Почемумы летаем во сне?
Консультирует врач Борис ЧЕРЕМИЦЫН:
- Этим вопросом задавались философы и учёные, психологи и медики уже на протяжении многих десятилетий. У представителей каждой профессии сложились свои гипотезы объяснения этого феномена, и они, мягко говоря, ставят под вопрос, а не взаимодополняют друг друга. Попробуем разобраться с каждой точкой зрения, выбрать одну или сразу несколько, а может быть, и выдвинуть новую теорию.
Метафизическое объяснение
Конечно, это одна из самых распространённых версий: наше астральное тело, или духовная сущность, покидает крепко спящее тело и отправляется странствовать – как по реальному миру, так и по соседним измерениям или временам. Большинство южных народов до сих пор уверено, что когда ребёнок спит, нельзя закрывать окно – иначе душа его не сможет вернуться, и малыш уже никогда не проснётся. Практика показывает, что форточка на детей никак не влияет, но с суеверием трудно бороться.
Согласно утверждениям оккультистов, полёты во сне – это осознанный выбор астрального тела, поэтому они столь легки и не знают ограничений. Возвращаясь же после странствий в тёплую постель, нам кажется, что мы просто спали. Иногда, правда, всё складывается не так радужно, как хотелось бы: вы можете летать, а затем начинаете терять высоту и, в конце концов, падаете. Вслед за этим обычно вы просыпаетесь – это значит, что физическое тело «потянуло» за собой духовную сущность.
Психологическое объяснение.
«Отцы» психологии рассматривали полёты во сне под разным углом: Зигмунд Фрейд связывал их с сексуальными влечениями, Альфред Адлер – объяснял такой «подъём» над миром желанием подавлять других, но, тем не менее, большинство современных исследователей поддерживают точку зрения Карла Юнга – он считал ночные полёты стремлением освободиться от ограничений и разорвать рамки условностей. Полёт – это не только освобождение от определенных зависимостей, отдых от насущных будничных проблем, но и стремление к духовному росту, а так же подсознательное решение не усложнять свою жизнь и смотреть на вещи проще. Так, проснувшись после ночных приключений, люди иногда осознают, что сложная или неприятная ситуация, мучавшая их ещё накануне, не стоит их внимания или находится под контролем.
Если во время подобного сна человек боится самого полёта, или не уверен в том, что сможет приземлиться, или его пугает безграничность свалившейся на голову свободы и возможность заблудиться – это признак того, что при всём желании независимости, она пока что не входит в его зону комфорта, или он опасается потерять то, что уже создал и контролирует. А неожиданное включение в «игру» сил гравитации, заставляющих буквально падать с небес, сигнализирует о хроническом повышении уровня стресса и беспокойства, занижении самооценки, пассовании перед трудностями, потере контроля над собой, готовность отказаться от цели или мечты. В зависимости от конкретных обстоятельств можно трактовать падение по-разному: чем с большей высоты человек падает – тем запущеннее проблема. Но бывает и так, что человек, хоть и невольно, приземляется среди какого-нибудь райского уголка, чувствуя себя абсолютно счастливым – в этом случае у него нет психологических проблем, скорее он абсолютно доволен своей жизнью и окружением, и не нуждается в новых горизонтах.
Биологическое объяснение
Часто говорят, что полёты во сне означают, что дети растут. В этом есть большая доля истины: сновидения о левитации появляются в то время, когда организм выделяет гормон, отвечающий за рост костей и клеток кожи. Это касается не только детей и подростков, но и взрослых в не меньшей степени. Прогулки по облакам так же предшествуют успешному выздоровлению больных или ослабленных людей.
А ещё один опыт показал, что сны о полётах человек видит после того, как поначалу затруднённое дыхание «освобождается». Так, если спящего накрыть с головой одеялом, а затем снять его – просыпаясь, человек сообщает, что прибыл «только что с аэродрома». С тем же успехом можно уснуть в душной комнате, а затем получить порцию кислорода из открытого кем-то окна.
Антропологическое объяснение
Специалисты по этологии, изучающие наследственные формы поведения животных, считают, что полёты во сне – это проявление древней генетической программы в памяти человечества. Вроде бы, интересная точка зрения, которую следует развивать (чем мы и займёмся чуть позже), но этологи связывают процесс человеческой эволюции с приматами, поэтому и выводы у них «оригинальные». Якобы, 25 миллионов лет назад общий предок человека и обезьяны в совершенстве владел брахиацией – то есть, способен был раскачиваться на руках и прыгать с дерева на дерево, как сегодня это делают гиббоны. У современного человека от этой программы сохранился лишь отстоящий большой палец для захвата веток, хватательный рефлекс (у грудничков), умение лазить по деревьям, сны о полётах и любовь к качелям.
Для тех, кто уже закончил смеяться, предлагаем альтернативное, хоть всё же и антропологическое объяснение. Конечно, в чём-то приматы на нас похожи – но на самом деле, дельфины имеют гораздо больше общего с человеком. У них есть сложная социальная и семейная структура, разные виды взаимопомощи, совместной охоты, сложный язык - вернее, языки: у каждой популяции дельфинов они разные, но всё же позволяют неродственным кланам понимать друг друга. Дельфины при рождении даже получают от матерей имена, на которые откликаются всю жизнь! И конечно, они полностью открыты людям и всегда готовы к общению. Есть группа учёных, которая полагает, что человек вышел из воды – жил когда-то группами в прибережных зонах океана, но и выбирался иногда на твердь земную. Хватательный рефлекс у детей учёные объясняют тем, что новорожденные держались за волосы родителей, чтобы держаться на поверхности (вот почему у нас они длинные – а у обезьян нет). С первых дней жизни люди умеют нырять и плавать, а колыбель и качели только заменяют баюкавшие нас когда-то волны.
Альтернативное объяснение
Во сне мы не прыгаем с ветки на ветку в поисках банана, и не выпрыгиваем из воды наподобие дельфинов. Мы левитируем – высоко над землёй, деревьями, всем миром. Мы словно птицы – но не машем крыльями. Мы управляем своими движениями, остро ощущая свои руки, ноги, всё тело. На самом деле мы даже испытываем гравитацию – совершая разные пируэты и кувырки, мы чувствуем, как изменяется внутри нас кровяное давление. Так откуда вообще у существа, никогда не переживавшего подобный опыт, могут быть столь точные ощущения?
Тут уже напрашивается в гости теория об изменении земного климата на протяжении миллионов лет. То, что Землю населяли гиганты (те же динозавры, огромные жуки), совершенно точно связано с гораздо более высоким содержанием в воздухе кислорода. А вот была ли когда-нибудь наша атмосфера столь плотной, чтобы в ней можно было левитировать – лишь догадка. Говорят даже, что огромные атланты обладали этой способностью. Как сказал Сократ, «я знаю, что я ничего не знаю» - разумеется, кроме того, что не бывает дыма без огня, и подобные «воспоминания» не берутся из ничего.
Возможно, кто-нибудь когда-нибудь сможет дать точное объяснение этому явлению нашей психики, а пока этот вопрос остается открытым и возможно кто-то из нас сможет разгадать эту загадку….