"Первый утренний рейс" Карла Сергучева
Будет ли востребован новый жанр сценического искусства у якутян, каким он будет, нам рассказал художественный руководитель ГтОиБ Карл Сергучев.
«В чем смысл идеи мюзикла, его загадка? Когда говорим «загадка», сразу же думаем об отгадке. Разрешение этого находится не где-то далеко, а в сегодняшнем дне, - рассуждает Карл Лазаревич. - Наверное, загадка кроется в характере становления человека, его естественной природе. Когда молодое сознание приходит к моменту осознания, к моменту выбора. Трудность заключается в том, что люди не знают, что они делают выбор. Просто они попали в такую ситуацию и должны поступить так или иначе. Но чаще они не подготовлены к этому. Не в силу воспитания, а в силу своего возраста, жизненного опыта. И, конечно же, выбор происходит. Он такой, какой есть. Может, нам надо было помочь ему сделать выбор?»
- «Первый утренний рейс»... Сразу возникают ассоциации с автобусом, давка в первые часы дня...
- Нет. Здесь давки нет. Это рейс, который каждое утро привозит людей на автобусную станцию. Каждый раз новых людей… И кто-то из них каждый день открывает новый мир. А за рулем сидит человек - водитель, который не знает, а, может, и знает, что он привозит людей в новый для них мир. Сюжет не буду раскрывать. Это узнают наши зрители.
- Откуда появилось такое реалистичное название?
- Идея поставить мюзикл - моих друзей. А идея мюзикла «Первый утренний рейс» не нова, и она отлежалась, пришла к драматургическому осмыслению. Просто придумать сюжет можно. Знаете, Юрий Олеша продавал в кафе идеи за стакан вина, за рубль молодым драматургам. Но ни один из них не написал так, как Юрий Олеша. А здесь идея возникла из жизни, размышлений о нашем городе, как мы в нем живем. Это не касается того, как мы должны здесь жить, а того, что город - это многозначный организм. Это всегда мега. Хоть и маленький город, но он на- полнен необычайным количеством разных людей, образов мышления, жизни, состояния. Город состоит из людей, и его будущее зависит от того, кто в нем вырастает и живет.
- Почему именно мюзикл, а не рок-опера, оперетта или другой жанр? Поймет ли аудитория?
- Наша аудитория подготовлена к этому, можно сказать, даже нуж- дается в мюзикле. Если вспомнить историю мюзиклов, то все они появлялись в период каких-то исторических событий, перемен. Идеалом в этом отношении считается «Вестсайдская история». В этом мюзикле был поднят такой мощный конфликтный пласт, на котором строилась государственная политика. И этот мюзикл привел к некоторым изменениям в государственных отношениях тоже. Государство в определенные моменты своего развития теряет из виду человека. Но оно никогда не имеет права терять молодого человека. А музыка – она всегда
гармонична и даже очень сложные вещи можно высказать через музыкальное слово, и оно будет доходчиво. И для того, чтобы наше государство не потеряло молодых, мы через мюзикл расскажем историю и неожиданный поворот в жизни двух молодых людей, приехавших из улуса.
- Мюзикл для обывателя кажется легким жанром – поют, танцуют. И чаще ассоциируется с чем-то несерьезным.
- Таким можно считать, как мы говорим, промежуточный жанр – оперетту. Мюзикл - форма, близкая к исповеди. Он имеет более жесткую структуру. Я лично не знаю ни одного мюзикла, который бы имел счастливый конец. У нас сюжет развивается достаточно трагично, резко.
- С каким чувством тогда зрители будут выходить из зрительного зала?
- С чувством надежды. И мюзикл задумывается как рассказ молодых о себе своим ровесникам и родителям. Это будет интересно для любого поколения зрителей.
- В Якутии нет опыта создания мюзиклов…
- Есть опыт, и попытки были, достаточно интересные предшествующие ходы. Это то, что ребята делали в Саха театре. Что Лариса Донская делала. Мы возьмем на вооружение весь имеющийся опыт. Да, у нас мюзиклом не занимался ни один профессиональный режиссер. Точно так же, как в республике физкультурой не занимался ни один профессиональный спортсмен.
- А есть ли такая острая необходимость языком мюзикла говорить о проблемах молодежи в настоящее время? Ведь проблемы были и остаются в любой исторический отрезок времени.
- Сейчас молодежные лидеры активно занимаются патриотическим воспитанием. Но вопросы молодежной культуры стоят намного серьезнее, чем патриотическое воспитание. Чтобы человеку привить внутреннюю духовную потребность в патриотизме, в нем нужно выработать культуру поведения. Поэтому я и хочу, чтобы в мюзикле звучали их мнение, язык, нашло отражение такое движение, как молодежная субкультура. Они есть, и с ними надо считаться. И я думаю, что именно мюзикл - самый близкий к молодежи театральный жанр.
- А кто из молодых будет блистать на сцене?
- Мюзикл невозможен без участия профессионалов. В части участников, исполнителей будут профессионалы. Но в основной роли будет молодежь, которая талантлива. Их нам поможет найти кастинг, который будет объявлен в феврале. В нем примут участие все, независимо от того, где учатся. Это будет большой кастинг при участии телевидения. Также мы планируем запустить дневник кастинга в Интернет. Ребята хотят что-то сказать, но не знают, как это сделать, как себя реализовать. Если они яркие, талантливые, амбициозные, пусть принимают участие в кастинге. Конкурс определит самых-самых, и с ними начнется работа по вокалу, хореографии, постановке речи.
- И когда мы сможем увидеть мюзикл?
- К следующей зиме. Это огромная работа, которая требует тщательной подготовки. Уверен, мюзикл будет иметь успех.