Противостояние в Доме ребенка: битва за справедливость
Противостояние женщины продолжается до сих пор. Кто прав, а кто виноват? Обычно на эти вопросы окончательную точку ставит суд, если противоборствующие стороны обращаются к нему. Долг журналиста, когда к нему обращается со своими жалобами читатель, это выслушать обе стороны, озвучить их позицию и сделать объективные выводы.
«Крик души»
Именно так назвала Анна Михайлова свое обращение Президенту Путину. В письме Анна Прокопьевна подробно описывает, в какое время каким работником были совершены те или иные незаконные, на ее взгляд, деяния. К примеру, рукоприкладство по отношению к без того обездоленным детям-сиротам. Кроме ненадлежащего ухода за детьми, Анна Михайлова обвиняет отдельных членов коллектива в фальсификации документов. Женщина жалуется, что ее обращения в многочисленные инстанции остались без должного внимания, в том числе и работников прокуратуры. Со слов женщины, на ее жалобы как в надзорные инстанции, так и на имя и.о. главного врача последняя все время указывает «ее место», чтобы, мол, знала субординацию.
В данный момент Анна Михайлова судится с одной из работниц Дома ребенка, и, несмотря на то, что она проиграла Якутский городской и Верховный суды, похоже, сдаваться не собирается - кассационная жалоба ушла в Верховный суд Российской Федерации...
Анна Михайлова:
- В Доме ребенка я работаю с 2009 года санитаркой по сей день. В наш отдел попадают дети из неблагополучных семей по решению суда. В мои обязанности входит присмотр за детьми, кормежка, мытье, соблюдение чистоты. Два раза при главном враче Евдокии Ивановне Протопоповой я сопровождала детей в Новосибирск и Хабаровск на сложнейшие операции на сердце. В городе несколько раз по уходу лежала вместе с детьми в городских больницах: КВД, детской инфекционной, Медцентре на обследовании детей.
Со слов Анны Прокопьевны, бывшая главврач Евдокия Протопопова доверяла больных детей своему работнику, у которой даже специального медицинского образования не было, что доверие она заслужила своей работой и ответственным подходом к своим обязанностям.
В 2005 году Анна Прокопьевна потеряла сына, единственного своего ребенка, студента 2-го курса ЯГСХА, которого с рождения воспитывала одна. В Дом ребенка ее пригласила главврач Евдокия Протопопова, увидев, с какой ответственностью и любовью к детям она относится во время подработки в отпускные дни. На предложение Анна Михайлова с радостью откликнулась и переехала из Нижнего Бестяха в Якутск. Однако радость ее продолжалась до 2015 года, когда весной того года и.о. главного врача стала Бубякина, и с тех пор Анна Прокопьевна потеряла покой и сон в буквальном смысле слова. Из-за того, что ее, санитарку, везде тыкали «ее местом», Анна Прокопьевна в 2014 году поступила заочно в пединститут на дошкольное отделение на воспитателя. Нынче учится на 4-м курсе.
Анна Михайлова:
- Я в группе работаю, как мне кажется, лучше всех. В жизни своей группы принимаю активное участие. Например, украшение группы делаю сама, санлисток выпускаю, чтобы уютно было в группе, штопаю одежду детей... В 2016 году купленными на свои деньги цветами украсили территорию Дома ребенка. В итоге нас даже не назвали. Все грамоты и похвалу получают одни и те же «свои» люди. Какой же главврач лидер, если на мои жалобы еще в 2015 году она отказалась помочь. После этого как я подойду к ней?
Мне известно, что в данный момент на меня готовится письмо в вышестоящее руководство и собирают подписи работников Дома ребенка. Письмо готовится в ответ на запрос Минздрава для ответа Путину.
Опорочили честное имя!
Ознакомившись с кипой документов и прочитав довольно длинное письмо Михайловой президенту, в котором приводятся вопиющие факты, мы не могли не выслушать вторую сторону этого противостояния. Ведь о нем теперь не знает только ленивый: Минздрав республики, Федерация профсоюзов, Государственная инспекция труда, Министерство труда и социальной защиты республики, Роспотребнадзор, городская и республиканская прокуратуры, Следственный комитет, УБЭП МВД РС(Я), Уполномоченные по правам ребенка и по правам человека в нашей республике, правительство республики с подачи Аппарата Президента РФ, куда ушло письмо Михайловой. О противостоянии с некоторых пор знают и жители республики благодаря письму Анны Прокопьевны, которое опубликовало наше издание, и статье нашего коллеги в интернет-ресурсе.
Итак, корреспондент «ЭС» направилась в Дом ребенка, где планировала узнать, что же происходит в его стенах на самом деле. Однако интервью, к сожалению, не получилось, главный врач не только сама отказалась отвечать на вопросы журналиста, но и запретила это делать и председателю профкома. Тем не менее корреспонденту удалось убедить, что в интересах коллектива важно мнение руководства Дома ребенка, и ей дали-таки ответное письмо на статью корреспондента интернет-ресурса, который, несмотря на неоднократные просьбы руководства Дома ребенка, так и не опубликовал письмо-опровержение. В письме приводятся доводы коллектива, читайте их ниже (письмо приводится с сокращениями):
«Мы, коллектив Дома ребенка, возмущены статьей журналиста.., где она пишет о нарушениях в Доме ребенка и о том, что санитарка Михайлова А. П. подвергается травле... С 2015 года постоянно выходят статьи, где нас поливают грязью... Мы хотим заступиться за репутацию всего Дома ребенка, ветеранов учреждения... Нас возмутило то, что журналистка... опубликовала статью, выслушав только одну сторону, не учитывая мнение других, очернила не только наш коллектив, в котором работает 131 человек, но и Минздрав, Следственный комитет и прокуратуру, Уполномоченного по правам человека... Со слов Михайловой А. П., выходит так, как будто весь коллектив - изверги и нелюди. Наш коллектив очень сплоченный, а сколько преданных работе людей трудится в нашем коллективе, отдавая тепло и заботу детям-сиротам. Как она может судить работу коллектива, если сама никогда нигде не участвует, часто сидит на больничных или же находится в учебном отпуске? В Доме ребенка проводится огромная работа по реабилитации, воспитанию и оздоровлению детей. Коллектив Дома ребенка к Наталье Александровне (главный врач — прим. авт.), как к руководителю, относится положительно и надеется на дальнейшую совместную плодотворную работу во благо детей».
Это письмо, если о нем говорит Анна Михайлова, подписано 37-мью работниками учреждения, как видно, в нем речь идет не об ее увольнении. Как отозвалась о своем работнике главный врач Наталья Слепцова, Михайлова в качестве работника ее устраивает, замечаний к ее работе у руководителя нет. Наоборот, она всячески ее поддерживала в первое время после вступления на должность, пока не начались все эти жалобы. С повесткой об увольнении Михайловой, чтобы выслушать мнение коллектива, общего собрания ни трудового коллектива, ни членов профсоюза не было.
Чем душа успокоится?
После того, как Михайлова безрезультатно билась, привлекая внимание органов на то, что происходит в Доме ребенка, после проверки Уполномоченного по правам человека, с ее слов, было возбуждено уголовное дело по ст. 293 УК РФ (халатность) в отношении должностных лиц Дома ребенка. Поводом для возбуждения уголовного дела послужило постановление следователя СО по г. Якутску СУ СКР по РС(Я) по результатам процессуальной проверки, который усмотрел наличие достаточных данных, указывающих на признаки состава преступления именно по этой статье. Так, проверкой были установлены три факта применения насилия должностными лицами по отношению к малолетним воспитанникам.
Однако возбужденное 24 марта 2016 года уголовное дело 24 октября того же года было прекращено за отсутствием состава преступления. И тем не менее следователь пишет в постановлении, что одна из медсестер подлежит уголовной ответственности по ст. 156 УК РФ (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего). Но выводы выводами, а уголовное дело так и не возбуждено до сих пор.
15 августа 2016 года в Следкоме также был зарегистрирован рапорт уполномоченного о том, что должностные лица Дома ребенка, используя служебное положение, принимали на работу несуществующих работников на должности медсестер и санитарок. Об этом стало известно УБЭП МВД РС(Я), которое, проведя свою процессуальную проверку, пришло к такому выводу и по подследственности поставило в известность Следком. Проведя свою проверку по рапорту оперуполномоченного УБЭП, следователь СО по г. Якутску СУ СКР по РС(Я) 14 сентября 2016 года выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела за отсутствием состава преступления. Однако, как нам удалось узнать, данное постановление было вынесено незаконно и необоснованно — в нарушение ч. 4 ст. 7 УПК РФ. Так, следователем по факту внесения в табеля учета рабочего времени ложных сведений не принято решение по ст. 327 УК РФ — то есть речь идет о фальсификации, подделке официальных документов должностным лицом. В связи с этим 2 октября 2017 года ранее вынесенное постановление было отменено, и буквально в эти дни заканчивается срок процессуальной проверки на предмет возбуждения уголовного дела по ст. 327 УК РФ. Так что «точку» в этом локальном противостоянии еще рано ставить...
О детях кто подумает?
Впрочем, не только Анна Михайлова пишет в инстанции. Устав от ее жалоб, после чего в Доме ребенка почти что прописались все надзорные и вышестоящие органы, коллектив все же провел общее собрание. Однако на нем не присутствовали ни Михайлова, ни Апросимова, которая, по словам пришедших в редакцию бывших работниц Дома ребенка Заровняевой, Кузьминой, Литвинцевой, и руководит действиями Михайловой. С их слов, именно Апросимова плетет интриги руками необразованной Михайловой: «В 2015 году на даче Дома ребенка врачи собрали подписи под общим письмом, где мы высказали мнение, что не хотим работать с ней, потому что нас «достали» ее склоки, интриги, по ватсапу угрожала, писала, что у нее знакомые в прокуратуре... С этого момента она начала писать жалобы за жалобами. Этим воспользовалась Апросимова — главная медсестра, которая руководит ею, все письма написаны под ее диктовку, потому что Михайлова по-русски-то говорит плохо и так грамотно писать не может».
На вопрос корреспондента «Почему вы решили уволиться с работы, если за вами правда?», женщины ответили, что устали от склок. И добавили, что из-за напряженной обстановки на работе люди продолжают увольняться до сих пор. «Пусть все увольняются, остаются они вдвоем!» - заявляют женщины. Получается, им все равно, с кем детям-сиротам воспитываться и жить! С интриганками и склочницами? А они, мол, ценой своего рабочего места решили кинуться на амбразуру, чтобы сохранить коллектив — а вдруг Михайлова и Апросимова успокоятся после их ухода? А пока уволившиеся женщины и одна работница готовят иск в суд о защите чести и достоинства.
Мысли о светлом и будущем
Как видим, у каждой из сторон — своя правда и свои пути решения проблемы. А нас в этой ситуации удивляет вышестоящий орган — Минздрав. Что на сегодня он предпринял для примирения сторон? Ничего! Проведение служебного расследования и рекомендации по ее итогам — это еще не вся работа, которая требуется в данной ситуации. Ведь куда только не отправлены жалобы, одному Господу разве что осталось жаловаться! А воз и ныне там. Что мешает всем заинтересованным лицам сесть за стол переговоров, не дожидаясь такого негативного резонанса и решений судов, и прийти к разумному регулированию возникшей ситуации в коллективе?! Ведь согласитесь, наше рабочее место — это наш второй дом, а коллеги наши — вторая семья.