Петр Винокуров: цирк и близость к народному творчеству
Государственный цирк РС (Я) был представлен в этом году в шести номинациях. Неделю назад в Якутск вернулся уже ставший лауреатом престижной премии главный художник цирка Петр Винокуров. Петр вместе с известным художником и модельером Сабиной Горелик получил престижную премию за работу над шоу-проектом «Тепло вечной мерзлоты».
Петр родом из поселка Кюсюр Булунского улуса. Вырос в семье зоотехников-оленеводов. Художником решил стать не сразу, однако подвижки к этому были с раннего детства. Как говорят родные Пети, он все время творил, мастерил и изготавливал, когда была возможность. Родительский род занятий обязывал проводить большое количество времени в тундре, кочуя с оленьим стадом, поэтому детство Петя провел среди якутской природы, которая находит отголоски в работах художника и по сей день. Сам он говорит, что стал художником случайно. После школы поступил в Намский педагогический колледж технологии и дизайна. Планировал стать учителем. Но годы шли, открывались новые перспективы. Случайно Петр устраивается работать в цирк в 20 лет, в 2008 году. Первые его работы – это афиши, нарисованные вручную. Непосредственный руководитель Пети на то время и старший товарищ – главный художник Государственного цирка РС (Я) Софья Павловна Колесова обучала нового сотрудника азам и тонкостям работы, давала полезные советы. Первой работой над декорациями, которая запомнилась Пете, стал проект «Звездный Союз». Однако основной работой оставались афиши.
Петр с теплотой вспоминает о тех временах: «Я афиши рисовал, у нас как раз в колледже шрифтоведение было. Кистями, красками, вручную. Как раз баннеры только-только появлялись. Софья Павловна начала меня обучать различным приемам, хитростям. До сих пор она как мой наставник дает советы. Говорит, что я способный».
В 2012 году началась работа над «Теплом вечной мерзлоты». По настоящему крупный проект, который теперь является визитной карточкой Бриллиантового цирка, вобрал в себя лучшее, что есть в якутской цирковой школе. Яркий, самобытный спектакль, с битвами шаманов, чудесами якутских эквилибристов и дрессированными жителями северных лесов: оленями, песцами, лисами и лайками. Для спектакля было создано 150 эксклюзивных костюмов, грандиозное декорационное и световое оформление. Петю всегда вдохновляла природа крайнего севера, поэтому создавать декорации для спектакля было несложно, особенно, что северные мотивы очень хорошо вписывались в концепцию «Тепла вечной мерзлоты». Но работа тем не менее была кропотливой.
«Эскизы разрабатывал целый год. До премьеры использовал якутские национальные мотивы. На создание концепции сценографии вдохновила якутская зима. Всей командой швей, столяров, костюмеров работали упорно, чтобы спектакль получился уникальным. Я убежден, что, только опираясь на национальное творчество, пользуясь его неисчерпаемыми богатствами, можно создать яркое и праздничное оформление циркового спектакля, ведь цирк – это искусство, которое наиболее близко к народному творчеству».
Про то, что Петр прошел в финал премии «Мастер», стало известно за две недели до ее проведения. Первый этап конкурса проходил через смс-голосование. После его завершения организаторы объявили имена финалистов только через два месяца.
Отметим, что премия «Мастер» является престижнейшей в области циркового искусства и вручается уже во второй раз. Организаторы – Рогосцирк и Министерство культуры РФ. В ней принимают участие лучшие цирковые артисты России и еще 27 стран. Для России в целом это большой успех, ведь Сочи на неделю превращается в центр мировой культуры. Лучшие клоуны, дрессировщики, акробаты и эквилибристы, художники и композиторы были представлены в 14-ти номинациях. Открытие фестиваля началось с красной дорожки, по которой прошли настоящие легенды циркового искусства: Дэвид Шайнер, Олег Попов, Вячеслав Полунин, Филипп Агоге, Гельмут Гросскурт, Фабио Монтико и еще десятка два известных имен, а также министр культуры РФ Владимир Мединский и первый заместитель председателя комитета ГД РФ по культуре Иосиф Кобзон. Все 5 дней фестиваля на манеже Сочинского цирка шли выступления именитых мастеров, а за кулисами было не протолкнуться от скопления артистов.
В номинации «Художник года» было представлено 5 участников. Петр до последнего не верил, что победит, поскольку конкуренция была очень серьезная: «Мы думали, что победят иностранцы. Работы были очень достойными. Мы сами не ожидали, что назовут нас. Очень волновались. Когда организаторы всех собрали и сказали, как выйти на манеж, большинство и так знали, как это делается. Но, когда объявили нас, мы растерялись. Для меня, человека закулисного, это оказалось, как прыжок с парашютом. Вышли неправильно, через форганг, а должны были по красной дорожке. Бурными овациями встретили зрители. После мероприятия хотел сфотографироваться со звездами цирковыми, не получилось: зрители фотографировались со мной».
«Огромное спасибо моим родителям за понимание, за то, что всегда и во всем меня поддерживаете, а также моему наставнику и учителю Софье Павловне Колесовой, все, чего я сейчас добился, - это ее заслуга. Благодарю за доверие и возможность творить моих руководителей Марфу Петровну и Сергея Васильевича Расторгуевых».