Олонхо языком якутского детектива
- В конкурсе могли участвовать все желающие, но, в основном, это были люди в погонах, в том числе генералы, прошедшие службу в милиции от и до и знающие ее специфику изнутри. А это более 12 тысяч человек, - рассказывает Альбина. - Из республики была я одна. Отправила пять детективных рассказов, которые публиковались ранее в газетах «Эхо столицы» и «Ваше право». Горожане, которые всегда следят за прессой, возможно, их уже читали. Это, например, рассказ «Дом у дороги», написанный на основе преступления в Сунтарском улусе, когда убили ребенка.
Второй рассказ - «Лошадь с санями» - также основан на случае убийства. О нем мне когда-то рассказал первый кандидат юридических наук республики, сын известного писателя Николая Золотарева-Якутского – Вилюй Николаевич Золотарев, ныне полковник милиции в отставке. Действия, описанные в рассказе, происходили в 60-е годы, в деревянном Якутске моего детства. Золотарев был тогда совсем еще молодым, начинающим следователем, но быстро и умело раскрыл это дело.
Третий рассказ, который я отправила на конкурс, - «Случайный свидетель». Он был написан на основе преступления, о котором мне также поведал уважаемый ветеран, подполковник милиции в отставке, тогда оперуполномоченный уголовного розыска Якутского ГОВД Николай Сергеевич Ян. В свое время он был очень известным «опером», став впоследствии хорошим руководителем. Но из его рассказа я взяла факты, а все герои, среда, характер – литературный вымысел. Вообще в литературе факты важны, они пробуждают воображение. Иногда достаточно услышать одно слово, реплику, но она должна тебя пронзить, задеть. Только в этом случае что-то получится.
Еще два моих конкурсных рассказа – «Путь в Срединный мир» и «Маган подождет». Первый написан по сюжету преступления, совершенного в 1982 году в одном из городов республики. Тогда была убита восьмилетняя девочка и два года сыщики не могли выйти на след преступника. Но настоящие сыскники обладают великой вещью – интуицией. Через два года именно она помогла раскрыть дело молодому тогда оперативнику Николаю Никитину, на счету которого сотни раскрытых преступлений и имя которого, сегодня полковника милиции в отставке, адекватно положительному имиджу полиции Якутии. В итоге оказалось, что убийцей был родной отец девочки.
- «Путь в Срединный мир». Это детектив, но название у него эпическое…
- Да, я сопоставила сюжет рассказа с древним якутским эпосом Олонхо, в котором добро тоже борется со злом. В целом, этот рассказ о том, как человек через зло, совершенное им, понял суть человеческого бытия на земле, то, как следовало бы жить.
- А о чем повествуется в рассказе «Маган подождет»?
- В нем вымышленный главный герой. Это милиционер по фамилии Мурунов, который постоянно попадает в различные ситуации и умело раскрывает преступления.
- Кто послужил прототипом героя с такой странной фамилией?
- Фамилия придуманная. Мурунов с якутского означает Носов. У моего героя огромный мясистый нос, который не дает ему спокойно жить. Сам он человек уже пенсионного возраста, подполковник милиции в отставке. С виду так себе … (смеется). Невысокий, толстый, но в своем деле орел, из всех ситуаций выходит победителем. У него была семья, сын женат, живет отдельно. Жена ушла к другому. Но, в сущности, особо он никому из них не нужен. Живет сам по себе. И вот, к примеру, вечером Мурунов выходит от нечего делать гулять по городу. И обычно такая прогулка для него оборачивается каким-нибудь захватывающим приключением. А еще одна особенность моего героя – его стремление передать свой опыт оперативной работы молодым сотрудникам.
- Как я заметила, все ваши герои – сыщики с положительной репутацией. Вы специально работаете над созданием положительного имиджа местной полиции? Ведь и среди них есть те, о ком впору писать только в криминальной хронике.
- Последнее направление меня не прельщает. Обычно это двуличные типы, случайно или намеренно выстроившие свою карьеру в ОВД. Как перед журналистом передо мной прошли сотни людей в погонах, ставших героями моих очерков. И каждый раз я получаю истинное удовольствие, когда разговариваю, общаюсь, раскрываю внутренний мир человека, который чем-то поражает - чертами характерами, даже такими, казалось бы, мелочами, как умение выстроить свой день, отношения с людьми, жить так, как велит сердце.
Я сама в общении с такими людьми становлюсь лучше и богаче. А когда эмоции захлестывают, получается и хороший материал. Никто мне с утра не ставит задачи, что надо написать сегодня положительный материал о таком-то или чтобы в следующем рассказе был создан положительный образ якутского полицейского. Упаси боже. В творчестве нет начальников. А мои герои сами «идут мне в руки», потому что их много, великое множество, что не знает, возможно, обыватель, который «зависает» только на криминальных сводках.
- В нашей республике вы - единственная женщина-автор детективных произведений, тогда как в России ваших коллег много…
- В этом отношении я иногда испытываю вакуум общения. Не хватает собеседника. Человека, который бы тоже увлекался детективами, с которым можно было бы общаться, обсудить общие темы. В других городах, особенно в Москве, их много. Российские детективщицы достаточно неплохо зарабатывают на этом. Не секрет, что у многих из них имеются помощники, так называемые литературные «негры». Дело поставлено на поток: месяц – книга. Я не стремлюсь к этому, в наших условиях это нереально. Да и невозможно это: как о моих мыслях и чувствах может писать другой? Писательство – труд одинокий. Ведь каждого героя, сюжет прежде надо пропустить через себя, свою душу. Да и, простите, вертлявая Госпожа Муза не всегда рядом.
- Как часто она вас посещает?
- Работа журналиста сами знаете, какая. Нужно собрать себя в кулак и сесть писать, не дожидаясь вдохновения. С рассказами - другое. Герои сами приходят к тебе. Нужно ждать, когда они поселятся в твоем воображении, начнут говорить, делать какие-то дела, тогда все бросай и садись, иначе уйдут.
- Как мне кажется, житейские рассказы может писать любой пишущий человек. А вот детективные – нет. Это особый жанр, склад ума, характер, образ жизни…
- Это не совсем верно. Не каждому журналисту, пишущему человеку дано творить даже просто рассказы. Это не я говорю, это давно доказано историей журналистики и литературы. Особой сложности для меня в написании нет. Нужно, чтобы в душе поселилась особая грусть, может, тоска, особая тональность, такое необъяснимое состояние, что-то сродни предчувствию счастья… В это время душа начинает тосковать о чем-то и всплывает образ. Какой, когда услышанный, когда записанный в подсознании? –Неведомо. Вот, к примеру, факт преступления, ставший основой рассказа «Путь в Срединный мир», полковник милиции в отставке Николай Викторович Никитин рассказал мне десять лет назад. А идея, сюжет рассказа пришла лишь в 2011-м. Давно еще мастер соцреализма Максим Горький писал, что его герои живут рядом, повелевают. Тогда, учась в университете, эти слова я не понимала. А сейчас знаю, что именно так и есть.
- Вы целенаправленно ищете интересные истории?
- Да, я старюсь находить интересных людей. В последнее время меня интересуют ветераны милиции. Но чаще получается так, что из десяти услышанных рассказов только один может превратиться в целостный рассказ.
- Зная, что вы пишете о милиции, сегодня полиции, к вам, наверно, обращаются люди из этого ведомства, чтобы вы написали именно о них?
- Обычно скромные работяги, в моем случае это люди в погонах, не любят себя выпячивать. Героев будущих материалов выбираю сама. И всегда попадаю «в десятку». Те же, кто навязывается, а это очень редко, но случается, обычно бывают скучнейшими натурами, и сразу видно, что ничего путного из них я не выужу. К ветеранам я обратилась по наитию души. Всю свою жизнь они посвятили избранному делу, верой и правдой служили Закону где-либо в маленьком селеньице и остались забыты. А именно они - носители разных историй, психологических сюжетов.
- Над чем сейчас работаете?
- Сейчас достаточно накопилось детективных рассказов, житейских историй. Поэтому мечтаю издать книгу. Не знаю, когда осуществится. Банально, но это стоит денег.
Хотелось бы продолжить работу над авантюрной повестью, которая лежит уже пять лет. Музы нет. Видимо, герой во мне умер. Но его надо реанимировать. Тоже выдуманная история. Она связана с алмазами. Мой герой нашел алмаз и резко оказывается в эпицентре детективных событий. К нему клеятся женщины, за ним гоняются бандиты, ну и так далее. В развитии сюжет хотела пропустить через все слои нашего общества. Было бы интересно. Охота заняться этой повестью, но это надо сесть и про все забыть. Пока такой возможности у меня нет.
- И напоследок, вы - победитель уже трех всероссийских конкурсов. Что значит для вас нынешняя победа?
- Во-первых, стимул для дальнейшего творчества, значит, иду по верному пути. Во-вторых, признание на Всероссийском уровне, подтверждает мои возможности. Мои рассказы напечатают в сборнике МВД РФ по итогам конкурса «Доброе слово» 2011 года, а также во всероссийском журнале Студии писателей МВД РФ «Жеглов, Шарапов и Ко». В-третьих, скажу, что, имея даже такие победы, своим творчеством я не очень довольна. В частности, в детализации мелочей мне самой нравится не всё. Как говорят великие, лучшая книга всегда впереди.
Справка "ЭС"
Альбина Иоакимовна Избекова - лауреат Всероссийского журналистского конкурса МВД России «Щит и перо» 2003 года, лауреат Всероссийского конкурса органов предварительного следствия Следственного комитета МВД России 2008 года. Автор очерков о героях-милиционерах – Герое России А.Рыжикове, Героях Великой Отечественной войны – В.Павлове и М.Стрекаловском, а также о следователе, майоре полиции В. Сарай Следственного управления МВД нашей республики. Отличник печати РС(Я) Альбина Избекова также четырехкратный лауреат республиканской премии МВД РС(Я) «Честь и долг служить народу».
С 1989 года Альбина Избекова работала штатным корреспондентом «Эхо столицы» и сегодня продолжает сотрудничать с газетой, так что первыми читателями многих произведений автора, в том числе победивших на всероссийском конкурсе, стали наши читатели.