Помогай, но проверяй? Истории проекта "Люди-людям"
Тут стоит отметить, что есть нуждающиеся семьи, просто ждущие, что им придут, помогут, привезут. С позицией «мы ж малоимущие/многодетные, и государство обязано нам помогать!». И при этом практически ничего не делают сами. Просто их так приучили: помощь от округа, помощь от соцслужб, от социальных сетей. Бывало, мы говорили им: «Мы нашли для вас мебель, машинку стиральную, диван, позвоните по такому-то телефону, заберите самовывозом», а наши подопечные делали круглые глаза и вздыхали: «А у нас денег нет! Вы привезите сами!»
Вот всего лишь продолжения нескольких историй, на фоне которых явно следует вывод: помогай, но проверяй.
Вопрос о лишении родительских прав
История о многодетной матери, которая одна воспитывала шестерых детей, всколыхнула сообщество: в течение двух суток мы принимали звонки и сообщения по ватсапу. Помощь семье была оказана колоссальная: везли вещи, в том числе и совершенно новые, мебель, продукты. Детское питание, подгузники, дочке на день рождения – торт и сладости. Давали деньгами, переводили на сберкнижку. Помогли с получением детских пособий. Доброта людей неискоренима, особенно если это касается детей. Мы давали телефон женщины всем, кто хотел помочь. Но...
Через некоторое время стали поступать недоуменные, а порой и возмущенные звонки: «Она там выпившая!». «Мы привозим продукты, а у нее шалман стоит, мужики пьяные, женщины посторонние!». «Кому помогать-то? Вы съездите, посмотрите, носят ли дети вещи – новые привезли, с этикетками». «Мы деткам продукты везем, чтоб не голодали, а оказывается, взрослым мужикам на закусь?».
Мы были в шоке. Конечно, съездили, чтобы убедиться. Сначала нам не захотели открывать дверь. Посторонняя женщина слегка нетрезвым голосом сообщила из-за двери, что мать семейства ушла на... работу устраиваться. Понятно, что объяснение шито белыми нитками. Так или иначе, но дверь открыли. Женщина была дома, дети судорожно распихивали вещи куда попало, а мама смущенно пояснила: у дочки день рождения был, вот, немного посидели... А та, которая вторая, начала на нас наседать: я тоже многодетная, я тоже помощь хочу. От нее разило перегаром.
Через какое-то время выяснилось, что семья давно состоит на учете в КДН. А вскоре нам сообщили, что комиссия приняла решение лишить маму родительских прав. Сегодня семья живет где-то на окраине ГРЭСа.
После этого во избежание подобных ситуаций решили помогать семьям, не злоупотребляющим спиртным. Хотя, конечно, дети везде дети, пьют родители у них или нет. Они также хотят хорошо есть, одеваться, играть в игрушки, смотреть мультики. Но люди не хотят помогать тем семьям, где родители без зазрения совести пропивают детские пособия, затем ходят с протянутой рукой – помогите! – а потом берут и пропивают то, что было принесено ребенку.
Однако бывает и так: к нам обращаются, слезно просят, звонят неоднократно, мы решаем помочь. И... снова попадаем в неприятную ситуацию.
«Зять меня убьет»
В этом случае к нам обратилась пожилая женщина. Просила помочь своей дочери, у которой есть 6-летний сын. Сразу предупредила – у нее не все в порядке с головой. Мы приехали с одеждой, продуктами, мальчику привезли карандаши, фломастеры, краски, альбомы. Что нас поразило сразу, с порога – вопиющая нищета. Минимум вещей. Мальчик при виде нас стал раздеваться. Стало понятно, что он нездоров: практически не разговаривал, мычал, под конец стал вести себя агрессивно и кидаться на мать.
Люди, которые хотели ей помочь, натыкались на глухую стену молчания: она просто не брала трубку. Ее мама, переживая за дочь, продолжала нам звонить, приходить, брала кое-какие вещи, рассказывала о нелегкой судьбе. Муж ее инвалид, за ним нужно ухаживать, и дочери помочь она ничем не может. Оказалось, что у дочки тоже есть муж (гражданский или официальный, мы не стали выяснять), что он очень недоброжелательно относиться к теще, постоянно грозит: если куда пожалуешься – убью!
Один из последних звонков был исполнен отчаяния: дочь не хочет с ней разговаривать, не берет трубку, не открывает дверь, и внучок там голодный, раздетый, и что происходит в семье, она не знает. Мы подключили КДН и органы опеки. Съездили сами. Женщина разговаривала с нами через дверь, говоря, что хозяйки нет дома, а она просто подруга матери. Но у меня хороший слух, и я отлично помнила ее голос. В результате было принято решение действовать с полицией: единственное, что нужно было сделать бабушке, это позвонить по 02 и объяснить ситуацию. Хотя бы анонимно. Когда мы довели это до ее сведения, она испугалась: «Зять меня вообще убьет, если узнает об этом». С дочерью, видимо, помирилась: пришла к нам, взяла вещи для нее и внука. Просила продукты. Но продуктами люди почти не помогают – только после выхода материала, но мы тогда направляем по адресу.
Что удалось выяснить: на предприятии, где работает муж, полгода (!) не выдают зарплату. На вопрос, на что живут, пожимает плечами. Говорит, что боятся, что ребенка заберут. Мы объясняем: заберут ведь не навсегда, пока не выровняется финансовое положение. Мальчика полностью обследуют медики, поставят диагноз, если требуется, окажут медицинскую помощь, направят ребенка на реабилитацию. Поверьте, мы видели этого мальчика-Маугли, и он действительно в этом остро нуждается. Но бабушка боится своего зятя. А мать с отцом по своим причинам не желают его лишаться, при этом ничего не делая ни для его развития, ни для его здоровья.
А КДН так и не могут попасть за закрытые двери...
«Вы меня опозорили!»
В эту семью, где мама воспитывает двух малышей, мы выехали после звонка нашей коллеги из Тикси. Может быть, и не поехали бы – телефон женщины был отключен. Но звонки из Тикси настойчиво продолжались. Мы также настойчиво дозванивались.
Дозвонились. Приехали, поговорили, она рассказала нам свою историю, спросили, чем помочь, сделали фотографии – все, как положено. Опубликовали. И после этого – началось...
Сначала стали поступать звонки и смс из Тикси. Нелицеприятные, скажем так, прозвучали высказывания в адрес мамы четверых детей. И о том, что она лишена прав на двух старших. И много еще о чем. Мы говорили прямо: ошибки молодости есть у многих, а помочь молодой женщине нужно здесь и сейчас. Звонили многие, мы давали ее контакты. Потом позвонила сама героиня нашего материала, стала писать смс и сообщения по ватсапу. Смысл был один: «Вы меня опозорили. Мне сейчас звонят знакомые и спрашивают, зачем я это сделала, зачем нажаловалась. Я на вас в суд подам. Вы не сказали, что это для газеты». Как так не сказали? Простите, но ведь вы не думали, что фото я делала для собственной коллекции, и спрашивала разрешения давать ее контакты людям, желающим помочь, просто так? «Я вас не так поняла. Я думала, это вы мне будете помогать». Ситуация более чем странная. В результате ждем, придет ли повестка в суд за то, что мы решили организовать помощь для ее маленьких детей.
Малышка больше не живет в каменном мешке
Эта история вывела нас из равновесия. И не просто потому, что нас, можно сказать, обвели вокруг пальца, но более того: наш материал очернил и представил этаким монстром человека, который просто хотел помочь семье.
Информацию об этой семье мы почерпнули из Фейсбука, из группы «Отдам даром, возьму в дар». Я обратила внимание, что одна женщина постоянно просит помочь нуждающейся семье – то вещи, то технику, швейную машинку, детское питание. Мы написали и узнали, что женщина с двумя маленькими детьми живет в гараже. Гражданский муж ее бросил. «Жилье» - комнатку в гараже – ей снимает канал «Рен-тв». Если вкратце, то женщина нам рассказала, что сама сирота, сейчас тянет двоих детей – младшей нет и года, работы нет, помощи от отцов детей нет, живет на то, что принесут люди. Что вещей много принесли люди добрые – показала баулы, накрытые покрывалом. А воду, чтобы сварить поесть, искупать детей и постирать, ей водители и хозяин гаража запрещают брать, если 400 рублей не заплатит, и вообще много чего. И за комнатку эту платят 8 тысяч в месяц...
Звонков был вал. Люди прямо сейчас были готовы принести малышке питание, вещи (мы сразу говорили, что вещей достаточно), продукты, предлагали ей работу... А потом позвонил хозяин гаража, Владимир. И нам оставалось только краснеть от стыда. Оказалось, что женщина много чего утаила от нас.
Вот сообщение по ватсапу от водителей:
«А почему не написано, что кроме двух детей с О. живут два (!!!) мужа? Один бывший – отец первой девочки, второй – отец второго ребенка. Когда О. просит деньги на кашу ребенку, ей их дает тот же хозяин гаража. И после чего мы видим всю компанию пьяной, орущей и выносящей двери. Блюющих в ведро мужей. А по углам валяются пустые двухлитровые бутылки из-под пива и от вина. Муж курит дорогие сигареты. И при этом никто из мужей не пытается найти работу. Вся компания ждет детские деньги и что люди привезут».
Поговорив с Владимиром, хозяином гаража, мы узнали и другие подробности. Получилось так, что ему начали звонить знакомые и спрашивать, что за террор ты устроил для маленьких детей и их мамы.
- Мне стыдно было голову поднять. Когда такое... Ведь я пытался помочь, потому что О. было жалко. Она, по сути, добрый, безотказный человек. Сирота. И вроде решается вопрос с квартирой? Дай бог, чтобы все получилось. Дети-то не виноваты.
Знаете, я всегда помогал детям. Еще при Вячеславе Штырове мне благодарственное письмо прислали, я был номинантом на премию «Меценат века». У меня свой магазин – так я над 28-ой школой постоянно шефствовал, детям, которые нуждались, привозил вещи, игрушки, без всяких расписок и накладных, они сами мне письма с благодарностью писали, по их инициативе меня и номинировали. А тут такое. Обидно просто.
Как они оказались в этом гараже, знаете? Потому что их из другого выгнали за шумный образ жизни. И пустили в этот гараж только из-за детей, хотя действительно, для малышей здесь не ахти какие условия, воздуха нет, влажно. Но они так просили... Мужьям предлагали не раз: помогайте в гараже, будем вам платить немного, на продукты.
По поводу воды. Водители правильно возмущались: мы на нее все скидываемся. А эти мужики льют и льют. За детей никто ничего против не говорил. Их водители все жалели, помогали, как могли. Вот только после того, как деньги просили на продукты и детское питание, а покупали пиво – водители это видели – уже никто не хотел помогать.
Моя жена вещи ребенку отдала, которые малы стали нашему, сапожки, вещи свои. Жалко потому что. Но после вашей статьи я попросил их съехать. Сейчас они нашли квартиру где-то на 17 квартале. Так, наверное, и живут на то, что люди подадут. Работать мужья ее не приучены, так и будут на ее шее жить, за счет собственных детей выезжать.
А знаете, где сейчас все вещи, вся гуманитарка, которую ей отдавали и привозили добрые люди? На помойке. Они даже не потрудились забрать с собой.
Мы умеем признавать свои ошибки. Поэтому приносим свои извинения Владимиру. Есть один момент: когда мы общаемся с семьей, мы физически не можем выяснить всю ее подноготную. И когда нам о чем-то недоговаривают, умалчивают или просто обманывают, получается, обманывают всех, кто хочет и стремится оказывать помощь малоимущим и многодетным.
Но можно рассказать и о хорошем. Благо, что позитива все-таки гораздо больше. И благодарных откликов тоже. Вот только три истории из множества.
Валентина Иннокентьевна: «Теперь мы не мерзнем!»
Мы уже писали о том, что семья погорельцев из Мархи уже не живет в старой «Волге». У них теперь есть крыша над головой, жилой вагончик от компании «Модуль».
- Ой, большое спасибо вам! И всем, кто откликнулся. Люди звонили, говорили слова поддержки. Это так хорошо, что успели до сильных ветров, до того, как прошел ледоход. Директор компании «Модуль», который лично привез вагончик, сказал, что я могу не торопиться с выплатами за него. А если не смогу ничего платить, ничего страшного. Он говорит: «У вас же пенсия небольшая, и сына поднимать надо...» Такой человек душевный, добрый, понимающий... Спасибо ему большое. И ремонт сделали.
Действительно, вагончик и снаружи, и внутри выглядит, как новый. Стены обиты деревянными панелями, потолок выкрашен в белый цвет, у окна – современный еврорадиатор.
Алена: «Большое спасибо Гормолзаводу!»
Сбылась заветная мечта трех ребятишек Алены с ГРЭСа: от Гормолзавода они получили шикарные подарки: DVD с мультиками, «Лего» и куклу Монстр-Хай с мебелью. А еще - одеяла, полотенца и продукцию завода.
Алена:
- Большое спасибо! У меня просто нет слов, на глаза слезы наворачиваются. А как дети рады! Я даже не думала, что когда-нибудь мечта моих детей исполнится. И даже больше! Они подумали даже о том, какие мультики будут смотреть дети. Спасибо огромное добрым людям! Это такое счастье – видеть, как радуются дети!
Анджела нашла работу и детский садик
Анджела, которая после ухода гражданского мужа осталась с двумя детьми – школьником-сыном и трехлетней дочкой, благодаря заведующей одной из групп присмотра устроила дочь в садик (бесплатно!) и получила возможность выйти на работу, чтобы содержать детей и оплачивать съемную комнату. Кстати, работу ей предложил владелец небольшого магазина на вполне приемлемых условиях: пятидневка и до шести вечера, чтобы успевала забрать малышку из сада.
- Я просто не поверила, когда мне позвонили и предложили дочке место в частном саду! А потом практически сразу и работу на удобных условиях. Я же не могу работать в магазине по 12 часов – дочку забрать, ужин приготовить, уроки с сыном сделать. И вещами помогли, и мой директор авансом продукты выдал по своей цене. В общем, жизнь налаживается!
Купи купон в магазине «Айгуль» – помоги нуждающимся семьям!
Совместно с магазином «Айгуль» по ул. Кальвица были выпущены социальные купоны. Любой человек сможет помочь малоимущим и многодетным семьям, просто приобретя купоны номиналом 50, 100 или 200 рублей. Купоны будут передаваться остро нуждающимся.
О проекте
«Эхо столицы» запустила благотворительный проект адресной помощи малоимущим семьям «ЛЮДИ - ЛЮДЯМ» совместно с КДН г. Якутска и юридическим агентством «Ваше право». Наши кураторы будут лично посещать семьи, которые по разным причинам нуждаются в поддержке общества. Вся связь с подопечными производится через кураторов.
Редакция обращается ко всем неравнодушным людям, организациям и предприятиям. Если вы можете помочь чем-нибудь этим семьям, отзовитесь.
Кураторы проекта – Дана Бубякина (8-924-177-26-37) и Олеся Войтович (717-940).
Мы поможем организовать адресную помощь.