Поход к погибшему самолету
12 марта 1967 года пассажирский самолет Ил-14 Якутского управления гражданской авиации выполнял рейс по маршруту Иркутск — Киренск — Витим — Олекминск — Якутск. На борту было 20 человек: члены экипажа и пассажиры. В результате авиакатастрофы погибли 15 человек: весь экипаж — командир, второй пилот, бортмеханик, бортрадист и 11 пассажиров. Выжили пятеро: четверо взрослых и ребенок — единственный на борту.
ТАМ МАЛО КТО ПОБЫВАЛ…
Впервые об этой авиакатастрофе в СМИ рассказали журналисты газеты "Якутск вечерний" в августе 2007 года. Тогда на место падения самолета выезжала группа энтузиастов, джиперы, любители экстремального автомотоспорта вместе с корреспондентом газеты.
Пассажирский самолет разбился в глухой тайге в Хангаласском улусе (в 1967 г. назывался Орджоникидзевским), вдали от населенных пунктов и, соответственно, от дорог. К тому же это территория природного заказника, и въезд без специального разрешения в него запрещен. Поэтому на самом месте авиакатастрофы побывали авиаторы и военные, проводившие спасательные работы в марте 1967 года; а также экспедиция джиперов вместе с представителем СМИ в августе 2007 года.
— Они установили памятный крест. Но само место падения самолета и гибели людей они не нашли. Тогда подумали, что, скорее всего, самолет врезался в землю и от него ничего не осталось. И памятный крест установили в примерном месте авиакатастрофы, — рассказывает Георгий Друзьянов.
КАК МЕСТО АВИАКАТАСТРОФЫ НАШЛИ ВТОРОЙ РАЗ
После первой публикации о той авиакатастрофе понемногу забыли. Вторично место авиакатастрофы в 2013 году "нашли" инспекторы природнадзора: они не просто побывали там, но и сфотографировали сохранившиеся останки самолета (важные для расследования причин авиакатастрофы фрагменты вывезли еще в 1967 году. — Прим. ред.).
— Оказывается, на следующий год они совместно с поисковиками из Якутского ДОСААФа хотели установить там памятный знак. Но, видимо, что-то не сошлось, и до 2018 года туда никто не выезжал, — продолжает Георгий.
Сам же Друзьянов впервые побывал на месте крушения самолета летом 2018 года. Там у него возникла мысль: увековечить имена погибших, отдать им дань памяти. Но список пассажиров был неполный, фамилии выживших были неизвестны. После того похода Георгий начал выяснять подробности авиакатастрофы, случившейся в якутской тайге более полувека назад, имена погибших и дальнейшие судьбы выживших. Его ждала немалая исследовательская работа: поиск документов в архивах, в библиотеках и т. д.; поиск и налаживание контактов.
Георгий Друзьянов:
— В ДОСААФе мне посоветовали обратиться к Виктору Мазуренко. После него я вышел на Василия Гоголева. Это известные в Якутии и за ее пределами поисковики. Но информации по пассажирам у них не было. Были только фамилии членов экипажа. В конце концов, через знакомых и незнакомых мне людей я нашел оцифрованную статью в олекминской газете 2007 года, в которой были фамилии людей и родственников, выживших и погибших в авиакатастрофе 1967 года. А статья в олекминской районке вышла после публикации в «Якутск вечерний», на которую тогда откликнулись родственники погибших и выживших.
САМОЙ ПЕРВОЙ НАШЛИ ВЫЖИВШУЮ ДЕВОЧКУ
— Она сейчас взрослая женщина, сама уже бабушка. Живет в Олекминске. Как нашел? Разослал по ватсапу сообщения знакомым с просьбой переслать другим. И буквально через три часа выжившая в авиакатастрофе 1967 года сама мне перезвонила. Дальше составить список погибших пассажиров уже было легче. По моей задумке, на табличках мы хотели указать не просто фамилии и инициалы, как на многих мемориалах, а полное имя, отчество и фамилию, дату и место рождения, — вспоминает сейчас Георгий.
Самое интересное его ждало в архиве бывшего ЯУГА, Якутского управления гражданской авиации.
ОФИЦИАЛЬНО
Причиной катастрофы самолета явился пожар в воздухе на правой силовой установке, ликвидировать который экипажу не удалось, вследствие чего они были вынужден произвести посадку ночью, в сложных метеоусловиях (в снегопаде, вне видимости земли) на пересеченную лесистую местность.
РОДНЫЕ ТОЛЬКО НЕДАВНО УЗНАЛИ ПОДРОБНОСТИ
Георгий Друзьянов:
— В те годы не было транспортной милиции и транспортной прокуратуры. Подумал, что, скорее всего, архив по авиапроисшествиям и авиакатастрофам должен быть у авиаторов. И не особо надеясь на успех, пошел в бывшее управление гражданской авиации Якутии, сейчас Росавиация. Пришел к начальству, объяснил, что да как, рассказал о проведенной поисковой работе. Меня выслушали и отвели к старейшему работнику бывшего управления. Оказалось, у них есть архив, но он не систематизирован, для этого нет отдельного сотрудника и так далее. Но мне обещали помочь. Я остался в кабинете…. И через 15 минут передо мной на стол положили большую папку с документами по авиакатастрофе. Помню, сказали: "Вам повезло, сразу нашли ". В папке было 250 страниц: схемы, таблицы, протоколы опросов людей, документы по авиационной части, техническая документация и характеристики, приказы по ЯУГА после авиакатастрофы. В деле были черно-белые снимки с места катастрофы, сделанные весной 1967 года. В течение двух дней я изучал все это, фотографировал.
Секретных данных в деле авиакатастрофы 1967 года не было, поэтому с документами и расследованием, Георгия Друзьянова ознакомили. Он разослал родственникам погибших фотокопии документов, и только тогда они узнали подробности катастрофы и обстоятельства гибели их родственников. Тогда же людям не рассказывали подробностей о расследовании. Их собрали только один раз всех вместе в ДК Гагарина в Якутске, раздали урны с прахом погибших, и всё. Родственники погибших оказались из Москвы, Иркутска, Олекминска и других областей СССР.
ХОТЕЛОСЬ БЫ ПРОДОЛЖИТЬ РАБОТУ
Летом 2019 года Георгий вновь собрался на место авиакатастрофы в Хангаласский улус, но на этот раз с памятными табличками с фамилиями погибших и выживших в авиакатастрофе, членов экипажа и пассажиров. С родственниками обсудили внешний вид памятных табличек. Но данные пришлось уточнять до самого момента изготовления памятных табличек.
Георгий Друзьянов:
— Изготовили три большие таблички: с общей информацией, со списком погибших и выживших пассажиров, а также список участников спасательной операции 1967 года. Вообще, удивительно, как в те времена очень оперативно сработали авиаторы, военные и гражданские специалисты, казалось бы, отдельные отрасли и службы.
В Якутии принято устанавливать мемориалы в основном на местах гибели военных самолетов и летчиков. А в случае с пассажирским самолетом Ил-14 в 1967 году мемориал памяти гражданских летчиков и пассажиров стал бы первым. В прошлом году участие в экспедиции к погибшему самолету вместе с Георгием Друзьяновым приняли дочь погибшего бортмеханика и бывшая ученица погибшей учительницы из Олеминска. Привезенные с собой памятные таблички установили в хвостовой, сохранившейся части самолета. Там же, на месте гибели людей, оставили фотографии и вспоминания родственников.
В этом году Георгий вместе с инспекторами природнадзора и единомышленниками снова побывал на памятном месте. Результаты нынешней экспедиции — очистка места крушения и сохранившихся обломков самолета от упавших деревьев и кустарника. По следам видно, что люди там бывают, но очень редко.
— После экспедиций, благодаря информации в соцсетях, ко мне продолжают обращаться родственники погибших со своими воспоминаниями. Хотелось бы продолжить эту работу, — говорит Георгий.