Признание и вдохновение - в образовании
В мире образования каждый год находятся удивительные люди, которые, с любовью и преданностью, вкладывают свою энергию и знания в формирование будущего поколения. Иногда, однако, среди них находятся те, кто выделяется своим профессионализмом, творческим подходом и неизмеримым вкладом в жизнь своих учеников. В этом году, ежегодный конкурс профессионального мастерства «Учитель года РС(Я) 2023» принес новую звезду в мир образования.
5 октября, в День учителя, в Международной Арктической школе г. Якутск прошло торжественное мероприятие педагогической общественности, посвященное Году педагога и наставника, проводимого в рамках Педагогической Декады в республике. На праздничном вечере огласили имя абсолютного победителя. Им стал Гоголев Павел Николаевич – учитель, чья преданность и талант были вне всякого сомнения.
Мы имеем уникальную возможность ближе познакомиться с победителем конкурса – непревзойденным учителем, чья страсть к обучению и воспитанию оказала несомненное влияние на жизнь учеников и всего образовательного сообщества. В этом эксклюзивном интервью, мы узнаем о его подходе к преподаванию, вдохновляющих методах, и том, что делает этого учителя по-настоящему особенным в мире образования.
Встречайте учителя года 2023 - яркую звезду, которая является источником вдохновения для всех нас.
- Расскажите о себе, почему вы решили стать учителем? Что сподвигло вас на выбор этой профессии?
- Я окончил исторический факультет СВФУ им. М.К. Аммосова в 2015 году. После учебы сразу поехал работать на малую родину, в Чурапчинский район. После двух лет работы перешел в Майинскую школу имени Ф. Г. Охлопкова в Мегино-Кангаласском районе, а с 2019 года работаю в Городской классической гимназии г. Якутска. Выбрал свою родную школу для старта карьеры, как раз, когда оканчивал вуз, мне сообщили, что там появилась вакансия. Конечно, бывало, что учителя по привычке воспринимали меня как ребенка. Но все равно родные учителя здорово помогли обрести опыт. Думаю, для молодого специалиста это очень хорошо.
Мой путь в профессию учителя был, наверное, определен еще в школьные годы, когда я, будучи учеником Алагарской средней школы Чурапчинского улуса, практически целый день находился в школе и жил школьной жизнью: посещал всевозможные занятия, готовился к олимпиадам, конференциям, выступал в роли ведущего культурных мероприятий и т.д. Еще тогда школьная жизнь заворожила меня своим удивительным миром. Историей увлекся в 8-9 классе, особенно полюбил отечественную историю. Сразу прочел школьные учебники, энциклопедии, знал программу на несколько лет вперед.
Конечно, я рассматривал возможность поступления на другие направления, но меня вело сердце – душа лежала к истории. Научным руководителем в университете была Наталья Николаевна Радченко, мы до сих пор общаемся, поддерживаем связь.
Конечно, самую важную роль в деле выбора профессии играют родные. Моя мама педагог, 30 с лишним лет проработала в детском саду, дядя по отцовской линии – замечательный учитель-математик. Огромную роль сыграл папа: он очень начитанный человек, с ним можно беседовать, спорить абсолютно на любую тему. И как-то раз к новому году старший брат, узнав, что я начал интересоваться историей, подарил мне иллюстрированный «Курс русской истории» В. О. Ключевского.
Но больше, наверное, повлияла школьный учитель истории Анна Владимировна Таппырова. В школе заинтересовался конференцией «Шаг в будущее» и в 9 классе попросился к ней – сказал, что хочу написать проект по истории. Она сразу согласилась, сказала, что главное – желание.
- Вы стали победителем в конкурсе «Учитель года РС(Я) 2023», какие факторы, по вашему мнению, способствовали вашей победе в конкурсе? Какой этап был самым сложным? Была ли поддержка от коллег, близких, учеников, как они вас поддерживали?
- Конечно, победа в профессиональных педагогических конкурсах – это результат работы не только конкретного учителя, но и коллектива школы. В нашей городской классической гимназии проводится планомерная работа по совершенствованию мастерства педагогов под руководством нашего директора и наставника Клары Егоровны Андреевой.
Конкурс состоял из шести этапов: педагогический диктант, открытый урок, классный час, методическая мастерская, пресс-конференция и публичная лекция. Все они были уникальными и очень интересными, и сложно выделить, какой из них был сложным. Но самыми важными этапами, конечно, были урок и классный час, поскольку только эти этапы могли показать настоящее мастерство учителя, его умение выстраивать диалог с учащимися.
Конечно, поддержка со стороны родных, коллег, учащихся и родителей была всемерной. Я ощущал их поддержку каждый конкурсный день.
- Как вы считаете, насколько востребована профессия учителя в современном обществе? Как вы оцениваете текущую ситуацию с нехваткой кадров в профессии учителя?
- В наши дни профессия учителя востребована как никогда. Причин этого явления может быть очень много: постепенный уход на заслуженный отдых наших старших коллег, начавших свою карьеру еще в советское время; поступление выпускников педагогического бакалавриата в магистратуру по непедагогическим специальностям и т.д. Но уже сейчас принимаются шаги для решения этой проблемы: программа «Земский учитель», материальная поддержка молодых специалистов, открытие в школах педагогических классов, популяризация учительской профессии в рамках года педагога и наставника и т.д.
- Начался новый учебный год. Что вы от него ждете? Какие цели поставили?
-От нового учебного года ожидания самые позитивные, в этом году я являюсь классным руководителем 10 класса социально-экономического профиля. Я, как и все учителя, на новый учебный год поставил несколько задач: постараться дать максимально качественное образование по своему предмету, выстроить качественную воспитательную работу как классный руководитель, качественно подготовить учащихся к олимпиадам, конкурсам, государственной итоговой аттестации и т.д. Но этот учебный год для меня станет уникальным, ведь на меня и нашу гимназию возложена большая ответственность в связи с подготовкой к Всероссийскому конкурсу «Учитель года-2024», который пройдет в сентябре-октябре следующего года в Саратовской области.
- Есть ли отличия в поведении и отношении современных детей к образованию по сравнению с предыдущими поколениями?
- Определенные отличия между поколениями, безусловно, есть. Надо учитывать, что дети наших дней – современники информационных технологий, нейросетей и искусственного интеллекта. С одной стороны, это вызывает тревогу, с другой – открывает новые возможности. Но все равно для педагога дети есть дети, даже если вспомнить излюбленную фразу многих поколений учителей: «На моей памяти еще не было такого класса!»
Современные дети требуют современный подход. Каким образом вы адаптируете свой подход к обучению под особенности современных детей? Какие методы и технологии вы применяете?
Надо понимать, что сейчас не только дети меняются, но и родители, и учителя. Именно поэтому в нашей стране постоянно обновляются образовательные стандарты, появляются новые возможности для всестороннего развития подрастающего поколения.
Не могу выделить какую-нибудь конкретную технологию или метод, поскольку учитель – это тот человек, который всегда находится в поиске новых приемов и способов обучения и воспитания. Но в качестве примера скажу, что на всех этапах конкурса я использовал приемы и методы технологии развития критического мышления.
Пользуясь случаем, хочу выразить слова благодарности организаторам конкурса – коллективу Института развития образования и повышения квалификации им. С. Н. Донского-II, коллективу моей родной гимназии, нашему наставнику, директору Кларе Егоровне Андреевой, моим родным учителям – учителям Алагарской школы Чурапчинского улуса, преподавателям родного исторического факультета СВФУ, и конечно же моим ученикам и их родителям!
- В тексте:
- Год педагога и наставника
- «Учитель года»