Она была и останется легендой...
Хочешь или не хочешь, но с каждым годом становится все меньше настоящих профессионалов старшего поколения, которые помнят еще те времена, когда врач имел из медицинской техники стетоскоп и практически от всех болезней лечили аспирином... Но это утрировано. Медицина идет вперед, развиваются технологии, и уже стало забываться, как это – работать на износ с самым минимум инструментария и медикаментов. Когда немаловажным фактором было лечение словом и добрым, милосердным отношением.
Год назад Клавдия Николаевна ушла из жизни, сохранив о себе добрую память. До сих пор ее коллеги думают о том, что бы она сказала, как бы поступила... В следующем году будет введено новое типовое здание городской больницы №3. И в связи с этим долгожданным событием к радости коллектива, коллег и последователей примешивается доля сожаления: жаль, что Клавдия Саморцева, столько сил отдавшая, чтобы эти мечты и планы претворились в жизнь, не сможет разделить с ними эту радость.
ОНА СКАЗАЛА: «БУДЕМ РАБОТАТЬ!»
Клавдия Николаевна была главным врачом поликлиники №3 ни много ни мало два десятка лет. Это дорогого стоит. Уважение коллег и любовь пациентов было ею заслужено. В своих воспоминаниях она писала: «Меня назначили главным врачом городской поликлиники №3 в 1984 году. Коллективу представляли 1 ноября в вестибюле поликлиники: было очень холодно, по этой причине много не говорили. Я сказала только одну фразу: «Все будем работать». После этого мы все проработали двадцать лет вместе».
Для себя и своих коллег Клавдия Саморцева сразу обозначила четыре основных направления в работе: улучшение материальной базы поликлиники, закрепление кадров и повышение их квалификации, оснащение поликлиники аппаратурой и медицинским оборудованием, повышение качества лечебной работы поликлиники.
ХОЖДЕНИЯ ПО ИНСТАНЦИЯМ
В то время условия были ужасные: деревянное двухэтажное здание поликлиники плохо отапливалось, а зимой было очень холодным. На приеме приходилось сидеть, закутавшись в шали и теплые вязаные кофты. Но работа не прекращалась. Что уж говорить – часто ломались и выходили из строя канализация и отопление. Клавдия Николаевна писала: «Тогда, по первому звонку приезжали на помощь работники треста «СВХМ», где начальником работал Спартак Степанович Борисов. Спартак Степанович помог в строительстве здания поликлиники по улице Лермонтова,126. При поддержке Александры Стручковой, заведующей Горздравотделом, мы добились отвода двух нижних этажей 5-этажного дома по улице Лермонтова, 178/1. Поликлиника переехала в это здание, но женскую консультацию оставили в здании по улице Шевченко, где она заняла один этаж».
Клавдия Николаевна всегда помнила своих благодетелей – она считала их именно «своими», потому что поликлиника была, по сути, едва ли не самым главным местом в ее жизни. Казалось бы, вот он – предел мечтаний. Новое здание, можно работать спокойно, отдавая все силы пациентам, не думая о том, что в туалете опять засорен бачок, а на первом этаже в 50-градусный мороз прорвало трубу отопления... Ан нет. Здание по улице Лермонтова оказалось тоже очень холодным. Мало того, практически неприспособленным для работы медицинского учреждения! Главному врачу вновь пришлось брать бразды правления в свои руки и решать проблемы, далекие от медицины: ставить вопрос по строительству поликлиники перед городским исполкомом. «В то время председателями работали Владимир Хандобин и Анатолий Мыльников. Они согласились с нашими доводами: поликлинику построили очень быстро, и в 1995 году мы справили новоселье. За строительством следил лично Спартак Борисов, возможно, поэтому мы заехали в теплое здание».
Так частично был решен вопрос с размещением. Вопрос о строительстве типовой поликлиники был поставлен перед Минздравом и правительством республики, но в то время они не нашли понимания. Причина была банальна – отсутствие финансирования.
Клавдия Николаевна сделала все, чтобы освободившееся помещение на улице Шевченко после переезда женской консультации отдали под жилье для работников третьей поликлиники. Квартирный вопрос всегда стоял очень остро. В общежитие заселились медсестры и врачи – и в результате сократилась текучесть кадров.
ОТ ТРЕБОВАНИЙ – К ДЕЛУ
Требования населения к уровню медицинской помощи с каждым годом росли. Нужно было обучать медработников, особенно врачей новым специальностям. Так были открыты кабинеты, которые уже привычны пациентам городской больницы №3: стоматологический, урологический, озонотерапии, прививочный, УЗИ кабинеты для абдоминального и кардиологического исследования. И главная гордость Клавдии Николаевны — кабинет фиброэзофагогастроскопии, оснащенный японской аппаратурой. Она писала в своих воспоминаниях: «Первыми среди других поликлиник города мы открыли дневной стационар: сначала на 7 коек, впоследствии на 20 коек. Подтянули и подняли на уровень работу функционального кабинета и лабораторной службы, оборудовав их новой многофункциональной аппаратурой. Заключили договор с администрацией медицинского колледжа на направление в поликлинику четырех лаборантов. Эти лаборанты работают до сих пор. Среди городских поликлиник мы первыми приобрели УЗИ аппарат. Это было такое счастье!».
У Клавдии Николаевны дел становилось все больше. Спать порой приходилось урывками, и глаза были красными и воспаленными от постоянного недосыпания. Но на душе уже не было так тревожно – сердце радовалось тому, что поликлиника работает уже на другом, более совершенном уровне. «Мы улучшили хозяйственную и административную работу, установили внутреннюю связь между кабинетами, что сократило потери времени. Установили связь между автомашинами и регистратурой, это повысило эффективность работы. Приобрели и установили большую стиральную машину, машину-отжим и сушильную машину. Все белье и халаты стирали в ней, теперь никто из медицинских работников не носил домой стирать халаты...». Казалось бы, какая мелочь – подумаешь, можно и дома постирать. Но кто знаком с бешеным ритмом и режимом работы медиков, понимает: это большой плюс. Когда твой халат всегда белоснежный, накрахмаленный, хрустящий и пахнущий свежестью...
МАЛО ДЕНЕГ – НЕ БЕДА!
А в то время катастрофически не хватало денег. На приобретение оборудования выделяли совсем небольшое количество средств. Это сейчас – Программа модернизации здравоохранения. А тогда приходилось идти на поклон. И опять Клавдия Саморцева, отрывая время от медицинской деятельности, обивала пороги. Она уже давно поняла, что быть главным врачом – не значит только быть главной по лечебной части и нести ответственность за процесс оказания медицинской помощи. Это еще и административная работа, хозяйская хватка, умение выбить, договориться, «достать»... «В то время нам помогали страховые компании «Аргыс» и «Сахамедстрах», Территориальный фонд, трест «СВХМ».
Как никто другой, главврач понимала: не только решения кадрового вопроса, но оснащение оборудованием улучшат качественные показатели работы поликлиники. «Всего этого мы добились слаженной, дружной и сплоченной работой коллектива. Неоднократные проверки множества контролирующих структур серьезных нарушений не выявили».
УМЕНИЕ ВНУШАТЬ
«Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести»... Так в народе тоже говорят не просто так. Есть такой медицинский термин: «эффект плацебо». Иными словами, когда человек может вылечиться от болезни, просто-напросто поверив: это лекарство ему обязательно поможет. Врачу нужно уметь внушить больному надежду на излечение. Без настоящего призвания здесь никак не обойтись. И Клавдия Саморцева была настоящим мастером своего дела: мягко, настойчиво и незаметно внушала человеку, что он обязательно выздоровеет. Это сродни волшебству, хотя психологи давно доказали: слово – сильнейшее лекарство. Слово профессионала сильнее вдвойне.