Прокуратура разъясняет: О рассмотрении обращений граждан
Наибольшее количество разрешенных обращений поступило по вопросам надзора за исполнением законов и законностью правовых актов – 1374 (за 2017 год – 1378), в том числе в сфере жилищного, трудового законодательства, в сфере ЖКХ, на нарушения в сфере соблюдения прав и интересов несовершеннолетних, законов об исполнительном производстве, земельного законодательства, в сфере законодательства об административных правонарушениях и по пенсионным вопросам.
На 15% сократилось количество жалоб на нарушения закона при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях (с 854 до 726), при этом отмечается рост на 19,4% числа жалоб на нарушения при производстве предварительного расследования (со 175 до 209).
С 14 до 21 возросло количество число обращений по вопросам законности и обоснованности судебных постановлений по гражданским делам. Аналогичные жалобы по уголовным делам остались на уровне 2017 года (24).
Количество удовлетворенных жалоб увеличилось с 469 до 504. Их удельный вес от числа разрешенных составил 21% (18,7%).
К примеру, по представлению прокуратуры устранено нарушение, связанное с двойным взысканием имевшейся задолженности из пенсионных средств должника, сверх установленного законом размера.
По обращению 19-летнего сироты по вопросу обеспечения его жильем прокуратура обратилась в суд с иском, поскольку после включения его в единый реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение ему не было предоставлено. Во исполнение решения суда с ним заключен договор найма жилого помещения, вручены ключи от квартиры.
Около 45% или 1991 обращений направлено в другие ведомства для разрешения, возвращено заявителям – 22 (26), оставлено без разрешения – 30 (21), прекращена переписка – 2 (1).
Согласно пункту 2.13 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры РФ от 30.01.2013 №45, обращение, лишенное по содержанию логики и смысла, если имеется решение суда о признании заявителя недееспособным в связи с наличием у него психического расстройства, может быть оставлено без разрешения.
По обращениям, в которых отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения, в течение 7 дней со дня регистрации возвращаются заявителям с предложением восполнить недостающие данные (пункт 2.9 Инструкции).
К примеру, заявителю возвращено обращение, поскольку в нем отсутствует информация о нарушенном законе, о лице, допустившем нарушение закона, в отношении кого данные нарушения имели место и в чем выразились. Заявителю предложено восполнить указанные недостатки, после чего вновь подать обращение в прокуратуру г. Якутска.
Между тем, чтобы правильно написать заявление (жалобу), не нужно владеть специализированными юридическими терминами, достаточно четкого описания сути допущенного нарушения с указанием сведений о нарушителе. Ссылки на конкретные нормы закона указывать не обязательно. В обращении лучше не использовать никаких жаргонизмов, закрученных смысловых оборотов, неуместных выражений. Использование оскорблений, угроз жизни и имуществу и членам семьи должностного лица влечет оставление обращения без ответа с уведомлением заявителя о недопустимости злоупотребления предоставленным ему законом правом на обращение.
Без рассмотрения может быть оставлено обращение, содержание которого свидетельствует о прямом вмешательстве заявителя в компетенцию органов прокуратуры. Об этом в течение 7 дней со дня регистрации автору обращения направляется мотивированное сообщение.
Текст обращения можно напечатать на компьютере либо написать вручную, но в последнем случае почерк должен быть четким и разборчивым. Потому что, если нельзя будет прочесть заявление, то оно в соответствии с пунктом 2.11 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации может быть оставлено без рассмотрения с уведомлением заявителя об этом (если адрес и фамилия будут поддаваться прочтению).
Обращение пишется на имя прокурора того города (района), в котором находится предприятие, учреждение, организация или проживает лицо, допустившее нарушение закона.
На составленном заявлении обязательно должны быть указаны фамилия, имя и отчество, адрес проживания обращающегося лица. В случае, если в обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.
Важно также указать номер контактного телефона, чтобы работник прокуратуры, проводящий проверку, мог связаться с заявителем в случае необходимости.
Следует иметь в виду, что нет никакой необходимости ежедневно или еженедельно писать одну и ту же жалобу на те же органы или должностное лицо. Дождитесь официального ответа. Обращение должно быть разрешено в срок не позднее 30 дней со дня поступления в прокуратуру, а если оно не требует дополнительного изучения и проверки - не позднее 15 дней, если иной срок не установлен федеральным законом. Срок рассмотрения и разрешения обращений исчисляется с момента их регистрации в прокуратуре.