Первоклассный медосмотр
За справкой в школу
Как показывает опыт, зачастую родители недостаточно хорошо осведомлены о сроках и объемах медосмотров детей. Иногда о необходимости проверки состояния здоровья ребенка взрослые вспоминают перед самым зачислением его в школу и спешат в поликлинику за справкой. К сожалению, для многих родителей именно формальная часть, а вовсе не проверка здоровья стала сутью прохождения медосмотра. И тогда профилактический осмотр имеет совершенно поверхностный, формальный характер. И если в детских садах здоровье детей исследуют серьезно в течение нескольких месяцев по графику, то в частных детских садах ситуация другая: родители сами должны об этом побеспокоиться. И чем раньше, тем лучше.
Скрытая опасность
Как нам пояснила заведующая детским отделением АСО 1 ГБУ РС (Я) «Медицинский центр г. Якутска» Изабелла Дьячковская, каждый детский садик территориально прикреплен к определенной поликлинике. Заведующая ДОУ подает заявку на проведение медосмотра своих воспитанников, после этого совместно с медицинскими работниками сада и группы врачей с ЛПУ проводится медосмотр в самом саду.
- Обследование шестилеток в детских садах перед школой мы уже начали и планомерно проводим. Есть график посещения дошкольных образовательных учреждений узкими специалистами, забора анализов. Перед осмотром мы предупреждаем заведующую, а воспитатели должны предупредить родителей о том, что у детей будут брать анализы и осматривать доктора.
Конечно, многие родители действительно считают своего ребенка абсолютно здоровым и обижаются, а то и возмущаются, когда врач «приписывает» им какую-то хронику. Они забывают, что многие патологии скрытые и могут никак не проявлять себя в течение жизни, а любая физическая нагрузка вызывает определенные физиологические изменения в организме. И если здорового ребенка эти изменения тренируют и закаляют, то у ребенка с какой-либо серьезной патологией могут возникнуть сложности. Забывают родители и о том, что большинство современных детей растут за компьютером или перед телевизором, часами сидят, копаясь в мобильных телефонах или играя в планшеты. А школьная программа в целом рассчитана на то, что ребенок пять дней в неделю по 6-8 часов сидит в одной позе. Поэтому в свободное от школы время дети должны двигаться! А если ребенок двигается недостаточно, то у него рано или поздно возникнут проблемы со здоровьем, изменения в крови, сбой в работе внутренних органов, в сердечно-сосудистой системе. И физкультура с ее нормативами становится непосильной, а иногда и роковой задачей.
Готов ли ребенок к школе?
Основная задача специалистов на таком медосмотре – определить, готов ли ребенок в этом году пойти в школу, насколько он морально созрел, выдержит ли физически тот ритм и те обязанности, которые предполагает школьная жизнь. «Поход в школу, впрочем, как и в садик, большой стресс для ребенка, каким бы хорошим ни было учреждение, – объясняет Изабелла Дьячковская. – Меняется режим дня, нагрузки вообще другие».
В детском саду ребятишек по графику наблюдают непосредственно сотрудники детского учреждения, логопед, психолог. В итоге на основании общего осмотра оформляется карточка с рекомендациями и ребенку дается медико-педагогическое заключение: готов он к школе или не готов. Если врачи находят какие-то функциональные отклонения, к примеру, нарушения осанки, плоскостопие или очаги хронической инфекции, то ребенку предлагается соответствующее лечение. Обычно к началу учебного года ответственные родители успевают скорректировать неполадки со здоровьем своего ребенка.
«Домашние дети» ходят сами
С «домашними», так называемыми неорганизованными, детьми все немного по-другому. К семи годам такого ребенка участковый врач или медсестра заранее приглашают на прием. Он проходит тех же специалистов, что и садовский ребенок, только по талонам и в порядке очереди. Да и за один день пройти всех врачей и сдать анализы просто невозможно. Но зачастую родители тянут до последнего – приходят на медосмотр за месяц, а то и за несколько дней до начала учебного года. А ведь для «домашних» детей уже весной по графику в поликлиниках проходит профилактический осмотр.
«Бывает, что у ребенка не выработалась мотивация, тогда ему сложно адаптироваться к школьным порядкам. Ребенок должен сам хотеть в школу, это очень важно, – подчеркивает Изабелла Дьячковская. – В детском саду в этом направлении ведется большая психологическая работа, дошколят готовят к новому этапу».
Если ребенок психологически к школе не готов, его нужно правильно настроить, а на это нужно время, ни один психолог не сумеет провернуть такую работу за неделю-две. Поэтому врачи советуют начинать подготовку с весны, чтобы заблаговременно выяснить, что не так со здоровьем - как с физиологическим, так и с психологическим, и за лето наверстать упущенное. Тогда первое сентября обойдется без лишней нервотрепки и для малыша, и для его родителей.
Непростая задача – подготовить здоровье к школе
Зрение. По словам окулиста Ирины Винокуровой, если проблема обнаружится перед самой школой, придется выбирать один из двух вариантов: плохой или... очень плохой, либо отодвинуть поступление в первый класс еще на год, либо, не меняя своих планов, «подставить» глаза вашего первоклашки под непосильную зрительную нагрузку. Результат не придётся долго ждать. Даже если ранее проводимые проверки зрения не выявили отклонения от нормы, не обольщайтесь: проверка зрения фиксирует только развившуюся патологию. А вот квалифицированный осмотр детским окулистом принесет немало полезной информации для родителей будущего школьника, а очень часто это ситуация, когда беды еще нет, и нужно сделать все, чтобы не впустить ее в дом.
Осанка. Если ребенок ведет малоподвижный образ жизни, грешит просиживанием у компьютера, то проблемы с осанкой в таком возрасте – это реальность. Поэтому очень важно не упустить момент начала развития изменений опорно-двигательного аппарата у малыша. Родители должны узнавать и о состоянии здоровья своих детей и о рекомендациях по его улучшению, потому что, как показывает практика, именно при плановых осмотрах очень часто обнаруживаются разнообразные патологии.
Режим дня. Главным для первоклассника, особенно для шестилетки, является соблюдение правильного режима дня. В этом возрасте детский организм еще не готов отказаться от дневного сна. Да и вообще за сутки ребенок в этом возрасте должен спать свои законные 10 часов. В течение лета не сбивайте ребенка с «садиковского» режима, не нужно гулять до 11 часов вечера, а потом спать до полудня. Обратно перестроиться будет совсем непросто, и это скажется на состоянии нервной системы малышей.
Нервная система. Детские неврологи советуют отложить поход в школу еще на один год и обязательно обратиться к специалисту, если ваш ребенок не может долго сосредоточиться на выполнении какой-либо кропотливой работы, плаксив, часто устраивает истерики, не признает авторитетов и на требования взрослых отвечает агрессией, имеет навязчивые движения, такие, как тик век, спазм кистей после рисования, поглаживает рукой части лица, крутит волосы или постоянно грызёт ногти, с трудом засыпает по ночам, боится темноты и закрытого пространства, имеет проблемы с речью, осанкой, избыточным весом или, наоборот, страдает недержанием мочи, стула.
Речевые дефекты. Логопеды бьют тревогу: количество детей с отклонениями в речевом развитии непрерывно растет. Причем дефекты могут быть не резко выражены, и речь ребенка в целом понятной, а небольшие отклонения в речевом развитии обычно не беспокоят родителей. Но дело меняется с началом школьного обучения. Такие дети обычно с трудом овладевают чтением и письмом, а в дальнейшем пишут со множеством специфических ошибок, от которых не удается избавиться, используя обычные школьные методики. Ничего не возникает вдруг и на пустом месте! Основы письменной речи закладываются еще в дошкольном возрасте, тогда же и могут возникнуть некоторые нарушения в речевом развитии, которые в будущем становятся причиной дисграфии.
Обратите внимание, если ваш малыш в четыре года неправильно употребляет звуки, смешивает их, добавляет лишние либо пропускает, оглушает звонкие, переставляет или пропускает слоги. Наличие хотя бы одного из приведенных выше симптомов должно стать поводом для обращения за помощью к специалисту, потому что начальная школа – фундамент позитивного отношения к себе и окружающим. А нерешенные речевые проблемы малыша могут привести к насмешкам сверстников, отклонениям в поведении, повышенной утомляемости и нервозности, связанных с неуспеваемостью, а в итоге – к негативному отношению к школе.
Родительская «Кружкомания». Странным и совсем неправильным является совпадение начала школьной жизни ребенка с записыванием его в различные кружки и секции. Увеличивать ребенку нагрузку, «чтобы просто так без дела не болтался», не стоит – пусть это будет что-то одно. Причем начинать посещать кружки и секции лучше или за год до школы, или уже во втором классе.
PS. Кстати, мы поинтересовались в Управлении здравоохранения по поводу расписания приема детских узких специалистов в городских поликлиниках. Выяснилось, что утвержденного расписания нет, дни и время приема утверждаются только на одну неделю, и уточнить информацию можно либо в регистратуре, либо записываясь на прием через call-центр.