Перепись на... свалке
Учитывая специфику объекта, переписчикам понадобилась помощь правоохранительных органов, потому в акции приняли участие сотрудники отдельного батальона ППС при МВД по РС (Я), ГИБДД города Якутска и курсанты Центра профессиональной подготовки МВД по РС (Я).
Пользуясь случаем, милиционеры решили «убить двух зайцев» – помочь в проведении всероссийской акции, а заодно и проверить свалку на предмет наличия среди бомжей разыскиваемых граждан. Кроме того, милиционеры были намерены проверить «хижины» здешних обитателей на предмет наличия в них огнестрельного оружия, наркотиков и других запрещенных предметов. Но, честно говоря, «шмона» не было.
После переписи на свалке всех бомжей доставили в 4 ГОМ, сняли отпечатки пальцев и устанавливали личность, так как у большинства здешнего контингента не нашлось никаких удостоверяющих личность документов.
Забегая вперед, отмечу, что в тот день на свалке 9 километра по Вилюйскому тракту мы обнаружили 12 человек, хотя местный люд говорил, что их обитает не менее 30-ти. Видимо, остальные в поисках работы и лучшей доли убыли в Якутск.
«Белые вороны»
По прибытию, как напутствовали на разводе, часть милиционеров разошлась по периметру свалки, а часть – по тропинкам вглубь леса, где в принципе и проживают бомжи в строениях самого разного вида. Примкнув к одной из групп стражей порядка, мы с фотокорреспондентом углубились в лес. Причем не по тропинке, а по накатанной автодороге. Кто же туда ездит, не машины же, груженые мусором?
Вскоре на свой вопрос мы получили весьма неожиданный ответ. О том, что «землянка» находится поблизости, нас оповестил громкий лай двух собак. На дворе нас встретили мать с сыном. Марине Васильевне 55 лет, она – пенсионерка, но пенсию не получает. Сын, 20-летний Павел Шаханов, родился в селе Хатырык Намского улуса, работает на стройках в городе. Здесь же во дворе мы увидели стоящую иномарку, а в строении, напоминающем сарай, обнаружили мокик.
Также на территории наличествует сруб из четырех венцов. Мать с сыном проживают здесь с 2002 года, когда их дом, который они снимали, сгорел. С ними тогда был еще и глава семьи, но вскоре он уехал в Беркакит в поисках работы и… там повесился. Нет, не от отчаяния и безысходности, а «по пьянке». То ли сначала принял таблетки и запил их водкой, то ли выпил, затем закусил таблетками – непонятно. В итоге, родным сообщили, что повесился.
БОМЖ Марина Васильевна:
- Сын хотел поставить сруб, начал даже строить, но, как видите, не осилил. У нас есть газовый баллон, электричество от аккумулятора, сын хочет купить маленькую дизельную электростанцию, есть автомобиль. Так что, мы здесь как белые вороны. Никто к нам в гости из соседей не заглядывает, разве придут с такими-то собаками? Живем сами по себе…
Заглянув внутрь жилого помещения, мы обнаружили на настеленном линолеумом полу коврик, а на стене - ковер! Видно, что люди не отчаиваются и, как могут, обустраивают свое жилище для нормального в нем проживания. Жалко парня: влюбится, захочет жениться, а куда приведет свою будущую жену? К маме на свалку?..
Во дворе иномарка...
...а внутри ковры
В тесноте да не в обиде
Следующий «адрес» представлял собой самую настоящую землянку. И тут нас встретили две собаки, на этот раз очень радостные. Обитателей землянки оказалось пятеро: совсем больной старик 1953 года рождения, две женщины и двое мужчин вполне трудоспособного возраста – лет по 30 с лишним.
Жилище произвело на нас угнетающее впечатление. Из благоустройства внутри лишь железная печь, керосинка, да два топчана. Как они спать ложатся, для меня так и осталось тайной. А «амбре», что внутри землянки, что от ее обитателей такое, что я впервые пожалела об отсутствии насморка. Похоже, обитатели годами не мылись, зато ежедневно употребляли алкоголь. Так как больной еле передвигал ноги, милиционеры записали его данные, остальных же сопроводили в «штаб» – автобус «КАВЗ», где их ожидали переписчики.
Отвечая на вопросы переписчиков, молодые люди говорили, что делают попытки трудоустроиться, но никак не получается. Они не нужны ни городу, ни родному улусу. Так и живут рядом с мусором, словно сами - мусор…
Ни что «человеческое» не чуждо…
Как уже многие читатели знают, переписчик спрашивает нас, кроме всего прочего, о доходах и жилищных условиях. При опросе бомжей переписчики в графе об их доходах ставили «крестик» в разделе «иные источники», так как практически все бомжи обходятся разовыми работами и халтурой. Что же касается условий проживания, то, они оказывается, отмечены в специальной графе одним словом «бездомный».
После процедуры каждому вручали пронумерованную справку о прохождении переписи, так что, если бомжа встретят на улице, повторно его никто «переписывать» не будет.
Надо сказать, что не все обитатели здешних мест являются совсем уж опустившимися людьми. Здесь строят бани и даже детские площадки!
В период подготовки к переписной кампании переписчики еще летом посетили эти края. Так вот, летом здесь жили даже дети! Но сейчас их не оказалось. Может, пристроили в городе? При нас перед камерой телеоператора молодая женщина из землянки посылала привет и воздушный поцелуй своей дочери и обещала на днях зайти к ней в гости…