Проблемы автобусников Якутска: тариф, дефицит водителей, старый транспорт
НКО «Союз Авто» для обслуживания 18-ти автобусных маршрутов объединяет 450 индивидуальных предпринимателей. Среди них есть те, которые начали этот бизнес в середине 90-х, приобрели за это время по два-три автобуса. 40% из них сами работают на маршрутах и нанимают водителей дополнительно. За время существования в Якутске пассажирских перевозок на общественном транспорте претензии к исполнителям услуг возникают постоянно. В этом году их стало больше. В причинах мы попросили разобраться руководителя «Союз Авто» Андрея Косицкого и директора маршрутов № 3 и № 41 Антона Марданова и рассказать о болевых точках в сфере пассажирских перевозок.
Дефицит водителей
На городские маршруты сегодня не хватает 200 водителей, особенно это касается маршрутов №№ 2, 3, 5, 41, 35 и еще нескольких, которые перевозчики называют периферийными. По их словам, дефицит водителей вызван ростом курса доллара, пандемией и падением престижа рабочей профессии.
«Раньше у нас работало много мигрантов. Когда вырос курс доллара, им стало невыгодно здесь работать, потому что они покупают валюту, чтобы отправить на родину», — говорит Андрей Косицкий. Часть нанятых водителей отсеялась из-за введенных в недавнем прошлом правил найма на работу трудовых мигрантов. Сейчас из общего числа водителей 25% приезжих.
Местные жители не спешат трудоустраиваться в «Союз Авто». По словам перевозчиков, минимальная зарплата водителя маршрутки составляет 50 тысяч рублей при графике три рабочих дня и один выходной. Из 30-ти безработных с категорией «Д», состоящих на учете в центре занятости населения Якутска в феврале, готовность работать водителем автобуса высказали 12. До пандемии этот показатель был еще меньше: из 120-ти претендентов на вакансии водителей на предприятие устроилось четверо.
«Все уволились. Двое были на моем маршруте. Они ушли по причине алкогольной зависимости, — рассказывает Антон Марданов. — Работа тяжелая. Кроме того, что водитель отвечает за безопасность перевозок, он должен еще следить за тем, чтобы пассажиры остались довольны».
Руководитель маршрута говорит, что мало кто из молодых идет работать водителем. По его словам, у молодежи завышенные требования по части заработной платы: «На начальном этапе хотят получать не менее 60-ти тысяч, через год желают удвоить эту сумму. У них понимание такое: зачем работать за копейки, лучше получать 40 тысяч рублей, сидя в офисе, и гарантированно отдыхать в субботу и воскресенье».
Именно из-за нехватки работников, по словам перевозчиков, многие директора маршрутов не ставили высокие требования перед водителями насчет чистоты и общего состояния салона автобусов.
Низкий тариф
За 25 лет работы предприятие одним из первых в стране ввело дифференцированную оплату проезда, безналичный расчет, создало диспетчерскую службу, говорит Андрей Косицкий. «Тариф долгое время сдерживался. В этом году подняли на два рубля, и оплата по проездному билету составляет 18 рублей. В России нигде нет таких цен на проезд. Это сделано, чтобы обеспечить перевозками все слои населения», — говорит он.
С января 2021 года в городских автобусах проезд по карте «Спутник» составляет 23 рубля, оплата банковской картой равноценна наличному расчету в 30 рублей. Мы изучили тарифы общественного транспорта в других дальневосточных городах: в Хабаровске проезд на муниципальном транспорте составляет 28 рублей, на «маршрутке» — 30; во Владивостоке — 28.
Вопреки мнению, что перевозчикам выгоден наличный расчет, Косицкий высказывает общее желание предпринимателей о переходе на оплату банковской и транспортной картами. «Мы не можем видеть наличку, у нас нет фактов, цифр. Хотели бы, чтобы наличный расчет составлял порядка 40 рублей. Должна быть большая разница между наличным и безналичным расчетом».
По словам перевозчиков, бизнес в последнее время стал нерентабельным. «Не повышать тариф мы не можем. Сегодня тариф — это и есть то, на чем мы существуем, где “сидит” обновление техники и прочие вещи. Колеса купить надо? Надо. Водителю на зарплату надо? Надо. Налоги платить надо? Надо. А всё сидит в тарифе», — говорит Андрей Косицкий.
Чтобы бизнес был безубыточным, по словам предпринимателей, один автобус должен зарабатывать в день 15 тысяч рублей. Сейчас заработок составляет 6–8 тысяч рублей.
Безопасность и новые маршрутные схемы
Схема движения общественного транспорта в Якутске многие годы развивалась по желанию населения, говорят перевозчики. «Мы понимаем, что город растет. Сегодня автобусы заезжают в микрорайон “Прометей”, но по правилам пассажирских перевозок мы не должны этого делать, так как это придомовая территория. Для нас это дополнительная ответственность. В случае ДТП меня как перевозчика ожидает штраф», — разъясняет директор НКО «Союз Авто».
По информации Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры, по заказу мэрии разработана комплексная схема общественного транспорта с целью разгрузить проспект Ленина, улучшить транспортную инфраструктуру и повысить рентабельность на периферийных маршрутах, что в конечном итоге повлияет на доступность перевозок для жителей городских окраин. Из-за неполной загрузки на периферийных маршрутах автобусники самостоятельно устанавливают графики движения, что неудобно для горожан.
Предприниматели согласны с тем, что центральную улицу Якутска необходимо разгружать. Но вместе с тем они говорят, что вопрос изменения схемы движения городских маршрутов необходимо решать «тщательно и щепетильно».
ФЗ-220 обязывает перевозчиков иметь в штате инженеров безопасности дорожного движения. По словам предпринимателей, количество ДТП с участием общественного транспорта по сравнению с прошлыми годами уменьшилось. За прошлый год водители автобусов допустили два падения пассажиров, два наезда на пешеходов, 34 столкновения с другими участниками дорожного движения.
Бескультурье пассажиров и хамство на дорогах
Пассажиры часто жалуются на нас, но между тем сами нарушают правило поведения в общественном транспорте, говорят представители «Союз Авто». По нему они обязаны оплатить проезд, как только сели в автобус, сообщают предприниматели. «Недавно был технический сбой с картой Сбербанка. Так вот, водители рассказывали, что некоторые пассажиры, увидев, что оплата не проходит, клали социальную карту обратно в карман и доставали банковскую», — рассказывает Антон Марданов.
Следующая претензия перевозчиков адресована к автолюбителям. По словам автобусников, автомобилисты часто подрезают, перестраиваются на полосу движения перед автобусами, не учитывая, что тормозной путь тяжелой техники длиннее, чем у легковых автомашин.
«Проявление неуважения на дороге присуще многим водителям, в том числе автобусов. Но в основном так себя ведут автолюбители», — говорит директор 3-го маршрута.
Основной причиной неисполнения графика движения этой зимой перевозчики называют нехватку водителей, нарушение плана ремонта транспорта и падение пассажиропотока.
По их мнению, горожане все меньше стали пользоваться общественным транспортом. Если три года назад примерно 70% автомобилистов ставили машины на зиму, то сейчас это делают 30%, говорит Антон Марданов. Люди, благодаря портативным гаражам, стали передвигаться на личном транспорте вне зависимости от сезона.
Перевозчики сетуют на отсутствие карманов на остановках, загруженность автомобилями подъездных путей к ним и отсутствие разворотных площадок на некоторых конечных остановках.
Старые пазики
Мы понимаем, что автобусы «ПАЗ» не те машины, на которых сегодня нужно возить людей, говорят перевозчики. Повышения класса автотранспорта требует и федеральный закон, который регулирует пассажирские перевозки, в части обеспечения доступности общественного транспорта маломобильным гражданам. В 2018 году предприятие разработало инвестпрограмму, в рамках которой при поддержке городской администрации приобретено 40 автобусов «ПАЗ Вектор» среднего класса. Фонд предпринимательства Якутска сообщает, что перевозчикам предоставлено в качестве займа 126 млн рублей под 7% годовых. Из-за пандемии в прошлом году фонд снизил ставку до 4,6% и ввел отсрочку платежей по договорам.
Андрей Косицкий говорит, что коэффициент выхода на линию автобусов нового типа — 0,7. На пазиках он равен 0,5. Результатом долговременного сотрудничества предприятия с «Группой ГАЗ» стали двойные автостекла, изготовленные специально для автобусов «Союз Авто». «Пять лет добивались. Заводу же тоже не совсем интересно нести затраты, делать исключение для одного региона», — говорит Косицкий и добавляет, что в будущем неплохо бы республике стать испытательным полигоном крупнейшего производителя автотехники для проведения климатических тестов.
Сейчас «Союзу Авто» требуется обновить 80% автопарка. По словам предпринимателей, покупка нового автобуса с доставкой до Якутии обойдется им в 8,5 млн рублей. Пригнать автобус в республику не получится, потому что ближайшая к Якутску метановая АЗС находится за восемь тысяч км.
Каждый маршрут, по словам представителей «Союз Авто», готовит стратегическую программу исходя из своих потребностей и возможностей. Об этом было сказано на совместном совещании с руководством мэрии. И. о. главы Якутска Евгений Григорьев призвал предпринимателей общими усилиями повысить качество пассажирских перевозок на городских автобусных маршрутах.
«Понимание с Евгением Николаевичем есть. Конечно, разрабатываем инвестпрограмму для каждого маршрута, поскольку финансовая нагрузка разная», — сообщает Андрей Косицкий. По его словам, окончательные расчеты по программе развития маршрутов будут определены по итогам командировки перевозчиков на завод-изготовитель автобусов, которая планируется в ближайшие дни. Предприниматели должны решить, какой именно вид техники покупают, планируют договориться с производителем о покупке 200 автобусов в течение пяти лет без валютной оговорки.
Сколько зарабатывают автобусники?
В 2019 году лидером по количеству перевозок стал 14-й маршрут. Услугами на нем воспользовались 2,89 млн раз. Пик поездок приходится на декабрь — 322 717. На 17-м маршруте зафиксировано по биллинговой системе за год 2,82 млн поездок, на 5-м — 2,4 млн.
В 2020 году число поездок на маршруте № 14 упало более чем на 700 тысяч и составило 2,1 млн. Вторым по активности стал 20-й маршрут (1,8 млн), третьим — маршрут № 4 (1,6 млн).
В феврале прошлого года 14-м маршрутом воспользовались 308 058 пассажиров. Это максимальная загрузка маршрута за 2020 год. Можно подсчитать, сколько денег было оплачено в феврале за проезд с учетом среднего тарифа в 23 рубля. Если делить эту сумму на количество автобусов, получится 133,6 тысяч рублей. Разумеется, мы приводим грубые подсчеты. Часть этой суммы расходуется на оплату налогов, зарплату водителей, работников, которые необходимы для выхода на линию, услуги диспетчерской службы и банка, содержание техники.
Минимум поездок на этом маршруте зафиксирован в апреле — 59 753. По словам источника «ЭС», из-за падения пассажиропотока многие автобусники заморозили транспорт и уехали на заработки на вахту и в дальние рейсы.
- В тексте:
- Союз Авто
- автобусники
- бизнес в якутске