22.10.2020 | 08:26

Поход к погибшему самолету

Весной 1967 года в Якутии разбился пассажирский самолет Ил-14. Только спустя 52 года на месте крушения были установлены памятные таблички с именами погибших пассажиров и членов экипажа. Их родственники только один раз собирались все вместе — на гражданской панихиде в ДК имени Гагарина в 1967 году.  Об экспедиции на место авиакатастрофы, о работе по увековечиванию памяти погибших рассказывает поисковик-доброволец Георгий Друзьянов. 
Поход  к погибшему  самолету
Автор: EXO-YKT

12 марта 1967 года пассажирский самолет Ил-14 Якутского управления гражданской авиации выполнял рейс по маршруту Иркутск — Киренск — Витим — Олекминск — Якутск. На борту было 20 человек: члены экипажа и пассажиры. В результате авиакатастрофы погибли 15 человек: весь экипаж — командир, второй пилот, бортмеханик, бортрадист и 11 пассажиров. Выжили пятеро: четверо взрослых и ребенок — единственный на борту.

ТАМ МАЛО КТО ПОБЫВАЛ…


Впервые об этой авиакатастрофе в СМИ рассказали журналисты газеты "Якутск вечерний" в августе 2007 года. Тогда на место падения самолета выезжала группа энтузиастов, джиперы, любители экстремального автомотоспорта вместе с корреспондентом газеты. 


Пассажирский самолет разбился в глухой тайге в Хангаласском улусе (в 1967 г. назывался Орджоникидзевским), вдали от населенных пунктов и, соответственно, от дорог. К тому же это территория природного заказника, и въезд без специального разрешения в него запрещен. Поэтому на самом месте авиакатастрофы побывали авиаторы и военные, проводившие спасательные работы в марте 1967 года; а также экспедиция джиперов вместе с представителем СМИ в августе 2007 года. 

— Они установили памятный крест. Но само место падения самолета и гибели людей они не нашли. Тогда подумали, что, скорее всего, самолет врезался в землю и от него ничего не осталось. И памятный крест установили в примерном месте авиакатастрофы, — рассказывает Георгий Друзьянов. 


КАК МЕСТО АВИАКАТАСТРОФЫ НАШЛИ ВТОРОЙ РАЗ


После первой публикации о той авиакатастрофе понемногу забыли. Вторично место авиакатастрофы в 2013 году "нашли" инспекторы природнадзора: они не просто побывали там, но и сфотографировали сохранившиеся останки самолета (важные для расследования причин авиакатастрофы фрагменты вывезли еще в 1967 году. — Прим. ред.). 


— Оказывается, на следующий год они совместно с поисковиками из Якутского ДОСААФа хотели установить там памятный знак. Но, видимо, что-то не сошлось, и до 2018 года туда никто не выезжал, — продолжает Георгий. 


Сам же Друзьянов впервые побывал на месте крушения самолета летом 2018 года. Там у него возникла мысль: увековечить имена погибших, отдать им дань памяти. Но список пассажиров был неполный, фамилии выживших были неизвестны. После того похода Георгий начал выяснять подробности авиакатастрофы, случившейся в якутской тайге более полувека назад, имена погибших и дальнейшие судьбы выживших. Его ждала немалая исследовательская работа: поиск документов в архивах, в библиотеках и т. д.; поиск и налаживание контактов. 


Георгий Друзьянов: 


— В ДОСААФе мне посоветовали обратиться к Виктору Мазуренко. После него я вышел на Василия Гоголева. Это известные в Якутии и за ее пределами поисковики. Но информации по пассажирам у них не было. Были только фамилии членов экипажа. В конце концов, через знакомых и незнакомых мне людей я нашел оцифрованную статью в олекминской газете 2007 года, в которой были фамилии людей и родственников, выживших и погибших в авиакатастрофе 1967 года. А статья в олекминской районке вышла после публикации в «Якутск вечерний», на которую тогда откликнулись родственники погибших и выживших. 


САМОЙ ПЕРВОЙ НАШЛИ ВЫЖИВШУЮ ДЕВОЧКУ


— Она сейчас взрослая женщина, сама уже бабушка. Живет в Олекминске. Как нашел? Разослал по ватсапу сообщения знакомым с просьбой переслать другим. И буквально через три часа выжившая в авиакатастрофе 1967 года сама мне перезвонила. Дальше составить список погибших пассажиров уже было легче. По моей задумке, на табличках мы хотели указать не просто фамилии и инициалы, как на многих мемориалах, а полное имя, отчество и фамилию, дату и место рождения, — вспоминает сейчас Георгий. 


Самое интересное его ждало в архиве бывшего ЯУГА, Якутского управления гражданской авиации. 

РОДНЫЕ ТОЛЬКО НЕДАВНО УЗНАЛИ ПОДРОБНОСТИ


Георгий Друзьянов:


— В те годы не было транспортной милиции и транспортной прокуратуры. Подумал, что, скорее всего, архив по авиапроисшествиям и авиакатастрофам должен быть у авиаторов. И не особо надеясь на успех, пошел в бывшее управление гражданской авиации Якутии, сейчас Росавиация. Пришел к начальству, объяснил, что да как, рассказал о проведенной поисковой работе. Меня выслушали и отвели к старейшему работнику бывшего управления. Оказалось, у них есть архив, но он не систематизирован, для этого нет отдельного сотрудника и так далее. Но мне обещали помочь. Я остался в кабинете…. И через 15 минут передо мной на стол положили большую папку с документами по авиакатастрофе. Помню, сказали: "Вам повезло, сразу нашли ". В папке было 250 страниц: схемы, таблицы, протоколы опросов людей, документы по авиационной части, техническая документация и характеристики, приказы по ЯУГА после авиакатастрофы. В деле были черно-белые снимки с места катастрофы, сделанные весной 1967 года. В течение двух дней я изучал все это, фотографировал. 


Секретных данных в деле авиакатастрофы 1967 года не было, поэтому с документами и расследованием, Георгия Друзьянова ознакомили. Он разослал родственникам погибших фотокопии документов, и только тогда они узнали подробности катастрофы и обстоятельства гибели их родственников. Тогда же людям не рассказывали подробностей о расследовании. Их собрали только один раз всех вместе в ДК Гагарина в Якутске, раздали урны с прахом погибших, и всё. Родственники погибших оказались из Москвы, Иркутска, Олекминска и других областей СССР. 


ХОТЕЛОСЬ БЫ ПРОДОЛЖИТЬ РАБОТУ


Летом 2019 года Георгий вновь собрался на место авиакатастрофы в Хангаласский улус, но на этот раз с памятными табличками с фамилиями погибших и выживших в авиакатастрофе, членов экипажа и пассажиров. С родственниками обсудили внешний вид памятных табличек. Но данные пришлось уточнять до самого момента изготовления памятных табличек. 

Георгий Друзьянов: 


— Изготовили три большие таблички: с общей информацией, со списком погибших и выживших пассажиров, а также список участников спасательной операции 1967 года. Вообще, удивительно, как в те времена очень оперативно сработали авиаторы, военные и гражданские специалисты, казалось бы, отдельные отрасли и службы. 


В Якутии принято устанавливать мемориалы в основном на местах гибели военных самолетов и летчиков. А в случае с пассажирским самолетом Ил-14 в 1967 году мемориал памяти гражданских летчиков и пассажиров стал бы первым. В прошлом году участие в экспедиции к погибшему самолету вместе с Георгием Друзьяновым приняли дочь погибшего бортмеханика и бывшая ученица погибшей учительницы из Олеминска. Привезенные с собой памятные таблички установили в хвостовой, сохранившейся части самолета. Там же, на месте гибели людей, оставили фотографии и вспоминания родственников. 


В этом году Георгий вместе с инспекторами природнадзора и единомышленниками снова побывал на памятном месте. Результаты нынешней экспедиции — очистка места крушения и сохранившихся обломков самолета от упавших деревьев и кустарника. По следам видно, что люди там бывают, но очень редко. 


— После экспедиций, благодаря информации в соцсетях, ко мне продолжают обращаться родственники погибших со своими воспоминаниями. Хотелось бы продолжить эту работу, — говорит Георгий. 


Новости

Популярное

Евгений Григорьев: «Сохранение школы является приоритетом для нас»
Новости | 14 часов назад
Евгений Григорьев: «Сохранение школы является приоритетом для нас»
23 июля состоялась выездная встреча с родительским комитетом МОБУ СОШ №1 с участием руководства республики и города Якутска. На встрече выступила генеральный директор АО «ЯкутПНИИС» Ольга Матвеева с предварительным заключением о техническом состоянии здания школы. В выездной встрече под руководством председателя правительства Республики Саха (Якутия) Андрея Тарасенко приняли участие первый...
Что делать при смоге?
Новости | 13 часов назад
Что делать при смоге?
1. Даже простая марлевая повязка при смоге довольно эффективная защита, но только для взвешенных частиц. Микрочастицы и газы повязка не задерживает, поэтому, если есть возможность не выходить на улицу, лучше остаться дома. Маску желательно смачивать, однако надо понимать, что ношение маски людьми, страдающими легочными заболеваниями, может ухудшить их состояние, так...
Плановые отключения энергоресурсов в Якутске на 26 июля
Новости | 12 часов назад
Плановые отключения энергоресурсов в Якутске на 26 июля
Единая дежурно-диспетчерская служба города Якутска сообщает о плановых отключениях электроэнергии, воды и подачи газа в связи с ремонтными работами ресурсоснабжающих предприятий и организаций в понедельник, 26 июля (указано плановое время выполнения работ). ЯТЭЦ - отключение горячей воды: 09.00-16.00 - 157 квартал: ул. 50 лет СА 10, 12/1, 6/1, 6/2, 2,...
С июля в России введена национальная система прослеживаемости импортных товаров
Новости | 5 часов назад
С июля в России введена национальная система прослеживаемости импортных товаров
С 1 июля 2021 года в России введена система прослеживаемости товаров. Российская национальная система прослеживаемости товаров - часть механизма контроля за их движением на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС). С её помощью будут следить за движением товара от производителя к конечному покупателю. Так государство сможет противостоять серому импорту и нелегальному...