Полвека на строительстве дорог
Здравствуй, «деревянный» Якутск!
2 июля этого года исполнится ровно 100 лет со дня рождения старейшего работника коммунального хозяйства республики и города Якутска — Марии Николаевны Шатнагаровой, которая 53 года своей трудовой деятельности отдала одному предприятию. Ныне это предприятие называется ЗАО «Гордормостстрой».
В 1939 году Мария окончила Казанский институт инженеров коммунального строительства по специальности «инженер-дорожник». В Якутск она приехала в 1950 году по направлению министерства ЖКХ РСФСР в качестве главного инженера и увидела в нашем городе улицы, вымощенные деревянными чурками.
Да будет асфальт!
В те годы «Гордорстрой» держал конный двор с 6-7 лошадьми для перевозки бревен и чурок и гараж на 5-6 трехтонок и пятитонок. Контора в то время занималась не только строительством дорог, но и другими благоустроительными делами, такими как озеленение улиц и пропуск талых вод в озера, для чего рыли канавы. В зимний период предприятие строило дома, гаражи и склады. И вот на плечи молодого специалиста, единственного на тот момент человека с высшим инженерным образованием легли организация и строительство первого асфальтобетонного завода в Якутске. Мария Николаевна и рабочим процессом руководила, и сметы составляла. В итоге в 1966 году в Якутске появилась первая асфальтированная дорога — ныне ул. Кулаковского.
Какие наши годы!
Мария Николаевна отдала своему родному предприятию все свои трудовые годы и даже больше. В ЗАО «Гордормострой» о своем инженере отзываются очень тепло, в том числе работающие до сих пор оператор асфальтобетонного завода Анатолий Николаевич Верещагин, главный механик Сергей Ильич Кученов, механик Михаил Александрович Ваганов и другие.
Заместитель генерального директора ЗАО «Гордормостстрой» Татьяна Топоркова:
- Мария Николаевна была производственником до мозга костей. Работала от зари и до зари, семья для нее была на втором плане. В ее бытность наша организация выполняла огромный объем работы, и обеспечение строительным материалом — битумом — было ее задачей, с чем она справлялась отлично. Для того чтобы «выбить» фонды, на прием ходила к высшим руководителям республики. В 80-е годы ездила в Саратов за лампами для фонарных столбов, которые и сейчас светят горожанам на площади Ленина. У нас в предприятии и даже тогдашний министр ЖКХ Толмчаев и зампред Верховного Совета Коркин говорили, отправляя ее в командировку: «Только Шантагарова сможет добиться». Как-то нужно было из Иркутска, Ангарска битум выбивать, тогда уже фондов не было, и нужно было летать в командировки, — отправили Марию Николаевну, которой уже было 70 лет! Марию Николаевну мы называли «нашей мамой», она не раз выручала коллег из беды, помогала в получении квартиры. До выхода на пенсию в 75 лет она сама за рулем ездила на своей собственной автомашине «Запорожец». В общем, была боевая женщина. И когда в начале 90-х мы ее провожали на пенсию, она с горечью в голосе сказала, что ей «только 75, а вы меня в расцвете сил провожаете на пенсию»...
Хотя коллектив считает, что семья была на втором плане, Мария Николаевна успела построить собственными руками дачу, на которой, уже будучи пенсионеркой, охотно принимала своих коллег и детей с внуками. Так как муж умер рано, поднимала своих троих детей Мария Николаевна одна, на ее плечи легло еще и воспитание трех иждивенцев. Дочь Неля Тимофеевна вспоминает, что мама уходила на работу в 7 часов утра и приходила в 19 часов. И за всю жизнь они только один раз съездили с мамой в ее отпуск в Сочи. Все остальные летние периоды, когда все северяне устремляются на юга, Мария Шантагарова проводила в Якутске, ведь только в это время можно строить дороги в нашем северном крае.
Несмотря на недополученную в свое время ласку и внимание матери, все дети Марии Николаевны получили высшее образование, к сожалению, старшего сына Николая сейчас в живых нет, но он успел подарить маме двух внуков и двух правнуков. Дочь Неля Тимофеевна проработала в СОШ № 31 ни много ни мало 47 лет, и сейчас продолжает учить детей, является Почетным работником образования РФ. Как говорит сама Неля Тимофеевна, детям переданы гены матери, и она сама тоже по характеру такой же трудоголик, как мама. Младший сын Марии Николаевны — Булат — живет в Москве с семьей, у него высшее техническое образование, от него у Марии Николаевны четверо правнуков.
По чьим дорогам ездим?
Раньше СМУ «ГДМС» был единственным подрядчиком Якутского горисполкома по строительству, капитальному ремонту и реконструкции всех дорог Якутска. И обеспечивала материалами весь объем работ Мария Шантагарова.
«Архитектурный облик города определяется не только добротными, красивыми зданиями и сооружениями, но и благоустройством улиц, дорог и площадей. Мало построить, надо, чтобы покрытие дорог сохранялось в хорошем состоянии долгое время. Целесообразно было бы для координации усилий всех, кто имеет отношение к строительству и уходу за дорогами в городе, создать на базе СМУ «Гордормостстрой» производственное управление благоустройства, подчинив ему и прорабский участок «Зеленстрой», и дорожно-экспулатационное управление. Это обеспечит комплексный подход к решению задач строительства дорог, благоустройства города», - считала Мария Николаевна Шантагарова в 1980 году, обсуждая проблему преждевременного выхода из строя асфальтированных дорог г. Якутска. Годы идут, жизнь меняется, и сегодня архитекторы города решают, каким будет тот или иной квартал, с какими улицами и площадями. Однако слова Марии Николаевны актуальны и сейчас: « Не только добротное строительство, но и хороший уход — вот что необходимо, чтобы наши улицы были в образцовом состоянии».