Помогать людям – их работа
Идя по коридору, в приоткрытые двери видишь перемотанные бинтом головы, ноги и руки, в очередях – людей в колясках и на костылях. Мурашки по коже…. В остальных медучреждениях «болячки» людей хотя бы не видно вот так сразу…
Ритм работы в травмпункте напряженный, за одну смену через руки врача проходит около сотни человек, которым нужно оказать экстренную помощь. Выдержать может не каждый. Порой врачам даже некогда передохнуть, поэтому здесь работают в основном молодые специалисты, у которых «глаз горит», и они готовы к подвигам. Круглосуточным, без сна и отдыха.
Отличается ли характер травм у пациентов со сменой сезонов? И каких травм больше зимой, а каких летом?
Заведующая травмпункта Екатерина КОПЫРИНА:
- С началом летнего сезона увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий, кроме того, тяжелые травмы вследствие падений с высоты, травм криминального характера... С первым снегом и возникновением гололеда появляется больше травм, связанных с переломами лодыжек, верхних конечностей, черепно-мозговых травм. С наступлением низких температур появляются отморожения. С приходом дачного сезона возрастает количество «дачных травм»: травмы кистей рук, сухожилий, травматические ампутации. Количество травмированных увеличивается в выходные и праздничные дни. В новогодние и майские праздники наши бригады, как правило, усилены. В каникулы наблюдается рост детского травматизма.
Екатерина Николаевна гордится своими молодыми специалистами:
- За ними будущее. Еще будучи студентами, они днем учились в Мединституте, а ночами подрабатывали здесь. Тяжелой работы не боятся, и именно такие нужны в травматологии.
Травмпункт – амбулаторная служба
Виктор СЛОБОДЧИКОВ, врач травматолог-ортопед, начал работать в травмпункте санитаром, с первого курса. На четвертом курсе стал медбратом, «втянулся» в травматологию, и после окончания Мединститута точно знал, куда пойдет работать. Здесь он работает третий год, плюс подрабатывает в стационаре в детской травматологии.
- У некоторых людей травма заживает очень быстро, а другие мучаются месяцами…
- Процесс реабилитации и восстановления после травм зависит не только от квалификации и профессионализма врача, но и от самого пациента, от добросовестного выполнения всех рекомендаций врача. К сожалению, есть такие люди, которые рано снимают гипс, еще до сращения костей, а потом при неосторожном резком движении происходит смещение, что еще осложняет ситуацию.
После снятия гипса мы рекомендуем постоянно разрабатывать суставы, возвращать им подвижность. В этом плане хорошо помогает УВЧ, магнитотерапия, механотерапия, массаж.
Часто вспоминается страшный случай в моей работе. Я проходил в РБ №2 ординатуру в нейрохирургии, и привезли пострадавшего после ДТП: с множественными переломами конечностей, бедра, костей таза, предплечья, ушибом головного мозга и внутренних органов. Заранее предупредили об этом врачей, группа анестезиологов, нейрохирургов, травматологов действовала слаженно, быстро обезболили и через аппарат Елизарова провели закрытую репозицию, сопоставление фрагментов кости. А здесь, в травмпункте, амбулаторная служба, поэтому люди обращаются с мелкими травмами, не требующими экстренного оперативного вмешательства.
Мечтала о хирургии – стала травматологом
Мария ПАВЛОВА – врач травматолог-ортопед. Молодая красивая девушка, она удивляет коллектив своим крепким внутренним стержнем, говорит Екатерина Николаевна.
- Она очень уверена в себе, знает свое дело и любит свою профессию. Скажу больше: она обладает внутренней зрелостью, что нехарактерно для большинства молодежи. А впервые пришла в травмпункт, когда училась на четвертом курсе Мединститута СВФУ. Начала работать медсестрой, и к окончанию института определилась с местом работы.
Со школы Мария грезила хирургией, но судьба ее привела в травматологию. На базе госпиталя МВД РФ она прошла клиническую ординатуру в Москве. В Городском травмпункте работает второй год.
Мужская работа - для женщины
Вправление костей, коррекция растяжений… Это ведь чисто мужская работа, которая предполагает наличие физической силы, выносливости. Под силу ли эта нагрузка для хрупкой девушки?
- Работа для меня не в тягость, я получаю истинное удовольствие, когда вижу результаты своей работы: когда заживают раны, восстанавливаются ткани и кости. Для меня это уже победа. Когда выздоравливают пациенты, я радуюсь вместе с ними, что могу помогать людям снова встать на ноги. Вы не представляете, какое это непередаваемое чувство! Можно сравнить его с чувством, когда адреналин поступает в кровь – и это очень помогает в работе.
По ее словам, чаще всего, особенно в период гололеда, случаются переломы лучевых костей, лодыжек, различные ушибы и растяжения. В этом случае назначается комплексное лечение, затем пациенты направляются на дальнейшую реабилитацию в поликлинику по месту жительства, где получают физиолечение, лечебный массаж, ЛФК и другие виды восстановительной терапии. «Мы своих пациентов не бросаем, после травм они наблюдаются у нас, некоторые состоят на диспансерном учете», - уточняет доктор.
«Кошмары меня не преследуют»
У любого медика, особенно если он работает на «скорой» или в приемном покое стационара, есть свои «страшные» истории, которые он помнит очень долго. Но Мария говорит так: «Я пришла работать в травмпункт не для того, чтобы испытать шок, а чтобы людям помогать – быстро, оперативно, без лишних эмоций, аханья и оханья, которые только мешают в работе». У нее есть опыт работы в стационаре, и там ей пришлось со многим столкнуться. «Когда привозят даже самого тяжелого пациента, для врача главное – не растеряться, сохранить спокойствие и оказать экстренную помощь», - уверена она. Потому, видимо, и считают врачей сухими, циничными и даже грубыми – в такие моменты не до реверансов и улыбочек. И переживания близких пациента, которые задают десятки для них животрепещущих вопросов, врача просто отвлекают от главного: поставить правильно диагноз, направить на анализы и обследования и определить схему лечения.
«Но кошмары мне не снятся, и я сплю спокойно», - улыбается она. Для этого у нее есть простой рецепт.
- Есть такое понятие: все, что происходит на работе, нужно оставлять на работе и не таскать тяжелый груз домой. Если есть какой-то особо сложный случай на работе, который требует концентрации внимания, я, конечно, каждый день его обдумываю, как можно сделать лучше, но до ночных кошмаров не доходит (смеется). Для меня первостепенно то, чем я могу помочь людям, а не эмоции, которые просто мешают.
А есть ли в жизни врача-травматолога хоть что-то позитивное, относящееся к работе? На этот вопрос она отвечает так: «Позитивное случается каждый день. Мы помогаем людям в их беде, и это уже позитив. Основная радость, когда человек от тебя выходит удовлетворенным».
- Если произошла травма, как правильно оказать первую помощь?
- Ни в коем случае не заниматься самолечением, нужно обращаться в день травмы, а не через день-два, неделю. При переломе пострадавшему человеку необходимо обеспечить иммобилизацию, неподвижность конечностей, осторожно, без смещения, перевязать сустав палкой, подручными средствами, приложить холод и вызвать скорую помощь. Если это рана, нужно наложить асептическую повязку.