоедке или Полиграфу Полиграфычу даже для того, чтобы максимально приблизиться к действительности. Писатель должен нести чистое и красивое слово, которое трогает душу, воспитывает, заставляет думать... Остальное мы можем услышать на улице. По этой же причине, я думаю, классиком не станет, наверно, и Владимир Сорокин.
Думается, классиками также могут стать и Виктор Пелевин, и Дина Рубина, и, конечно, Татьяна Толстая.
Понимаете, есть писатели широкого мировоззрения, а есть узкого. Авторы широкого мировоззрения касаются всех сфер нашей жизни, и касаются корректно, реалистично, не чернушно, не раздувая негатив и душевную «обнаженку» до гротескных размеров. Почему русская литература XIX века стала называться золотым веком? Именно благодаря критическому реализму, когда действительность предстает без прикрас. Но и без ужесточения, без сгущения красок. Именно так пишет художник слова широко масштаба. А писатель узкого масштаба нашел свою хлебную нишу и работает в ней. Таких ниш может быть несколько: любовный роман, боевик, детектив. Хотя у произведений таких жанров есть своя читательская аудитория.
- Тогда вы считаете, что такие авторы, как Донцова, Устинова, несмотря на их популярность, не войдут в классику?
- Не хочу никого обижать, но я бы назвала такую литературу чтивом для развлечения. Например, скоротать время в электричке или поезде. Несколько лет назад я училась в Москве на курсах, до учебы мне надо было ехать больше часа на электричке, а жила я в подмосковном городе Королеве. И чтобы не скучать в дороге, я на станции покупала книжку, и дорога уже не казалась такой утомительной. Так уж случилось, что мой выбор пал на Дарью Донцову. И для дорожного чтения мне она показалась чрезвычайно хороша, к тому же у нее легкий ироничный язык. Но чтобы произведение было художественным, нужно чтобы форма и содержание совпали. В случае с произведениями Донцовой форма неплоха, а вот художественного содержания там немного...
- Сейчас на филологическом факультете СВФУ тоже двухступенчатая форма обучения?
- Да, бакалавриат готовит филологов, магистратура выпускает более узких специалистов – лингвистов и литературоведов. Бакалавры могут преподавать в школе только у среднего звена (5-7 классы), а для того чтобы преподавать у старшего звена (8-11 класс), необходимо закончить магистратуру. Если в бакалавриате студенты изучают в течение четырех лет общеобразовательные и филологические дисциплины, приобретая элементарные навыки и умения, то в магистратуре они применяют их на практике, анализируют художественные произведения с профессиональной точки зрения. В магистратуре более углубленное изучение определенных дисциплин, и имеют право обучать преподаватели не ниже должности доцента, то есть только кандидаты и доктора наук. Стоит отметить, что в магистратуру принимают не всех, а только лучших выпускников. В этом году у нас, к примеру, в магистратуру «Сравнительное литературоведение. Художественная критика» конкурс был 3 человек на место.
И закончить мне хотелось бы, перефразировав известный афоризм Максима Горького. Филолог – это звучит гордо!