Проверки на дорогах, или Кто отвечает за качество дорог
В первую очередь заказчик в лице МКУ «ГлавСтрой», во-вторую — подрядчик, ООО «ДорСтрой». А кто будет вести контроль за выполнением дорожных работ? Как подрядчик будет заливать асфальт, какой при этом будет песок, гравий и т. д. Для этого заказчик — в нашем случае это «Главстрой» — привлекает специальные организации, и называется это строительный контроль заказчика.
«Проверено. РОСДОРНИИ»
Уже само название способно внушить доверие простых горожан и вызвать робость подрядчиков дорожных работ — ФАУ «РОСДОРНИИ». История научно-исследовательского института в дорожной отрасли начинается с 1959 года, с создания Центральной научно-исследовательской лаборатории. В 1960-х годах это уже был известный ГипродорНИИ, дорожный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт всесоюзного значения. Чем он занимается и как он оказался в Якутске? Об этом подробнее.
«Сроки сжатые, работы начали раньше»
Срок сдачи работ на Окружном шоссе — декабрь 2021 года.
"Сроки сжатые. Казалось бы, что промежуток небольшой — 4200 метров. Но, поскольку объект насыщен инженерными сетями, здесь сложные геологические условия — озера и т. д., сезон дорожных работ начали еще в феврале.
Сейчас участок Окружного шоссе — от озера ЯНИИТ до поворота на Петра Алексеева — закрыт. На время ремонта здесь сделан объезд для машин. Кстати, полноценная дорога, сокращающая выезд на Окружную дорогу, здесь появится, когда построят новую инфекционную больницу на Петра Алексеева. Когда здесь появится сквозной проезд? Этот вопрос дорожникам и Минтранспорта задавал глава республики Айсен Николаев в начале марта этого года, когда вместе с руководством города знакомился с ходом дорожного строительства.
"Вот здесь у нас будет один из сложных участков. Здесь под полотном дороги будет уложена усиленная водопропускная труба", — объясняет Лариса Иванова, директор представительства ФАУ «РОСДОРНИИ» в Республике Саха (Якутия). Мы стоим возле траншеи, которую выкопали поперек строящейся дороги. Справа и слева от траншеи — озера. Причем водоем со стороны ЯНИИТ больше, чем озеро со стороны Хатынг-Юряха. Поэтому труба будет иметь небольшой уклон.
Поперечная труба, которую уложат под полотно дороги, — усиленная с расчетом на вес большегрузного транспорта.
Сейчас самое время для выбора льда из озера под лекальные опорные блоки — за зиму вода промерзла на достаточную глубину, и лед можно выбрать без опаски, в том числе и за технику. "Да, для решения задач технические решения есть. И их всегда можно найти", — подтверждает начальник производственного отделения Виктор Копылов.
Другая проблема для дорожников — газовая труба. Желтого цвета газопровод ярко выделяется на фоне белого снега. Газовая труба лежит прямо у края будущей дороги и траншеи для дренажной трубы. Ее перенесут. Полотно будущей проезжей части Окружного шоссе расширили, поэтому, если раньше инженерные сети проходили на некотором удалении от дороги, то с ее расширением линии электропередачи и газовые магистрали стали ближе. Конечно, ЛЭП не высокого напряжения и газопроводы низкого давления, то от этого опасности меньше не становится.
"Это действующий газопровод, он снабжает жилые дома и объекты вдоль дороги. Конечно, на время работ надо будет отключать газ". В этом плане дорожникам и строителям приходится выслушивать упреки в свой адрес, мол, сколько можно терпеть неудобства из-за перекрытых и перерытых дорог и тротуаров, объездов, отсутствия света и газа в домах и т. д. Здесь особенно важна совместная координация работ со смежниками — электриками, газовиками, связистами.
Впрочем, работа в городе среди лотков, газовых труб и сетей, проводов и кабелей специалистам привычна. Ранее они вели строительный контроль за ходом дорожных работ на ул. Курнатовского, где работы по устройству нового дорожного полотна завершены в 2020 году, но оптоволоконные линии связи будут протянуты в текущем году.
"Я думаю, что не случайно руководство города объявило конкурс на строительный контроль, и именно на этот объект — Окружное шоссе. Понятно, что это значимый объект для Якутска. Здесь пойдут большегрузы в объезд города, поэтому требования к полотну дороги повышенные. По некоторым параметрам будущее Окружное шоссе приблизится к нормативам и стандартам, предъявляемым к федеральным трассам. Так что это объект, где требуется большая ответственность".
Небольшой вагончик «РОСДОРНИИ» стоит тут же, на обочине ремонтируемого участка. В вагончике размещаются специалисты, дорожные инженеры, т. е. они не где-то там, в офисе, а тут, прямо на объекте осуществляют входной и операционный контроль качества работ подрядчика. Подрядчик же в любой момент может обратиться к специалисту. Все сотрудники имеют высшее техническое профильное образование, они выпускники кафедры «Автомобильные дороги и аэродромы» СВФУ, известных сибирских вузов Красноярска, Новосибирска. При этом они не молодые выпускники без опыта работы и т. д. Например, тот же начальник производственного отделения Виктор Копылов, выпускник Автодорожного факультета СВФУ, — кандидат технических наук, три года работал на трассе "Колыма". Как и другие его коллеги, имеет опыт работы на разных трассах — региональных и федеральных. К тому же Копылов является членом Общественной палаты Якутии. "У нас тут контроль со всех сторон — строительный непосредственно по работе и общественный", — отмечает директор представительства РОСДОРНИИ в Якутии.
"Пока работает подрядчик, мы будем на объекте"
Представительство Российского дорожного НИИ работает у нас с 2012 года. Именно они осуществляли строительный контроль мостового перехода через реку Алдан, который строила "Транснефть", и при строительстве моста через реку Нюя в Ленском районе. Работали на 71-м километре федеральной автодороги "Вилюй". Четыре объекта на федеральной дороге "Колыма". С 2020 года работают на Окружном шоссе города Якутска, выполняя функции строительного контроля, как независимая организация, уполномоченная заказчиком МКУ «Главстрой».
"Пока работает подрядчик, столько же мы находимся на объекте", — говорят в якутском представительстве федерального НИИ по дорожному строительству.
В РОСДОРНИИ объяснили, чем они занимаются в Якутске.
"Строительный контроль в дорожном строительстве был введен в 2010 году. Он включает в себя проверку реализации проектной документации в ходе строительно-монтажных работ. То есть мы контролируем выполнение подрядчиком проектных решений", — подчеркивает директор представительства федерального дорожного НИИ в Якутии.
Конечно, для любого инженера проект — основной документ. Но строительный контроль в дорожной отрасли подразумевает и то, какие при этом используются материалы. Так, на соответствие ГОСТу проверяют песок, известняк, песчано-гравийную смесь, ПГС — это входной контроль. Кроме этого, есть другой, операционный контроль. Это проверка того, как подрядчик соблюдает технологию производства строительно-монтажных работ. А в конце окончания работ подрядчика ждет приемочный контроль.
Вагончик РОСДОРНИИ установлен в середине 4200-метрового участка второй очереди реконструкции Окружного шоссе. В настоящее время на объекте задействованы восемь инженеров: три лаборанта, два геодезиста и два инженера-дорожника, инженер-резидент.
С началом активных работ сюда привезут вагончик лаборатории строительного контроля, где специалисты будут вести проверку строительных материалов и качество асфальтобетонных работ.
***
К слову, представители РОСДОРНИИ благодарят жителей Якутска за неравнодушие (жители часто обращаются к ним обратить внимание на тот или иной участок работ, даже дают советы), просят набраться терпения, выдержать временные неудобства и ограничения.