Площадь Матери в Якутске
Озеро Сайсарское среди них можно назвать самой ценной жемчужиной. И не только из-за того, что оно центральное и самое большое, но и потому, что имеет для города и всей республики историческое и даже сакральное значение. Рядом с ним было найдено знаменитое захоронение древнего воина при доспехах с двумя его рабами. А на берегах озера в древние времена стояли шатры якутских князей.
В общем, озеро знаменито по всем статьям. Но ему, как и любому драгоценному камню, нужна достойная огранка и оправа. В последние годы городская администрация придает большое значение благоустройству этого района.
Одним из практических шагов является устройство на озере Сайсарское, рядом с улицей Лермонтова, площади Матери. Данный мемориал будет символизировать благодарность всем матерям за мужество, самопожертвование и великое терпение, проявленные в годы Великой Отечественной войны.
Изначально городские власти предполагали построить там небольшой сквер с центральным объектом – скульптурой Матери, прототипом которой выступал образ простой колхозницы из села Усть-Татта Февроньи Малгиной, потерявшей в годы войны пятерых сыновей. Но замысел оказался настолько востребован и близок сердцу каждому из горожан, что эта идея выросла в нечто большее. И вместо скромного сквера было решено построить площадь - символ признательности всем женщинам Якутии, чьи сыновья сражались на фронтах Второй мировой войны. По благому почину общественные организации предложили провести строительство самого памятника на добровольные пожертвования горожан и коммерческих предприятий.
За право воплотить дорогой каждому человеку образ соревновались лучшие скульпторы и творческие объединения республики. Победил проект группы авторов во главе с известным скульптором Афанасием Романовым. Художники предложили отлить монумент в бронзе и представили целых три варианта.
Первый - образ женщины в старинном национальном наряде. С ее руки взмывают ввысь три сокола, символизирующие сыновей, летящих в пламя войны. Мать - это сама Победа, торжество добра над злом, продолжение жизни.
Второй - образ женщины в простой повседневной одежде и в платке. Она - мать, проводившая на фронт своих сыновей, которые в виде семи птиц улетают на поля великих сражений. Цветок в другой ладони символизирует Победу и возрождение жизни.
И третий - образ, выражающий скорбь, горе и печаль. Пожилая женщина прижимает к груди солдатский треугольник - письмо с фронта, который дает ей надежду на возвращение домой ушедших на фронт сыновей.
По словам Афанасия Романова, художественная комиссия склонилась к выбору первого наиболее жизнеутверждающего варианта. Сама скульптурная композиция претерпела некоторые изменения. На руках у матери появился ребенок, а складки одежды при определенном ракурсе становятся корнями и побегами растений, под ногами скульптуры можно узреть и зайца. И теперь это не просто Мать, а образ Родины, отправившей на борьбу с врагом своих сыновей.
Кстати, каждый элемент скульптурной композиции имеет свою смысловую нагрузку, к примеру, в изображении зайца выражено желание корифея якутской литературы Суоруна Омоллоона поставить в Якутии отдельный памятник длинноухому, который не дал умереть от голода в годы войны тысячам якутских семей. Внимательный глаз увидит, поймет и прочувствует другие детали художественного замысла.
В данное время скульптурная композиция весом в три тонны и высотой около шести метров уже отливается в металле в цехах города Смоленска.
Масштабные работы по строительству площади развернутся весной 2011 года. В данное время архитекторы и проектировщики ведут расчет и подготовку по утвержденному эскизу рабочего проекта площади Матери. Площадь будет состоять из двух частей:
первая очередь - скульптурная композиция с прилегающей территорией, а это около 6 400 квадратных метров, и вторая очередь - сквер, в котором аллеями и архитектурными группами будут представлены все улусы республики.
А осенью следующего года – в День города – состоится торжественное открытие площади Матери на берегу озера Сайсары.