Подготовка к пенсии. Как восстановить пробелы?
ПФР: Озаботьтесь заблаговременно!
Как нам пояснили в Пенсионном фонде РФ по республике, за 12-6 месяцев до выхода человека на трудовую пенсию его заблаговременно предупреждают и подготавливают к предстоящей бюрократии. В Управлении Пенсионного фонда специалист обязан оказать всестороннюю правовую помощь по подготовке пакета документов, но все же некоторые усилия придется приложить самим будущим пенсионерам, так как от качества представленных документов напрямую зависит скорость установления пенсии и первого получения денежной суммы.
Размыта печать? Ошибка!
Как советуют в ПФР, следует самостоятельно проверить, правильно ли оформлена трудовая книжка, так как она еще длительное время будет служить в качестве основного документа о трудовой деятельности застрахованного лица. Учитывается, соответствуют ли все сведения о фамилии, имени, отчестве и других данных в трудовой книжке паспортным данным и СНИЛСу, имеются ли ссылки на приказы с указанием даты и номера каждой записи о работе, отражены ли все перемещения внутри предприятия, верно ли указаны должности, наименования профессий и многое другое. И если какие-то записи составлены или удостоверены неверно, имеются нечеткие печати, подписи, подчистки текста, вставки листов в трудовую книжку, следует заблаговременно направить запросы в соответствующие органы с просьбой подтвердить записи, вызывающие сомнения. Иначе Вы получите свою пенсию еще не скоро, пока все не утрясется в порядке очереди работниками ПФР.
Посчитайте деньги
Проверьте работодателя
Необходимо проверить, передаются ли работодателем сведения о стаже, заработке, уплаченных взносах для пополнения индивидуального лицевого счета в Пенсионный фонд РФ. У работодателя следует попросить копии переданных сведений для того, чтобы сличить их с выпиской из своего индивидуального лицевого счета, полученной из Пенсионного фонда РФ. Если за работника вносятся страховые взносы не в полном объеме (или совсем не платятся), то он должен своевременно обратить внимание работодателя на соблюдение страховой дисциплины, потребовать от него представить в ПФР достоверные сведения. Как советует Пенсионный фонд РФ, необходимо ежегодно проверять состояние своего индивидуального лицевого счета в Пенсионном фонде РФ.
Книжка потеряна! Вперед к работодателю
При утере трудовой книжки подтвердить периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица возможно только первичными документами (выписками из приказов, лицевыми счетами и ведомостями на выдачу заработной платы). Работник вправе обратиться к своему работодателю с заявлением выдать ему копии документов, связанных с работой: копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы, выписки из трудовой книжки, справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и других.
Вариант - свидетель
Нередки случаи, когда организации, в которой Вы когда-то работали, уже не существует, она не сдала свои данные в архив, не платила страховые взносы или не имеет документов, которые подтверждают, что Вы там работали. Кажется, что просто невозможно восстановить этот пробел в трудовой книжке, но есть такой вариант, как помощь бывших коллег. Периоды работы можно установить с помощью двух или более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и имеющих документы о своей работе в то же время, что у человека, потерявшего свои документы. К заявлению работника об установлении периода его работы по свидетельским показаниям должен быть приложен документ работодателя, подтверждающий факт и причину утраты документов о работе и невозможности их получения. Продолжительность стажа, установленного по свидетельским показаниям, не может в этом случае превышать половины страхового стажа, требуемого для назначения трудовой пенсии.
Вариант - архив
Другой вариант подтвердить места своей работы – это обратиться в архив. Как нам прокомментировали в Департаменте по архивному делу республики, архивы есть в каждом улусе, в скором времени появится в поселке Жатай, также есть в Якутске – работает Национальный архив РС (Я), Центр документов по личному составу и Муниципальный архив. Народ в архивы обращается. Например, по статистике за 2012 год, Национальным архивом РС (Я) исполнено 1029 социально-правовых, 123 тематических и 27 генеалогических запросов. Центром документов по личному составу исполнено 4925 социально-правовых запросов.
По правилам, ответ на обращение должен быть готов в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. Но, как нам сообщили, запросы такого характера делаются и в течение 10 дней, если не нужны запросы в архивы улусов или других регионов страны. В наших архивах можно узнать информацию о подтверждении трудового стажа, размере заработной платы, награждении, присвоении званий, получении образования, применении репрессий, об актах гражданского состояния.
В качестве документов, подтверждающих трудовой стаж, для составления справки при отсутствии приказов по личному составу используются приказы по основной деятельности, лицевые счета, расчетные книжки, членские билеты профсоюзов, учетные и отчетные карточки членов КПСС и ВЛКСМ (при наличии отметок о выплате членских взносов с заработной платы или стипендии). Размер заработной платы учитывается в справке в соответствии с масштабами цен, действующих в тот период, за который запрашиваются сведения. Сведения о заработке в справку включаются так, как они изложены в архивных документах и приводятся раздельно за каждый год без суммирования в пределах года. При отсутствии документов о заработной плате должностной оклад может быть установлен на основании штатного расписания организации за соответствующий период, другие выплаты – на основании приказов по кадровым вопросам или по основной деятельности. В справке об образовании при отсутствии сведений об окончании учебного заведения указывается, на каком курсе или классе он учился.
Городские дела
Жителям города, конечно же, интересно узнать о том, как получить информацию о работе на предприятиях Якутска. В Муниципальном архиве ГО «город Якутск» хранятся документы муниципальных учреждений и источников комплектования. Документы в архив поступают при ликвидации, при банкротстве городских и муниципальных учреждений. Документы предприятий, организаций республиканского и федерального подчинения поступают на хранение в Центр документов по личному составу.
Мария Богданова, директор Муниципального архива Якутска:
- При утере трудовой книжки гражданин обращается с заявлением в наш архив, где указывает ФИО, название предприятия, годы работы, кем работал. Если организация, в которой работал гражданин, имеется в нашем фонде архивных документов, мы помогаем восстановить стаж работы. Таких обращений не так много, в год бывает примерно 4-5, ответ получают в течение 10 дней. Платных услуг у нас нет, все бесплатно. Для оформления пенсии к нам обращаются не только жители Якутска, приходят письма со всей России, улусов, стран СНГ, также запросы от Управлений пенсионных фондов с разных уголков страны, вплотную работаем с УПФ г. Якутска, МФЦ, Управлением государственного реестра.
За последние годы в связи с оформлением земли в собственность выросло количество обращений по земельным вопросам. Нами выдаются выписки, копии, справки по дачным участкам, по отводу земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, гаражных кооперативов по архивным документам администрации, мэрии г. Якутска, начиная с 1988 по 2005 гг. В год выполняем около 6000 запросов. К сожалению, много не сдано документов 90-х годов, в т.ч. магазины Горпищеторга, Горпромторга, Треста столовых и ресторанов, МП, ЧП, ООО, кооперативов.
Надеемся, что с проблемой восстановления данных трудовой книжки столкнется не каждый, и оформление документов на получение пенсии пройдет у наших горожан гладко и без лишних нервов, а в архивы мы будем обращаться совсем по другим вопросам.
Справочник «ЭС»
Центр документов по личному составу Республики Саха (Якутия)
Почтовый адрес: 677007, г. Якутск, ул. Кирова, 14
Телефон приемной: (4112) 45-06-45
Национальный архив Республики Саха (Якутия)
Почтовый адрес: 677009, г. Якутск, ул. Дзержинского, 41
Телефоны: приемная: (4112) 43-96-32,
Отдел документально-справочного обслуживания: (4112) 43-96-42
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ АРХИВ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД ЯКУТСК»
Почтовый адрес: 677000, г. Якутск, ул. Строителей, 18
Телефон: (4112) 43-90-73, 43-90-76