27.10.2017 | 18:02

Почему в Якутске не хватает парковочных мест?

В прошлом номере «ЭС» мы писали о состоявшейся дискуссионной площадке по вопросам застройки центральной части города. Инициатор мероприятия, депутат Ил Тумэна Виктор Федоров, сетуя на нехватку парковочных мест возле торговых центров, предложил даже беспрецедентный ход — снести Дом печати.
Автор: EXO-YKT

Шутил ли депутат или говорил на полном серьезе, речь не об этом. Корреспондент  нашего издания решила разобраться, почему так мало парковочных мест в нашем городе не только возле давно построенных зданий, но и новостроек.


Строго по документам

Как нам рассказала заместитель министра архитектуры и строительного комплекса РС(Я) Галина Новикова, на сегодня при строительстве чего-либо в Якутске утверждены следующие нормативно-правовые акты: 

1. Правила землепользования и застройки ГО «г. Якутск» - утверждены Якутской городской Думой 25 декабря 2013 года.

2. Правила благоустройства ГО «г. Якутск» - утверждены Якутской городской Думой 16 июня 2011 года. 

3. Местные нормативы градостроительного проектирования ГО «г. Якутск».

Все эти нормативы не выходят за рамки требований федеральных и региональных нормативов к благоустройству:

1. СНИП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» от 16.05.1989 №78.

2. Закон РС(Я) «О градостроительной политике в РС(Я)» от 29.12.2008 З № 182-IV.

Вот основные нормативные акты, требований которых должны придерживаться все участники градостроительного процесса. Это как физические, так и юридические лица. Это проектные организации, с работы которых, собственно, и начинается любое строительство. Это сам орган местного самоуправления, на территории которого ведется строительство. Это экспертные организации, которые также руководствуются ими в своей работе. 

Также, как мы уже писали в прошлом номере, нехватка или отсутствие парковочных мест возле отдельных торговых и общественно-деловых центров, как выразилась главный архитектор города Ирина Алексеева, вопрос риторический. И хотя об этом не было сказано, но обыватель уверен, что кто-то пролоббировал свои меркантильные интересы, пользуясь своим положением в обществе, или в те незапамятные времена органу местного самоуправления было не до стандартов... 

Поэтому сегодня мы попытаемся рассказать читателю о нормах и стандартах, которых должны придерживаться при строительстве объектов. Особенно жилых домов.


Вожделенное машино-место

При строительстве новых объектов сегодня требуются следующие нормативы по парковкам: 

- для стоянки автомашин - 0,8 кв. м на человека (СНИП);

- для хранения индивидуального автомобиля – минимум 350 авто на 1 000 жителей;

- для размещения 1 автомобиля на открытых автостоянках — 22,5 кв. м, в уширениях проезжих частей улиц и проездов — 18 кв. м.

Что касается площади для хранения индивидуального автомобиля, то откуда берутся такие цифры — 350 авто на 1 000 жителей? В СНИПе, которыми в основном пользуются проектировщики, есть формула расчетов: на какой площади территории сколько человек должно проживать и прочее. Также требуемая плотность населения зависит от зоны различной степени градостроительной ценности территории. Таким образом, согласно СНИПу,  наша республика по плотности населения относится к высокой зоне — 440 человек на гектар, по Якутску — минимальная плотность 150 чел. га.  

Что касается минимальной площади для хранения индивидуального автотранспорта, то она также различается в зависимости от высотности жилого дома. Так:

- до 3 этажей — 2,98 кв. м/чел.;

- от 4 до 8 этажей — 2, 06 кв. м/чел.;

- от 9 до 16 этажей — 1, 63 кв. м/чел.

Это – минимально требуемые нормы. Застройщик может и побольше выделить, но, увы, рассчитывать на это не приходится — выделили бы хоть по минимуму. А то бывает, что и этого не придерживаются. 


О новостройках

А между тем при строительстве жилого дома 40 % земельного участка застройщик должен выделить для открытых парковок (с документацией можно ознакомиться на сайте: map.yakadm.ru). 

К примеру, у 170-квартирного жилого дома должно быть 68 парковочных мест. Для нашей республики по климатическим условиям возможно уменьшение площади земельного участка до 30 %. Тогда почему мы сейчас возле отдельно взятой новостройки или на строительной площадке будущего жилого дома наблюдаем отсутствие или нехватку парковочных мест даже «на глазок» и даже с учетом уменьшения? 

Ответ нам удалось найти также у заместителя министра  архитектуры и строительного комплекса РС(Я) Галины Новиковой. Как оказалось, в Якутске в отношении 15-ти территорий принято решение о комплексной застройке кварталов. Только при комплексной застройке можно в нашем городе учесть все требуемые нормы, поскольку застройкой целого квартала займется лишь один застройщик, а не несколько при точечной застройке.

Для примера возьмем квартал 86, проект планировки территории которого был разработан в 2013 году. 86 квартал — это территория между улицами Каландаришвили, Лермонтова, Кеши Алексеева и Чайковского. Если успели представить, то это в основном 2-этажные деревянные жилые дома, которых ждет снос, а на их месте вырастут высотные каменные жилые дома. 

Вот представим, что вместо двух 2-этажных жилых домов выросла новостройка. При этом не учтены параметры по парковкам, детской площадке и прочее. «Где необходимое количество парковок?» - спросят жильцы этого дома. Такой вопрос задают, например, жители Гимеина, глядя на два красивых жилых дома с административными помещениями на 1 этаже, которые «выросли» с двух сторон поликлиники №3 (квартал 94). 

Разъясняем: только при комплексной застройке квартала учитывается все необходимое количество парковок. И если мест не хватает возле отдельно взятого жилого дома по количеству его жильцов, то  недостающее количество мест застройщик должен обеспечить в этом же квартале, грубо говоря, чуть подальше от дома, за счет строительства гаражей — теплых стоянок. С учетом плотности населения это могут быть и многоуровневые стоянки. 

Одним словом, под конец застройки всего квартала всем должно хватить всего: детских и спортивных  площадок, парковок, школ, детских садов и прочее. В идеале так. Вот почему для городских властей выгодно отдать кварталы под комплексную застройку и только одному застройщику. 


Какая зона для чего? 

По Правилам землепользования и застройки в Якутске существует около 50-ти зон, из них 10 зон жилой застройки (с ними можно ознакомиться на городском портале: www.map.yakadm.ru):

1. Ж-1 - для индивидуального жилищного строительства (ИЖС) (пригород).

2. Ж-2А - ИЖС (Якутск).

3. Ж-2Б - застройка 1-2-квартирными жилыми домами с приквартирными участками (пригород).

4. Ж-3А - застройка малоэтажными МКД (Якутск).

5. Ж-3Б -   застройка малоэтажными МКД (пригород).

6. Ж-4 - застройка смешанного типа малоэтажными жилыми домами (пригород).

7. Ж-5 - застройка среднеэтажными МКД (Якутск).

8. Ж-6.1. - застройка средне- и многоэтажными жилыми домами не выше 8 этажей (Якутск).

9. Ж-6.2. - застройка многоэтажными жилыми домами 9 этажей и выше (Якутск).

10. Ж-6 - застройка средне- и многоэтажными жилыми домами. 

Новости

Популярное

Якутяне рассказали, сколько дней хотели бы отдыхать на новогодних каникулах
Город | 1 день назад
Якутяне рассказали, сколько дней хотели бы отдыхать на новогодних каникулах
31% якутян считают, что 11 дней каникул — с 29 декабря по 8 января — достаточно для отдыха.
Более 80 мероприятий пройдет в рамках декады Олонхо в Якутии
Город | 1 день назад
Более 80 мероприятий пройдет в рамках декады Олонхо в Якутии
В этом году она посвящена памяти фольклориста, заслуженного работника культуры республики Агафьи Захаровой.
Пригородные автобусы не будут заезжать в центр Якутска
Город | 1 день назад
Пригородные автобусы не будут заезжать в центр Якутска
Два транспортно-пересадочных узла появятся в районах Аэропорта и Медцентра.
На участке улицы Кулаковского ограничат движение транспортных средств
Город | 20 часов назад
На участке улицы Кулаковского ограничат движение транспортных средств
На участке от ул. Дежнева до автобусной остановки «КФЕН».