Почему в Якутске не хватает парковочных мест?
Шутил ли депутат или говорил на полном серьезе, речь не об этом. Корреспондент нашего издания решила разобраться, почему так мало парковочных мест в нашем городе не только возле давно построенных зданий, но и новостроек.
Строго по документам
Как нам рассказала заместитель министра архитектуры и строительного комплекса РС(Я) Галина Новикова, на сегодня при строительстве чего-либо в Якутске утверждены следующие нормативно-правовые акты:
1. Правила землепользования и застройки ГО «г. Якутск» - утверждены Якутской городской Думой 25 декабря 2013 года.
2. Правила благоустройства ГО «г. Якутск» - утверждены Якутской городской Думой 16 июня 2011 года.
3. Местные нормативы градостроительного проектирования ГО «г. Якутск».
Все эти нормативы не выходят за рамки требований федеральных и региональных нормативов к благоустройству:
1. СНИП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» от 16.05.1989 №78.
2. Закон РС(Я) «О градостроительной политике в РС(Я)» от 29.12.2008 З № 182-IV.
Вот основные нормативные акты, требований которых должны придерживаться все участники градостроительного процесса. Это как физические, так и юридические лица. Это проектные организации, с работы которых, собственно, и начинается любое строительство. Это сам орган местного самоуправления, на территории которого ведется строительство. Это экспертные организации, которые также руководствуются ими в своей работе.
Также, как мы уже писали в прошлом номере, нехватка или отсутствие парковочных мест возле отдельных торговых и общественно-деловых центров, как выразилась главный архитектор города Ирина Алексеева, вопрос риторический. И хотя об этом не было сказано, но обыватель уверен, что кто-то пролоббировал свои меркантильные интересы, пользуясь своим положением в обществе, или в те незапамятные времена органу местного самоуправления было не до стандартов...
Поэтому сегодня мы попытаемся рассказать читателю о нормах и стандартах, которых должны придерживаться при строительстве объектов. Особенно жилых домов.
Вожделенное машино-место
При строительстве новых объектов сегодня требуются следующие нормативы по парковкам:
- для стоянки автомашин - 0,8 кв. м на человека (СНИП);
- для хранения индивидуального автомобиля – минимум 350 авто на 1 000 жителей;
- для размещения 1 автомобиля на открытых автостоянках — 22,5 кв. м, в уширениях проезжих частей улиц и проездов — 18 кв. м.
Что касается площади для хранения индивидуального автомобиля, то откуда берутся такие цифры — 350 авто на 1 000 жителей? В СНИПе, которыми в основном пользуются проектировщики, есть формула расчетов: на какой площади территории сколько человек должно проживать и прочее. Также требуемая плотность населения зависит от зоны различной степени градостроительной ценности территории. Таким образом, согласно СНИПу, наша республика по плотности населения относится к высокой зоне — 440 человек на гектар, по Якутску — минимальная плотность 150 чел. га.
Что касается минимальной площади для хранения индивидуального автотранспорта, то она также различается в зависимости от высотности жилого дома. Так:
- до 3 этажей — 2,98 кв. м/чел.;
- от 4 до 8 этажей — 2, 06 кв. м/чел.;
- от 9 до 16 этажей — 1, 63 кв. м/чел.
Это – минимально требуемые нормы. Застройщик может и побольше выделить, но, увы, рассчитывать на это не приходится — выделили бы хоть по минимуму. А то бывает, что и этого не придерживаются.
О новостройках
А между тем при строительстве жилого дома 40 % земельного участка застройщик должен выделить для открытых парковок (с документацией можно ознакомиться на сайте: map.yakadm.ru).
К примеру, у 170-квартирного жилого дома должно быть 68 парковочных мест. Для нашей республики по климатическим условиям возможно уменьшение площади земельного участка до 30 %. Тогда почему мы сейчас возле отдельно взятой новостройки или на строительной площадке будущего жилого дома наблюдаем отсутствие или нехватку парковочных мест даже «на глазок» и даже с учетом уменьшения?
Ответ нам удалось найти также у заместителя министра архитектуры и строительного комплекса РС(Я) Галины Новиковой. Как оказалось, в Якутске в отношении 15-ти территорий принято решение о комплексной застройке кварталов. Только при комплексной застройке можно в нашем городе учесть все требуемые нормы, поскольку застройкой целого квартала займется лишь один застройщик, а не несколько при точечной застройке.
Для примера возьмем квартал 86, проект планировки территории которого был разработан в 2013 году. 86 квартал — это территория между улицами Каландаришвили, Лермонтова, Кеши Алексеева и Чайковского. Если успели представить, то это в основном 2-этажные деревянные жилые дома, которых ждет снос, а на их месте вырастут высотные каменные жилые дома.
Вот представим, что вместо двух 2-этажных жилых домов выросла новостройка. При этом не учтены параметры по парковкам, детской площадке и прочее. «Где необходимое количество парковок?» - спросят жильцы этого дома. Такой вопрос задают, например, жители Гимеина, глядя на два красивых жилых дома с административными помещениями на 1 этаже, которые «выросли» с двух сторон поликлиники №3 (квартал 94).
Разъясняем: только при комплексной застройке квартала учитывается все необходимое количество парковок. И если мест не хватает возле отдельно взятого жилого дома по количеству его жильцов, то недостающее количество мест застройщик должен обеспечить в этом же квартале, грубо говоря, чуть подальше от дома, за счет строительства гаражей — теплых стоянок. С учетом плотности населения это могут быть и многоуровневые стоянки.
Одним словом, под конец застройки всего квартала всем должно хватить всего: детских и спортивных площадок, парковок, школ, детских садов и прочее. В идеале так. Вот почему для городских властей выгодно отдать кварталы под комплексную застройку и только одному застройщику.
Какая зона для чего?
По Правилам землепользования и застройки в Якутске существует около 50-ти зон, из них 10 зон жилой застройки (с ними можно ознакомиться на городском портале: www.map.yakadm.ru):
1. Ж-1 - для индивидуального жилищного строительства (ИЖС) (пригород).
2. Ж-2А - ИЖС (Якутск).
3. Ж-2Б - застройка 1-2-квартирными жилыми домами с приквартирными участками (пригород).
4. Ж-3А - застройка малоэтажными МКД (Якутск).
5. Ж-3Б - застройка малоэтажными МКД (пригород).
6. Ж-4 - застройка смешанного типа малоэтажными жилыми домами (пригород).
7. Ж-5 - застройка среднеэтажными МКД (Якутск).
8. Ж-6.1. - застройка средне- и многоэтажными жилыми домами не выше 8 этажей (Якутск).
9. Ж-6.2. - застройка многоэтажными жилыми домами 9 этажей и выше (Якутск).
10. Ж-6 - застройка средне- и многоэтажными жилыми домами.