Подсчитали – прослезились
Экономические санкции, наложенные на Россию, судя по всему, нанесли больший ущерб тем, кто их ввел, чем самой России. Старейший в Британии центр стратегических исследований Bow Group опубликовал доклад, посвященный эффекту антироссийских санкций на страны Восточной Европы и в целом на Запад. В нем указано, что приблизительный объем финансовых издержек от введения санкций для Запада превысил 755 миллиардов долларов. Подробный анализ также показывает, что ожидает инициаторов санкций в ближайшем будущем. Например, только Британия потеряет 9,6 миллиарда лоддаров из-за сокращения экспорта, около 119 тысяч рабочих мест и 41 миллиард долларов российского капитала, инвестированного в страну. Экономику США, согласно оценке экспертов, ожидают убытки в объеме 137 миллиардов от сокращения торговли, в том числе 38 миллиардов потерь по экспорту и около 30 миллиардов - из-за американских капиталов, замороженных в России.
Чтобы понять, почему и как именно это происходит, стоит начать с главного, с нефти. В сентябре 2014 года российский гигант «Роснефть» и американская нефтяная компания ExxonMobil объявили об открытии гигантского нового месторождения в Карском море. Оно содержит около 9 миллиардов баррелей сырой нефти. По сегодняшним ценам ее стоимость примерно 43 триллиона, или 43 годовых дохода такой страны, как Австралия. Едва руководство Exxon Mobil успело поднять бокалы и произнести тост за самое значительное открытие в истории компании, как наступило неожиданное похмелье: США ввели запрет на экономическое сотрудничество с Россией. Вот только в выигрыше осталась «Роснефть». Ведь Exxon Mobil пришлось выйти из проекта после окончания наиболее сложных и трудоемких работ. Первая скважина, самая дорогая в истории Exxon Mobil, обошлась в 600 миллионов долларов. И сегодня россияне качают арктическую нефть без американского участия.
Другие попытки навредить российской экономике также дают обратный эффект. Финансы – основа западной экономической системы. Она опирается на доверие всего мира, традиционную веру в стабильность этой системы, два главных нервных центра которой находятся в Нью-Йорке и Лондоне. Но антироссийские санкции разрушают доверие к ней, толкая финансовые потоки в направлении таких мест, как Шанхай. Когда в марте 2014 года США ввели санкции против российского СМП банка, американские «ястребы» думали, что 170 тысяч россиян, лишившихся доступа к своим счетам Visa и Master Card, повернутся против российского правительства. Однако одурачить россиян не вышло, они прекрасно знают, кто задумал и ввел эти санкции. И нетрудно догадаться, кто в результате проиграл. А вот в выигрыше оказалась китайская платежная система UnionPay, главный соперник Visa и Master Card. Эксперты отмечают, что отказ в доступе к западным рынкам капитала снижает их привлекательность для заемщиков из других регионов. Введение санкций стало «звонком», который дал понять заемщикам, что они однажды могут быть отрезаны от доступа к финансовым ресурсам, если вдруг отклонятся от линии поведения, угодной Западу.
Теперь Россия занимает финансовые ресурсы в Китае, обладающем валютными резервами в объеме 3,3 триллиона долларов. Кроме того, частные российские компании могут пользоваться средствами нового Банка развития БРИКС и учрежденного Китаем Азиатского банка инфраструктурных инвестиций. Кроме того, западные страны пытаются нанести удар по экономике России в то самое время, когда группа БРИКС создает альтернативные системы, не зависящие от западного контроля. А позиции России, которая находится в центре практически всех новых объединений, включая БРИКС, ШОС и Евразийский экономический союз, стремясь изменить и объединить незападный мир, будут лишь усиливаться по мере того, как эти тенденции набирают обороты. Безусловно, санкции оказывают на экономику России ощутимое негативное воздействие. Однако Citicorp утверждает, что ВВП России может расти, по западным стандартам подсчета, приблизительно на 3,5% в год, даже не принимая в расчет заметно упавшие нефтяные цены.
Когда санкции бьют по их инициатору больше, чем по объекту, это отчетливо говорит, что надо либо отказаться от существующих санкций, либо как минимум не вводить новых. Иначе говоря, когда ты оказался на дне глубокой ямы, то лучше всего прекратить копать. Но, похоже, американцы и их союзники на Западе просто завалены выше головы проблемами, которые они не в состоянии даже осознать, не говоря уже о каком-либо контроле над ситуацией.