Путешественник по планете, или Кругосветки полярника
Первые испытания начались в пятилетнем возрасте, когда вместе с отцом бегал на крышу своего дома тушить зажигательные смеси, падавшие с фашистских самолетов на город Ленинград. В 1942 году отца, прибалтийского немца, арестовали и отправили в Сибирь. Затем началась 400-дневная блокада. Вместе с матерью пережили все невзгоды. Паек в 125 граммов хлеба не спасал от постоянного чувства голода. Стал дистрофиком, не мог подняться с постели. Зимой - жуткий холод. «Мама уходила на работу. Спасибо нашему дворнику, посещавшему меня время от времени. Он отоваривал мою карточку, приходил и разжигал маленькую керосинку, чтобы я совсем не замерз. В день снятия блокады наступил настоящий праздник с салютом», - вспоминает ветеран..
После 8 классов Эрнст поступил в Художественное ремесленное училище и в 1955 году получил диплом ювелира 5 разряда. Стал работать на Ленинградском заводе «Русские самоцветы». Его детская мечта о встрече с отцом и путешествиях никогда не покидала. После появления сведений о готовящейся Первой Советской Антарктической экспедиции он «заболел» этой идеей. Но туда были нужны люди с образованием. Эрнст пошел в вечернюю школу рабочей молодежи и через два года получил аттестат зрелости.
Поступил в 1957 году в Ленинградское высшее инженерное морское училище. На арктическом факультете готовили гидрометеорологов широкого профиля, океанологов и гидрографов. В 1960 году на 3-месячную практику выбрал самую дальнюю точку – порт Тикси с потайной целью: встретиться с отцом, о котором ранее узнал вместе с мамой, что он находится в Якутии. После практики возвращение в Ленинград совершил кружным путем. На теплоходе до Якутска. «В 70 км от Якутска, в Покровске встретился с папой и провел с ним 4 дня. Мой папа сидел в колонии заключенным. По состоянию здоровья работал фотографом. Был на хорошем счету. После освобождения в 1966 году мы встречались и одно время жили вместе. Он умер в 1970 г.
После встречи в Покровске я уговорил жену на переезд. И вместе с женой и дочерью мы прибыли в Тикси. Так закончилась моя первая «кругосветка» по СССР. Приехал на Крайний Север, да так и остался жить в Якутии.
И началась арктическая жизнь. Стал он техником-аэрологом аэрологической станции, находившейся в аэропорту. Посещая АМСГ, познакомился с трудом инженеров-синоптиков. И он пришелся ему по душе. В 1963 году Эрнст Максимиллианович защитил диплом гидрометеоролога широкого профиля и вернулся в Тикси, где стал инженером-синоптиком.
Работа синоптика интересная и сложная. А в Арктике есть значительные особенности для составления прогнозов. Большинство полетов авиации совершалось вдоль побережья и на острова Ледовитого океана. Поработал я в Тикси до 1966 года и по причине ухудшения здоровья жены был вынужден покинуть понравившуюся мне Арктику. Много ездил по стране - работал в аэропорту Богучаны. Затем мне предложили возглавить коллектив АМСГ первого разряда Красноярск. В августе 1970 года меня зачислили в состав 16 советской антарктической экспедиции (16 САЭ). 31 декабря 1970 года я вступил на берег моей юношеской мечты, берег Антарктиды.
Во время этой экспедиции я был в обсерватории Мирный руководителем аэрометеорологической группы. После окончания зимовки меня включили в морской отряд САЭ-17, где довелось быть инженером-гидрометеорологом широкого профиля с проведением морских наблюдений. Плыли мы на дизель-электроходе «Обь» вдоль берегов Антарктиды с заходом на станции Ленинградская, Молодежная и снова Мирный.
Кроме проведения наблюдений в мои функции входили: прием по факсимиле синоптических карт погоды разных метеоцентров, дешифрирование спутниковых снимков облачности и льда, составление краткосрочных прогнозов погоды и выдача рекомендованных курсов продвижения судна во льдах.
В общей сложности он провел на ледовом континенте и окраинных морях Южного океана 1460 суток. В 1980 году завершилась его антарктическая эпопея. Во время этих экспедиций Бауман совершил почти полное плавание вокруг Антарктиды. Кроме того, он летал с разведкой погоды на станцию «Восток» и на базу буровиков в районе Мирного, а также в район планируемой тогда к постройке станции «Русская».
В период морских переходов между СССР и Антарктидой и обратно ему удалось побывать на материках Южная Америка, Африка, на Новозеландских и Канарских островах. И в 1981 году Бауман снова вернулся в родную Арктику - поселок Тикси.
«После возвращения на Север в период с 1982 по 1990 годы мне удалось побывать во всех аэропортах Арктики - от Амдермы до Черского, совершил полеты над льдами Северного Ледовитого океана. Во время этой работы посетил дрейфующую станцию СП-30, которая тогда дрейфовала в 300 км севернее острова Врангеля, также остров Средний на Северной Земле во время эвакуации через него последних полярников с дрейфующей станции СП-24.»
«Расскажу об одной встрече на острове Жохова. Однажды ночью в марте 1982 года я, как инженер-синоптик, составил прогноз погоды по району аэродрома и близлежащей акватории и понес его диспетчеру службы движения Расстояние между нашими домиками было около 50 метров. Вдруг спиной «почувствовал», что за мной кто-то наблюдает. Мы с диспетчером осветили территорию мощным прожектором, вышли с карабином на разведку. Никого не обнаружили. А рано утром прозвучал сигнал тревоги. Кто схватил карабин, кто фото и видеокамеры, вышли на улицу и увидели: недалеко от моей тропинки доедал остатки нашего ужина хозяин Арктики медведь. Мы пытались напугать и прогнать его, но пока не прибежали собаки с соседней полярной станции, медведь сидел. А потом спокойно ушел, оборачиваясь на собак. Через пару дней я шел вдоль взлетной полосы. И увидел, что параллельно мне по другой стороне ВПП медленно идет наш «друг». Вскоре самолеты начали выруливать на аэродром. «Друг» испугался рева моторов и убежал в торосы».
«Таким образом, без каких-то героических подвигов и поступков мне удалось осуществить свои детские и юношеские мечтания о встрече с папой и дальние путешествия по нашей планете».
Признание его заслуг пришло в виде наград: орден «Знак почета» (1987), Знак «Жителю блокадного Ленинграда» (1989), знак «Почетный работник гидрометслужбы России» (2006), знак отличия «Гражданская доблесть республики Саха (Якутия)» (2006), знак «Почетный гражданин Булунского улуса» (2007).
Юрий АНТОНОВ