02.09.2014 | 18:12

Пацаны! Или о чем говорят уличные подростки

Трудные подростки… Одна из самых сложных социальных проблем, порожденных равнодушием общества и попустительством родителей.
Автор: EXO-YKT

В современном мире это весьма распространенный случай. Несмотря на юный возраст, они уже курят, пьют, а некоторые даже употребляют наркотики, идут на преступления. Принято считать, что общество отвернулось от них, что они никому не нужны. С одной стороны, это так, а с другой, нужен ли им самим кто-нибудь? Все ли они жертвы плохого воспитания? Что ждет этих мальчишек в будущем, и есть ли у них будущее?

Корреспондент «ЭС» попытался вникнуть в эту проблему, ознакомившись с жизнью уличных пацанов.

Трудные подростки


По данным последней переписи, в нашем городе 72 000 несовершеннолетних, с которыми должны работать 30 инспекторов по делам несовершеннолетних (ПДН).

Традиционно, все инспекторы, за исключением одного, – женщины. Сами сотрудники ПДН объясняют это тем, что подобная работа требует не только педагогических, но и психологических навыков. Ведь приходится работать с обиженными жизнью детьми, а кто, как не женщина, лучше справиться с такими подростками.

«Если их собственным матерям на них наплевать, то нам приходится исполнять материнские обязанности», – говорят инспекторы ПДН. Быть мамой для сотни мальчишек со сложными судьбами и тяжелыми характерами нелегко.

Старший лейтенант милиции Наталья Вагабова работает инспектором ПДН в 3-ем ОМ УВД по г. Якутску четвертый год. Она курирует Промышленный округ и знает всех своих «питомцев» поименно. Я интересуюсь возрастом подростков, которые уже входят в категорию «трудные».

– По-разному бывает, некоторые уже с десяти лет встают на учет, – пожимает плечами Наталья Владимировна. – Например, один мальчишка 10 лет вместе со своим другом 13 лет забрался на крышу, и они стали кидать кирпичами в прохожих. Проходящий мимо мужчина получил тяжелую травму головы. Позже они не смогли даже объяснить, почему они это делали. Это называется «из хулиганских побуждений». Наша цель – перевоспитать таких ребят, чтобы они понимали, что такое хорошо и плохо, чтобы понимали, какую ответственность несут за свои действия.

Механик


Считается, что в категорию «трудные подростки» попадают не только те, кто вырос в неполных семьях, испытывая материальную нужду и с детства видя равнодушие родителей. В богатой практике инспекторов ПДН бывали случаи, когда дети из вполне благополучных и даже богатых семей сбегали из дома. Как правило, причиной тому – конфликт с родителями. Иногда взрослым очень сложно понять ребенка, тем более когда у последнего начинается переходный возраст. Впрочем, чаще всего на улицу идут те, для кого больше нет другого выхода.

16-летний Олег – классический представитель таких ребят: живет в неблагоустроенном деревянном доме, имеет семь классов образования, токсикоман и бродяга. По словам Натальи Владимировны, вырос в неполной семье, мама давно махнула на него рукой и сама состоит на учете как родитель, уклоняющийся от воспитания своего ребенка.

– Основная беда именно в таких родителях, – говорит инспектор ПДН, – дети растут предоставленными самим себе. Их родители уклоняются от воспитания, проще говоря, им все равно, где и с кем гуляют их дети, в каком состоянии они приходят домой. Про таких обычно говорят «их улица воспитала», а на улице, понятно, какие законы действуют. Подростки с детства привыкают воровать, употреблять алкоголь, табак. Не найдя деньги на эти «удовольствия», нюхают клей.

Олега мы застаем дома, что случается крайне редко. Он возится у своего крыльца с самодельным мопедом. От него доносится специфичный запах клея «Момент». Вместе с ним мы заходим в дом, где царит настоящий кавардак. Грязно, не убрано, больше напоминает логово бомжей. Хотя сам парнишка производит не такое гнетущее впечатление, как его квартира. Несмотря на грязную одежду и запах клея, в нем нет такой волчьей настороженности, которая обычно отличает шпану от нормальных ребят. Хотя, может, это действие клея еще не прошло... Олег не дерзит, не возмущается и вообще, настроен благодушно. Из расспросов выясняется, что он любит возиться с техникой, даже зарабатывает этим себе на жизнь, собирая китайские велосипеды на Столичном рынке. Мопед собрал сам.

– Ты собираешься пойти в школу? – спрашивает инспектор. – Самому-то не стыдно? Такой здоровый парень, а всего семь классов образования.
– Да собираюсь, собираюсь, – отмахивается Олег. – Осенью, наверно, буду учиться.

– А что у тебя с работой? Помнишь, Александр Подголов к тебе приходил, обещал помочь, а ты туда не пошел?
– Да ну, что я дурак, что ли, мусор убирать. Лучше велосипеды буду собирать, там больше платят, – хмыкает подросток.

– На что ты тратишь деньги? Неужели только на клей?
– На детали для мопеда трачу, а еще свою девушку вожу гулять по кафешкам, – немного смутившись, отвечает Олег. По его словам, познакомился он с ней в клубе, вместе они уже больше года. Причем девушка из приличной семьи, чаще всего Олег гостит у нее дома. Немного сомневаясь в его словах, смотрю на Наталью Владимировну, она кивком подтверждает, мол, это правда.

– А ты часто клей употребляешь? – я смотрю на лежащий рядом выжатый тюбик клея.
– Сегодня с утра один раз нюхал. Но сейчас уже реже, только когда делать нечего. А так у меня дел много, – оправдывается Олег.

– Какие планы на будущее? Собираешься всю жизнь велосипеды собирать и клей нюхать?
– Нет, конечно. Когда будет 18, хочу получить права, буду дальнобойщиком, нравится мне за рулем сидеть. Женюсь, может, – улыбается он.

Напоследок крепко жму грязную руку, которую подает паренек. Удачи тебе, Олег!

Ловкач


Другого подростка Ивана К., к сожалению, мы не застаем дома. Впрочем, его мать дает вполне красочное описание непутевого
сына.

– Хитрый, изворотливый, врет все время, много обещает, но не исполняет, – с ходу дает ему нелестную характеристику его мать Марина Валентиновна. – Недавно телефон себе купила, а он украл, это уже пятый на счету. У сына моей подруги тоже «одолжил» и не вернул. Сейчас снова где-то шляется. В прошлый раз тоже исчезал, потом вернулся, снова телефон забрал и пропал. Ищи-свищи.

– Иван осужден за неоднократные грабежи, – говорит Наталья Владимировна. – Отбирал телефоны и продавал на рынке. Подходил на улице и просил позвонить, а потом убегал с телефоном.

– Самое интересное, что он ловкий обманщик, капитально входит людям в доверие, – продолжает свой невеселый рассказ мать. – Даже инспекторы и социальные педагоги обманывались его невинным видом, а как только отворачивались, он, цап, и телефон стырит.

Единственная, кто на него хорошо влияет, это его девушка Агния. Благодаря ей, он даже учиться снова начал, учебники взял, домашние задания делал. Правда, ненадолго.

– А вы пробовали на него как-нибудь воздействовать?
– Да много раз пробовали, что называется, и кнутом, и пряником, нормально говорить пытались и ругать, ничего не помогает. Один раз даже в гараже заперли, так он скобы выкрутил и убежал.

– А родители той девушки знают, с кем встречается их дочь?
– Знают, конечно. Они запрещают ей с ним видеться, но вы же знаете молодежь, им запретный плод сладок. Ей запретили, так она еще чаще стала с Ванькой встречаться.

– Как вы думаете, где он сейчас?
– Не знаю, говорили, что его на «Столичном» видели, наверно, мой телефон продавал. А, может, у Агнии гостит, но скорее всего по подъездам и дворам ночует.

– А если он через пару месяцев снова к вам придет, пустите его?
– А куда деваться, конечно. Прогонять не буду, сын как никак, правда, телефоны все-таки припрячем.

Беглец


Не все трудные подростки похожи друг на друга. Иногда причиной тому, что ребенок уходит на улицу, бывает банальный конфликт между чадом и родителями. 14-летний Ян два года назад убежал из дома, а потом был замечен в квартирной краже вместе с другими ребятами. Правда, сейчас его определяют как вставшего на путь исправления.

Чтобы он не смущался матери и инспектора, вытаскиваю его на лестничную площадку. Ян рассказывает, что из-за конфликта с
матерью ушел из дома, основное время проводил в компьютерных клубах.

– А как вы квартиру обокрали?
– Мы у мальчика из соседнего дома ключи вытащили, знали, где он живет, а он, наверно, подумал, что потерял, – говорит парнишка. – А потом, когда никого не было, в квартиру залезли, взяли по мелочи, чтоб не заметили. А потом, мой знакомый, с которым воровал, уже с другими ребятами еще раз залез, но на этот раз взяли драгоценности и деньги. Вот так всех и взяли.

– А сейчас как с матерью, ладите?
– Сейчас нормально, я дома сижу, кроме школы никуда не хожу. И в клубы тоже не хочу, у меня теперь дома свой Интернет есть.

Трудные подростки бывают разные. Иногда таковыми называют юных вундеркиндов, которые не могут приспособиться к обществу и оказываются в роли изгоев. И, прежде всего, виноваты в этом родители, которые вовремя не сумели или не захотели помочь своим детям. Рано повзрослевшие, набравшиеся дурных привычек, лишенные светлых идеалов, подростки уясняют простую истину: «они никому не нужны!». В дальнейшем все попытки убедить их в обратном нередко заканчиваются плачевно. Они привыкают никому не доверять, им проще вести привычный образ жизни, нежели подчиняться правилам.

Дорогие родители, помогите своим детям сейчас, ведь завтра может быть поздно!

Новости

Популярное

Якутянин притворялся сотрудником УФСБ и шантажировал женщин
Город | 1 день назад
Якутянин притворялся сотрудником УФСБ и шантажировал женщин
МУжчина получил условный срок.
Автовокзал перенесут в пригородные территории Якутска
Город | 1 день назад
Автовокзал перенесут в пригородные территории Якутска
В столице продолжается реформа общественного транспорта.
«Урдэл Парк» оштрафован за несоблюдение пожарной безопасности
Город | 1 день назад
«Урдэл Парк» оштрафован за несоблюдение пожарной безопасности
На территории парка «Урдэл Парк» выявлен ряд нарушений пожарной безопасности.
Ледовые скульптуры украсили центральную площадь Якутска
Город | 1 день назад
Ледовые скульптуры украсили центральную площадь Якутска
Состоялось открытие международного конкурса ледовых и снежных скульптур «Бриллианты Якутии»