Платить или не платить ребенку?
Каждый родитель хотел бы видеть своего ребенка здоровым, богатым и счастливым. Для этого мы стараемся дать детям все самое лучшее. И в глубине души каждый родитель надеется, что его ребенок будет жить лучше, чем он сам. Вполне нормальное желание. Вот только идут к этому родители разными путями, считает психолог Марианна ВИНОКУРОВА, по совместительству – многодетная мама.
Даром – ничего?
… Одно из первых, чему стоит научить ребенка: ничего в жизни не дается просто так. Но в большинстве случаев все происходит наоборот: ребенку дается все самое лучшее, вкусное и красивое. Абсолютно даром – просто потому, что это наш ребенок. Тем самым мы приучаем ребенка к тому, что родители ему чем-то обязаны или должны. И воспитываем потребителя. Мы приучаем ребенка к тому, что есть папа и мама, которые решат любую проблему и достанут все что нужно. И порой детство у таких детей затягивается – вплоть до 40 лет.
Понимание того, что очередную новую игрушку или модный гаджет нужно «заслужить», необходимо прививать с раннего детства. К тому же это дает понять вашему ребенку, что «халява» - это плохо так же, как и легкие деньги.
Отец – добытчик, мать – хранительница, ребенок - помощник
… Я хочу донести важный момент, который я поняла - не как психолог, а как мама: обязательно обсуждайте и объясняйте свои действия ребенку: зачем вы делаете так, а не иначе. Причем делать это нужно в спокойной и дружеской обстановке.
Для начала объясните: у каждого члена семьи есть определенные обязанности. Отец – добытчик, и его главная задача - принести домой деньги. Мать – хранительница очага, решает все вопросы, связанные со стиркой грязного белья, приготовлением пищи и так далее. Ну, а ребенок – это помощник. В среднем лет до 3-4 и не стоит рассматривать ребенка в качестве помощника. В это время он чаще является полной противоположностью помощнику: ну не может ребенок родиться противником хаоса с врожденной установкой любви к порядку. Чаще наоборот.
Приучать к хозяйственным делам стоит постепенно, начиная с выполнения каких-то легких задач. Предложите ему собрать разбросанные игрушки. Постепенно усложняйте поручения и делайте это регулярно. Например, попросите вынести мусор или сходить за хлебом – если магазин находится недалеко, вы можете наблюдать за ним, к примеру, из окна или с балкона. И здесь важна регулярность – чтобы у ребенка это вошло в привычку.
За что поощрять?
…Необходимо вводить систему важности тех или иных поручений. Проще говоря, как бы это ни резало слух противников материального поощрения, должны быть «бесплатные» поручения, которые являются обязательными, и «платные».
Например, заправить за собой кровать или собрать игрушки – это обычные обязанности каждого ребенка. Но работу можно выполнить хорошо, а можно спустя рукава. На это и нужно обращать внимание ребенка, поощрять старательно выполненную работу и указывать на небрежность. Если в течение недели ребенок без ваших напоминаний застилает за собой кровать, убирает игрушки и поддерживает порядок в комнате, то в конце недели это можно отметить: купить ему мороженое или сводить в цирк. И акцентировать, что он это заслужил примерным поведением. Если ребенок выполнял свои обязанности, но с постоянными напоминаниями, то это не значит, что в конце недели его не стоит баловать. Можно купить ему шоколадку, но не из соображений поощрения, а просто потому, что вы его любите. Наконец, если он плохо себя вел на неделе и не выполнял свои обязанности, то вы можете лишить его воскресных развлечений, объяснив причину наказания и предложив ему выбор: пусть он сам решает, что ему делать на следующих выходных: сидеть дома или сходить в кино.
Очень важно приучить ребенка к ответственности и выбору. Нельзя, чтобы за него все решали родители. Важно, чтобы ребенок научился чувствовать и видеть результаты своих действий и своего выбора.
За что платим?
…Теперь обсудим задачи или поручения, которые, на мой взгляд, необходимо «премировать». Причем премия необязательно должна быть денежной. Возьмем один из распространенных примеров – оценки в школе. Если вы хотите видеть у своего ребенка хорошие оценки и знаете, что у него есть потенциал, то можно поставить цель ребенку, что в случае определенного уровня успеваемости он заслужит ценный подарок. Конечно, вы и так хотели купить ему планшет, но тссс! – пусть «заработает» на него сам!
Ребенка нужно с детства приучать к мотивации, которая может быть отрицательной и положительной. Отрицательной мотивацией может быть получение двоек и последующее за этим наказание. Положительной мотивацией будет получение какого-то вознаграждения в случае достижения поставленной цели.
Вот еще один из примеров. Вы хотите привлечь своего ребенка к сбору картошки на огороде. Помогать родителям – это обязанность ребенка. Но! Вы должны учесть и тот факт, что, забирая ребенка на картошку, вы не учитываете его интересы. Вот лично я в детстве никогда не любила собирать картошку. Во-первых, это скучно. Во-вторых, это длится целый день. В-третьих, я лишалась удовольствия провести время с подружками или сходить в гости к бабушке.
Поэтому такие процессы, как сбор картошки, нужно организовывать правильно. Ущемляя ребенка в одном, нужно возместить ему это в другом. Но не нужно подкупать ребенка! Правильнее будет, если вы опять-таки предоставите ребенку возможность выбора. К примеру, вы говорите, что нужно собрать картошку. «Но в одиночку нам это сделать будет сложно. Поэтому нам нужен помощник. На эту работу выделено 500 рублей из семейного бюджета. Эти деньги можешь заработать ты, если поможешь собрать урожай. Или мы заплатим их наемному работнику, который поможет вам выкопать картошку».
Таким образом, мы стимулируем ребенка к поиску возможностей для реализации своих желаний. Хочет ребенок дорогой велосипед? Вы можете просто взять и подарить. А можете помочь заработать на него.
Поверьте, в моей семье это действует безотказно. Здесь разумнее придерживаться некоего равновесия. Что-то можно подарить, а что-то НУЖНО заработать самостоятельно. Нельзя постоянно делать подарки ребенку. Если в 13-16 лет подросток может самостоятельно найти какую-то подработку на лето - продажа газет или волонтерство – то детей более раннего возраста на подработку пристроить проблематично. Вы окажете ему гораздо более полезную и ценную услугу, если научите с детства зарабатывать деньги и добиваться цели своим трудом, своими усилиями и своими действиями.
Не нужно делать из ребенка раба!
Очень часто в семьях можно наблюдать такую картину, когда ребенок (чаще всего девочка) становится «рабом» своих родителей, выполняя всю домашнюю работу - уборку, приготовление пищи, глажку, заботу о младших братьях и сестричках. Не забываем, что у ребенка может быть еще музыкальная или спортивная школа, секции, кружки. И у таких детей просто не остается времени на себя, на общение с друзьями, на полноценный отдых и нехитрые развлечения. Чересчур «ответственные» родители считают так: чтобы ребенок не попал в дурную компанию, первую половину дня он должен учиться, вторую – заниматься в секции или музыкалке, и до кучи нагружают хозяйственными делами по дому. «Пока он был маленьким, это делали мы, теперь пусть делает он, даст нам отдохнуть. Ну, и на дурные мысли времени не хватит», – рассуждают они. Железная логика.
Да, бывают случаи, когда нужно заставлять ребенка что-то сделать. Но делать это постоянно, я имею в виду, заставлять, категорически нельзя. Чем это чревато? У ребенка вырабатывается негатив к тому, что он делает. А попутно и стойкая неприязнь к своим родителям. И это как минимум.
Правильнее дать дитю возможность выбора и приучить его добиваться своих целей самостоятельно. Любая работа должна чем-то вознаграждаться. Вознаграждением могут быть как деньги, так и шоколадки, мороженное, игрушки, походы в кино и даже теплые слова.