Первый миллионный житель Якутии Василий Герасимов: «Кто-то знает, кто-то — нет»
В честь этого знаменательного события им подарили квартиру, а также вручили символический ключ от города и памятную медаль-сертификат.
Но эту историю плохо помнит даже интернет. Если ввести в поисковик имя и словосочетание «миллионный житель Якутии», он выдаст всего 2 страницы поиска. Из единственного полного материала онлайн где-то 2003 года выпуска известно, что у Василия двое старших братьев, а их отец Александр брал всех сыновей к себе на работу на теплоходе в речпорт, где братья впервые приобщились к труду.
Сейчас Василий — капитан теплохода «Валдай», возит пассажиров по величественной реке Лене. Окончил Якутское речное училище, затем Новосибирскую академию водного транспорта. В беседе с корреспондентом «ЭС» он рассказал, чем занимается сейчас, как проходят его трудовые будни и почему связал свою жизнь с работой на реке.
«ДОЛЖНА БЫТЬ СВОБОДА ВЫБОРА»
— В скором времени ожидается новый миллионный житель Якутии. Что вы чувствуете по этому поводу? Получается, ваш статус перейдет другому ребенку.
— Ничего не чувствую. По сути, про этот статус, который у меня есть, даже и половина [населения] не знает. Так что пускай переходит.
— То есть на вашу жизнь это никак не повлияло?
— Вообще никак. Нормально работаю, кто-то знает, что я миллионный житель, кто-то — нет.
— Еще же квартиру получали.
— Ну да.
— Там до сих пор живут ваши родители или уже переехали?
— Нет, там же, я с отцом вместе живем. Мамы, к сожалению, с нами уже нет. Отец до сих пор работает капитаном на «Метеоре».
Василий является речником во втором поколении. Сейчас он работает на пассажирском речном судне «Валдай 45P-8». По его словам, ничего нового после того интервью 2003 года не произошло: «Работа, дом, ребенок, опять работа. Сейчас навигация закончится, пойду на другую работу или отдыхать, или в армию — всех забирают». Старший брат Владимир работает в ГИМСе, там же когда-то работал и Василий, а средний брат Александр — электромонтером в Горсвете.
— Ваши племянники и дети тоже пойдут по вашим стопам?
— Вот этого даже не знаю. Племянники и племянницы как-то по-своему идут. Все равно же речного флота же меньше стало, как ни крути, мало идет народу, чтобы обучаться и идти по профессии речника. Они и в МВД идут — так вот расходятся — кто-то в медицинский, кто-то в метеорологи.
— Племянники или ваши дети ходят с Вами на работу?
— Я своего ребенка брал, да. Но здесь просто неудобно, на «Валдае». А так брал прокатиться.
— То есть редко, а не так, как вы, у вашего отца?
— Да, редко, или когда сам захочет.
— Значит, возможно, что тоже не на реке будет работать?
— Скорее всего. Да и я тоже не хотел бы, чтобы на реке работал. Пускай где-нибудь нормальную работу себе найдет (смеется). Не то, чтобы нормальную: что сам выберет, пусть там и работает. Заставлять его, чтобы именно по моим стопам шел, не буду. Незачем. Должна быть свобода выбора. Пусть куда хочет, туда и идет.
— А сколько лет вашему ребенку?
— Девять.
— Он чем-нибудь уже интересуется профессионально?
— Только «Minecraft», «Roblox» и все… В принципе, он очень хорошо разбирается в раритетных машинах 60-х и 70-х годов, знает все их марки. Также у него был бзик по динозаврам, планетам, очень много информации по ним знает. Способный. Но не пойдет на флот, выберет что-то другое — научное, допустим.
— На ваш выбор профессии повлияло то, что отец брал вас на работу?
— Отчасти да, но тема реки мне всегда была близка. Мне нравилось с отцом на теплоходе. Я не привык работать на водоизмещающих судах, а только на скоростном флоте. Привык к скорости по реке. На другой теплоход меня уже не загонишь.
«ОТ РЕКИ НИКУДА»
Василий без сомнения верен своей профессии, и в ближайшей перспективе видит себя только на нынешнем рабочем месте.
— Вам легко дается работа на реке?
— Да, я с юношества начал там работать. Потом семьей обзавелся и стало не хватать тех навигационных денег, которые получал на тот период. Потом перешел в госструктуру и как бы вернулся обратно. То есть это как была любимая работа, так она и остается.
— Никогда не было желания попробовать что-нибудь другое?
— Вот я попробовал — в МЧС поработал, в ГИМС. Но тематика также водная. И в государственном портовом контроле поработал, тоже речная профессия, но я уже как контролирующий орган работал. Как-то привык к реке. По профессии я «Инженер на водном транспорте» (Новосибирская академия водного транспорта), «Организация перевозок». Как я начал обучаться, тематика всегда оставалась связана с рекой. Как говорится: «От реки никуда».
— Работа на реке только летом?
— Да, в навигационный период в организациях, в которых работаю, очень хорошо платят. Достойная работа с достойным заработком.
Зимой, когда река покрывается льдом, Василий отдыхает или подрабатывает на выморозке.
По его словам, работа на теплоходе — это максимум в его карьере. Следующая ступень — куда-то перебираться в контору. Пока этого нет в планах — «работа по душе».
Во время перевозок у Василия случаются ситуации, испытывающие его профессионализм: подходной канал очень узкий, необходимо двигаться строго в створах; лодка идет навстречу, рыбак зазевался, и нужно объехать, не повредив себя и 40 человек, которых он везет. Но аварийных случаев не было.
— Как обычно проходит ваш рабочий день?
— Допустим, как сегодня: пришел на работу, стоим в ожидании рейса, то есть любое распоряжение диспетчера и меня отправят в рейс. А если именно мне назначен на завтра рейс, у меня начинается прохождение предстарта (утренняя медкомиссия, проверка всех систем на судне), запуск двигателя, посадка пассажиров — выполнение рейса согласно графику, которое мне установит диспетчер. Например, завтра будем работать по направлению «Якутск — Нижний Бестях»: в 7.30 посадили пассажиров, высадили в Нижнем Бестяхе, полчаса ожидания, посадили и еще раз обратно.
— Что вам нравится на работе?
— Река, природа. Здесь, как капитан, отвечаешь за всех, постоянно какие-то новые лица. Нету такого, чтобы рейс был скучный, однообразный. Пассажиры же у нас постоянно меняются, природа тоже непостоянная: вчера все зеленое было, а сегодня желтизна где-то появилась. На реке всегда то шторм, то полный штиль. Новые маршруты в этом году открыли на «Валдае»: и до Ленска, и до Витима пробегали. Показали в тех местах, что идет обновление флота.
–А на чем вы работали раньше?
— До того я 15 лет навигации отработал на «Метеоре». Начинал с ученика рулевого моториста, и дорос до сменного капитана и механика. Я полностью прошел все ступени именно на том судне. После «Метеора» перейти сюда — это как с КамАЗа пересесть на «Оку». Здесь свое управление, привыкать надо.
— У вас когда-нибудь получалось выбираться на реку не по работе?
— Нет, видимо, отец меня не приучил. Как трудоголик, короче. Не могу больше месяца сидеть дома или где-нибудь на отдыхе. Чтобы отдохнуть, мне хватает 10 дней. Дома сидишь и не знаешь уже, куда себя деть, так что мало куда выезжаю. А так в Питер ездил, в Москву, чтобы просто прогуляться, спонтанно было пару раз, на 3-4 дня.
— Какая была самая дальняя поездка?
— У нас самая дальняя — 620 км до Олекминска. На «Метеоре» мы ездили до острова Столба, перед выходом устья Лены в Северный Ледовитый океан, это в 1600 км отсюда. И еще до Витима бегали, это тоже далеко, где-то 1200 км. Перебежками. То есть до Олекминска, до Ленска, потом Ленск — Витим.
— Что бы вам еще хотелось, может, в экспедицию какую-нибудь поехать, например?
— Нет, я уже побывал в таких командировках везде. Лучше поближе к дому. Или по плану-графику, как вахтовым методом работали: 10 дней на одной линии, 10 дней — на другой; четко знать время пребывания в одном месте. А так, чтобы на экспедицию куда-то закинуть — я, конечно, люблю природу, но не настолько, чтобы по лесам, по горам скакать.
— Допустим, здесь бы не было реки, чем бы тогда вы занимались?
— Наверное, как и все, либо в юридический пошел бы, либо в экономический. На тот период же был бум юристов, экономистов — все же туда шли. Кем-нибудь из них и был бы, сидел бы сейчас банковским клерком или в бухгалтерии, или еще где-нибудь. А так, можно сказать, меня просто подтолкнули в речное училище и поэтому я пошел туда учиться. Я с шести, или даже пяти возможно, лет катаюсь на теплоходе. Эта тема мне близка, поэтому и легче было учиться — уже разбирался.
Напоследок, Василий передал пожелания будущему миллионному жителю Якутии:
— Пусть растет и реализует себя в этой жизни. Чтобы у него была свобода выбора и работа по душе.
- В тексте:
- Василий Герасимов
- миллионный житель Якутии