Почему нет садиков для детей-инвалидов?
Это обеспечивается нашим детям в детских дошкольных учреждениях. И если ребенок здоров, есть место в садике, он туда пойдет и будет нормально развиваться. А что касается детей с ограниченными физическими возможностями, вопрос обеспечения местами усложняется огромной массой других проблем.
Это не только наличие специальных групп в садике, специалистов, которые могут в любой момент оказать ему медицинскую помощь, но и специальных учебно-воспитательных программ реабилитации, соответствие технической оснащенности садиков для посещения детьми-инвалидами. На сегодняшний день в республике на учете состоит 6316 детей-инвалидов. В Якутске их насчитывается 1545 человек. Из них 379 детей в возрасте от 0 до 3 лет не охвачены дошкольным образованием.
В редакцию «ЭС» обратилась горожанка Марина Кисапова, бабушка двухлетней Ксюши. Девочка – инвалид детства. Она родилась с множественными пороками развития, не ходит, не соответствует по росту своему возрасту, при полноценном питании ее вес еле достигает 7 килограммов. Из-за того, что ребенок тяжело болен, молодая мама не может работать. Семья живет на пенсию бабушки. Средства, которые выделяются ребенку-инвалиду, уходят на дорогостоящие лекарства. «В Якутске строится очень много развлекательных центров. Почему нет социального садика для детей-инвалидов, таких как моя внучка? – спрашивает Марина Васильевна.
– Обычные садики от таких детей отказываются. У них нет условий. Что делать мамам, которые вынуждены сидеть дома, на что жить и растить детей? Можно нанять няню, но час стоит от 100 рублей и выше. Через агентство нанять получается еще дороже. У нас таких денег нет. Сейчас наша очередь на место в садике подходит. Боимся, что нам дадут место в обычный садик, где через неделю-другую от нас откажутся. Мы наблюдаемся у невролога поликлиники N№1, стоим на учете. Нас направляют на бесплатный массаж и получаем еще кое-какие другие процедуры. Но полного обследования в детском медцентре второй год пройти не можем. Нет и реабилитационного центра для мам с такими детьми с тяжелыми пороками развития. Складывается ощущение, что эти дети никому не нужны. Подскажите, где и какие садики могут принять детей-инвалидов?».
С этим вопросом мы обратились в Управление образованием города. О том, как они решают вопрос обеспечения детскими садами детей с ограниченными физическими возможностями, нам рассказала начальник дошкольного отдела Управления образованием города Майя Кириллина.
- В настоящее время на территории Якутска функционируют 55 муниципальных дошкольных образовательных учреждений, - рассказала Майя Петровна. - Из них 46 детских садов в городе и девять учреждений в пригородах (Марха, Хатассы, Тулагино, Кангалассы, Табага, Маган). По данным на начало этого учебного года, 55 садиков посещают 75 детей-инвалидов.
- Майя Петровна, какие садики посещают дети-инвалиды?
- Из 46 муниципальных дошкольных образовательных учреждений в городе для детей с ограниченными возможностями и особыми нуждами работают три детсада - N№30 «Малышок», N№56 «Пушинка» и детсад N№91. Также в одном дошкольном учреждении работают специализированные группы для детей с нарушением зрения. Это детский сад N№11 «Подснежник». В нем открыты 11 специализированных групп. Кроме того, есть у нас садик с группами кратковременного пребывания для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП) – детсад N№1 «Звездочка». Там четвертый год работают две специализированные группы «Особый ребенок» для детей от 3 до 7 лет. В этом году группу посещают 12 детей. Для детей, страдающих аллергическими заболеваниями, специальная группа открыта в детском саде N№104 «Ладушка». Детский сад N№105 «Умка» тоже имеет группу кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Какую работу проводит Управление образованием, что-бы большее число детей с физическими нарушениями могли посещать садики?
- Управлением образования Якутска разработана и утверждена целевая долгосрочная программа развития образования «Столичное образование-3», где спроектировано дальнейшее развитие дошкольной системы города на период с 2011 по 2015 годы. Программа ориентирована на сохранение и расширение сети дошкольных учреждений, предоставление качественных образовательных услуг семьям, имеющим детей дошкольного возраста, развитию новых форм дошкольного образования.
В рамках реализации «Комплексной программы развития дошкольного образования РС(Я) на 2009-2011 годы» Управлением образования ведется работа по направлению «Создание условий для удовлетворения потребностей населения в услугах ДОУ». Так, в каждом втором муниципальном детсаду открыты логопедические группы и логопедические пункты для детей с нарушениями речи и работает психологическая служба.
Продолжается апробация моделей групп кратковременного пребывания в ДОУ: это адаптационные, коррекционные для детей с ограниченными возможностями здоровья и группы по подготовке к обучению в школе. В данных детских садах созданы специальные условия для детей с особыми нуждами. Сегодня в семи детсадах города (МДОУ N№N№1 «Звездочка», 11 «Подснежник», 30 «Малышок», 56 «Пушинка», 91, 104 «Ладушка», 105 «Умка») созданы условия для воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Так, в МДОУ N№1 «Звездочка» и N№105 «Умка» функционируют группы кратковременного пребывания для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Следует отметить также опыт работы детсада N№11 «Подснежник», который на протяжении 15 лет занимается детьми с нарушением зрения. В трех садиках (N№N№30, 56, 91) открыты группы для тубконтактных и тубинфицированных детей. С сентября 2009 года в детском саду N№104 «Ладушка» открыта специализированная группа для детей с аллергическими заболеваниями. Работа продолжается.
На базе детского сада N№1 «Звездочка» в плане расширение спектра оказываемых услуг для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата с диагнозом ДЦП. Там совместно с детским психоневрологическим отделением Якутской горбольницы N№4 будет оказываться помощь в социализации детей посредством инклюзивного образования и оказание методической помощи родителям. В настоящее время создан клуб «Росток» для родителей детей данной группы. Думаю, что для больных детей в городе создаются условия для правильного развития, и эта работа будет продолжена.