Проклятые дети
На Руси издавна существовало поверье, что среди людей живут особые существа, которые могут принимать как человеческий облик, так и какого-либо животного. Эти существа могут причинять вред людям. Это дети, проклятые родителями. Ведь зачастую у людей грубых, как говорится, неотесанных, не имеющих никакого понятия о воспитании, срываются с языка такие выражения, как: «Чтоб тебя черти побрали!», «Будь ты проклят!», «Кикимора тебя возьми!» А ведь это не просто брань, а самые настоящие проклятия. Говорят: слово не воробей, вылетит – не поймаешь! Проклятия, сказанные с особой силой, в сердцах, могут накапливаться и в конце концов сбываются.
В народе существует поверье: проклятые дети пропадают, особенно те из них, которые были некрещеными. Их уносят старики, а куда – неизвестно.
Вспоминает одна пожилая женщина:
- Мое детство прошло в средней полосе России в маленькой деревне. Она рано осталась сиротой и воспитывалась у родной тети. Однажды летом поздно вечером, когда они уже ложились спать, к ним в окно постучался прохожий, который просился на ночлег или хотя бы испить водицы. Тетка побоялась впускать на ночь глядя чужого человека, поскольку через их село проходила столбовая дорога и частенько пошаливали. А в тот день – время было страды - хозяин, ее муж, вместе с работниками заночевал на поле. «Поди далее, там подадут», - сказала она страннику и приказала затворить окно. «Ну, попомнишь у меня!» - погрозил прохожий и пошел себе дальше. Тетка не придала значения этой угрозе и, уработавшись за день, заснула без задних ног.
На другой день рано утром приехал с покоса дядя. Отворили ворота, чтобы въехала телега. И тут домочадцы увидели, что на ступице телеги висит большая пестрая змея, которая враз пропала, как только колеса переехали через подворотню. Тетка ахнула, дядя схватил кнут, чтобы захлестнуть змею, стал обшаривать углы, но змея словно сквозь землю провалилась. Так ее и не нашли.
С той поры стали замечать в доме что-то странное, как будто что-то невидимое, но живое поселилось вместе с ними и стало делать разные проказы. То горшки сами собой вываляться из печи, то найдут в щах грязный лапоть, то вещь какая-нибудь пропадет и найдется через несколько дней совсем не там, хотя никого чужого в доме не было и подозревать некого. Стали думать и гадать: что бы это значило? Наконец решили пригласить колдуна из соседней деревни. Приехал высокий дородный старик. Его посадили на почетное место и стали наперебой угощать, поставили перед ним чарочку.
Вдруг видят: на потолке прямо над столом висят, болтаются лапти. Колдун сначала все посмеивался: мол, шути-шути, найду на тебя управу! Потом видит: шляпа его вся изрезана, и сапоги, и ремешки шаровар. Он рассердился, стал ругаться, схватил лапти, которые упали с потолка, надел их и пустился наутек. «Куда вы, не бросайте нас! Помогите!» - взвыли хозяева и бросились вдогонку за колдуном. «Нет-нет, я вам не помощник, тут посильнее меня в сто раз!» - сказал им колдун, и только его и видали.
Хозяева, погоревав, решили идти на поклон к священнику. Тот уже знал об их беде и тотчас согласился и провел молебен. После этого в доме как будто стало чуть спокойней.
Прошло некоторое время. Однажды ребятишки играли на лугу за деревней и заметили, что с ними бегает девочка из их деревни, которая месяц тому назад умерла. Они по малолетству не придали этому значения и звали ее по-прежнему Аленкой. Только некоторые из детей, придя домой, рассказали родителям, что с ними играла умершая девочка. Те сначала не поверили, только старенькая бабушка одного мальчика подучила их в следующий раз хорошенько расспросить ту девочку, откуда она появилась. Дети так и сделали: назавтра, как только неизвестно откуда появившаяся девчонка стала с ними играть, спросили: «Кто ты? Тебя Аленкой зовут?» Та и отвечает: мол, я - Аленка, но не та, которая умерла, а та, которая живет у Грушенькиной тети (Грушенькой звали рассказчицу). «Что ты врешь! – закричали дети хором. - У них нет девочки с таким именем! И где ты там живешь?» «Я живу за печкой», - сказала странная девочка и пропала.
По приходе домой рассказчица стала заглядывать во все углы и искать ту девочку, но, разумеется, никого не нашла и вечером рассказала обо всем дяде и тете. Те тревожно переглянулись и велели на следующий день побольше выведать у той девочки, зачем, мол, она к ним пришла. И вот что удалось узнать:
- Я - Аленка, которая постоянно озорничала и не давала покою никому. Я – проклятая матерью. Меня унес дедушка и вот сюда к вам послал за то, что не дали испить водицы и не пустили ночевать. А озорничаю потому, что вы не даете мне есть, не ставите в видном месте чашку с едой.
- А когда ты уйдешь? – спросили дети.
- Я уйду спустя три года после пожара, - ответила девочка
- Ты сделаешь его?
- Просто полено такое попадется…
И, действительно, в скором времени случился большой пожар, много всякого добра сгорело у них. Только с помощью родственников удалось отстроиться заново. Целых десять лет мучил семью эту оборотень проклятой матерью девочки и наконец, как и предвещал, ушел на четвертый год после пожара. С той поры хозяева, боясь проклятий, впускали каждого прохожего странника на ночевку.
* * *
Следующая история из современной жизни. Жила-была одна семья, вполне обеспеченная и, казалось бы, положительная со всех сторон. Отец и мать - оба труженики, имели, так сказать, золотые руки и каждый преуспел в своем деле, потому деньги текли в дом рекой. Причем честным путем. Вскоре они построили большой частный дом в одной из окраин города. По тем временам не дом, а загляденье, двухэтажный, благоустроенный, с большими цельными окнами, где каждый член семьи имел свою отдельную комнату. В доме вкусно пахло свежей древесиной. Хозяйственный блок, где были кухня с большой кладовой и отдельная ванная комната, находился на другой половине, и потому никакие запахи не проникали в жилые комнаты.
Казалось бы, живи - не хочу! Но вот что-то не заладилась жизнь в новом доме у хозяев. Как-то недавно по каким-то делам я забрела в тот микрорайон города, дом по- прежнему стоит на том же месте, но живут там другие люди. А где же прежние хозяева? Но давайте по порядку. У матери семейства был еще один ребенок от первого неудачного брака. Когда мальчику было около трех лет, она в чем была убежала от пьяницы-мужа и долгое время скиталась по знакомым. Потом судьба свела ее с хорошим, работящим мужчиной, который взял ее с ребенком. Вначале, как она рассказывала, отчим неплохо относился к ее сыну, во всяком случае не обижал и куском не попрекал. Затем появились двое своих, а старший стал подрастать, пошел в школу, и пошли траты, а тем временем они задумали строительство собственного дома, которое, естественно, требует денег, и немалых. Вот тогда мужчину как будто подменили. Он начал выдавать деньги на хозяйство и при этом требовал полного отчета, ворчал, что жена не умеет экономить, а самое главное, волком стал смотреть на пасынка, обзывал дармоедом, хотя мальчик был еще школьником. На все лето бедная женщина стала отправлять сына в деревню к родственникам, чтобы хотя бы на это время оградить его от нападок отчима. Но наступал сентябрь, и все начиналось заново – попреки, придирки, проклятья… Иногда доходило до того, что он прятал еду от старшего. В то время, в девяностые, жить было очень трудно. Строительство шло черепашьими темпами, от этого, видимо, у главы семьи немного «сносило крышу», и он еще более ожесточенно стал вымещать плохое настроение на бедном мальчике, у которого как раз начался переходный период. Естественно, начались проблемы с учебой и с поведением. Тогда мать решила отправить сына в деревню как бы насовсем. Мальчик ехать отказался. Но его увезли почти что силой. Деревенские дети его не любили. Несколько раз он убегал и приезжал к матери, каждый раз надеясь, что она его оставит, поймет, поддержит, приструнит отчима, ведь мама была такой высокой, крупной женщиной, а ее муж – маленьким и тщедушным. А потом он сам вырастет и как следует ему наподдаст…
Но, увы, его мечта не сбылась, мать его предала, променяла на мужика. И однажды его тело нашли в хотоне : никому не нужный ребенок повесился.
С тех пор и пошла наперекосяк жизнь этой семьи. Сразу после строительства дома умер глава семьи, просто упал и умер… От инсульта. Дочь, окончив школу, не стала учиться, вышла замуж и уехала в другой город. Младший, самый любимый, очень болен, не вылезает из больниц. Женщина продала дом и живет с сыном. По слухам, сильно сдала и сама часто болеет. Получается, что дом это не принес им счастья.