Поговорили о ЖКХ
На встрече также присутствовали представители отдела защиты прав потребителей Роспотребнадзора, прокуратуры, Государственной жилищной инспекции и департамента ЖКХ г. Якутска и многие другие. Собравшиеся обсудили проблемы повышения качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, усиления ответственности управляющих компаний и товариществ собственников жилья.
В ходе встречи выяснилось, что существует несколько источников проблем, из-за которых сфера ЖКХ до сих пор остается самой трудноуправляемой. Так, к примеру, Государственная жилищная инспекция, обладая рядом необходимых полномочий, не имеет возможности осуществлять свои функции в полном объеме, занимаясь, в основном, отписками. При этом проблема кроется в очень маленьком штате инспекции – на всю республику работает лишь четыре инспектора. Возможно, именно это мешает жилинспекции развернуться в полную силу или хотя бы вести диалог с жителями на своем сайте, который в данное время практически не содержит никакой полезной информации для обывателей.
Представители Управления Роспотребнадзора предоставили обширный свод информации. Сегодня это единственная структура, которая помогает жителям отстаивать свои права до конца. Так по нашумевшему «делу о грязной воде» в Роспотребнадзор поступило порядка 60 жалоб, но до суда дошли лишь 16. Между тем и сами защитники перегнули палку в том, что взялись штрафовать за некачественную воду ТСЖ, которым просто нечем было делать жителям перерасчет. Проблема в том, что никто так и не смог заставить «Водоканал» сделать перерасчет всем автоматически, и даже ТСЖ, которые пытаются судиться для отстаивания интересов своих собственников, оказываются беззубыми перед монополистом.
И хотя прозвучало предложение нанять юристов получше, присутствовавший здесь председатель ТСЖ парировал:
- Почему эти дела нужно решать из кармана собственников? Ведь в ТСЖ нет лишних денег! Проблема эта общегородская, и решать ее должны не мы сами, поодиночке, а сообща с контролирующими структурами! Вместо этого они штрафуют нас…
И действительно, часто контролирующие структуры не ищут источник проблем, ведь штраф проще выписать по известному адресу по территориальной принадлежности, и тогда защита потребителей превращается в нападение. Ведь любой штраф в конечном итоге будет выплачен из кармана самих собственников.
Также было отмечено, что сегодня именно монополисты в лице «Водоканала», «Энергосбыта» и других управляют всей ситуацией в свою пользу, навязывая свои договоры жителям, в которых мало что сказано о правах самого потребителя.
На встрече остро встал вопрос и о том, что сами собственники зачастую достаточно инертны для того, чтобы отстаивать свои права. Об этом же говорит количество обращений по грязной воде в Роспотребнадзор – всего 60 со всего города! Именно поэтому трудно предоставлять помощь тем, кто сам, казалось бы, в ней не нуждается.
Были высказаны и положительные моменты, в частности, о том, что в последнее время жилищное законодательство становится все более гибким, реагируя на все существующие проблемы. Так, в этом году вышли поправки, позволяющие муниципалитетам вмешиваться в дела УК по обоснованным жалобам населения и даже инициировать проведение перевыборов, и многие другие.
Подводя итоги встречи, можно сказать, что пока сам собственник не станет более активным и внимательным ко всем изменениям, происходящим в его коммунальной жизни, помочь ему, увы, будет трудно. Возможно, такие выводы дадут толчок к тому, чтобы усилить разъяснительную работу среди населения Якутска и республики в целом.