«Путешествие на Полюс холода». Туда и обратно
В рамках фестиваля состоялся очередной VI по счету ралли-рейд «Полюс холода - 2018» на призы главы г. Якутска.
Как прошел ралли-рейд к самому холодному обитаемому месту на планете, какие трудности пришлось преодолеть его участникам – в материале «ЭС».
Автопробег до Полюса холода
В этом году в шестой раз далекий Томтор в Оймяконском улусе принял финиш ралли-рейда к Полюсу холода в рамках фестиваля событийного туризма.
Перед стартом в Якутске приветственные слова участникам сказали министр инвестиционного развития и предпринимательства республики Антон Сафронов и первый заместитель главы г. Якутска Дмитрий Садовников.
Официальный старт ралли-рейду 2018 года дал главный судья соревнований Семен Оготоев.
Отметим, что как открытый чемпионат ралли-рейда, проводимый Федерацией автомобильного и мотоциклетного спорта РС(Я) он проводится с 2014 года. Чемпионат входит в официальный календарь соревнований федерации и является рейтинговым.
Ралли-рейд «Полюс холода» пролегает по территории пяти улусов Якутии – Мегино-Кангаласского, Чурапчинского, Таттинского, Томпонского и Оймяконского.
Расстояние от Якутска до Томтора – 882 км.
В этом году в ралли-рейде приняли участие 35 человек - 5 экипажей в категории «Спорт», 9 экипажей в категории «Туризм». Это спортсмены-автомобилисты из Якутска, Алданского, Олекминского и Нерюнгринского районов.
«Пролог» к ралли-рейду
Что такое ралли-рейд к Полюсу холода? Не стоит думать, что участники несутся по трассе, сломя голову, обгоняя других участников и время на спецучастках. Нет. В этом плане для организаторов самое главное – безукоризненное соблюдение Правил дорожного движения, безопасность участников ралли-рейда и других участников дорожного движения. Поэтому этапы ралли-рейда проходят на определенных участках маршрута «Якутск - Томтор» или вдали от трассы, на подготовленных участках местности.
Первый этап состоялся возле с.Тюнгюлю Мегино-Кангаласского улуса. Ему дали название «Пролог», так как с него, собственно, начинался сам ралли-рейд и его этапы.
После торжественного приема гостей, устроенного администрациями Мегино-Кангаласского улуса и наслега, был дан старт «прологу».
Участникам надо было преодолеть 500 метров по снежной целине. Для этого администрация села Тюнгюлю выделила специальное место, расчистила для участников и зрителей подъездные пути к трассе, стартовую и финишную площадки, обозначила флагами границы участка заезда.
На старт вышли заявленные автомашины категории «Спорт». К ним добавились два экипажа из Мегино-Кангаласского улуса, из с. Майя. Они вышли на специально подготовленных «УАЗах», которые не раз принимали участие в соревнованиях «Хаар Айаан», снежных гонках. Они выглядели несколько брутально на фоне джипов-иномарок.
Взмах флагом, и машины стартовали. За 500 метров от линии старта трудно было разобрать лидеров гонки по снежной целине. Но ближе к финишу стало ясно, что лидируют местные экипажи на «УАЗах» из автоклуба «Мэнэ Трофи». Два призовых места заняли они. Третьим стал экипаж, участники ралли-рейда.
«Корнет» спецучастка
«Корнетом» называют путевой лист спецучастка ралли-рейда. В нем описаны пункты спецучастка; скорость и время, которого необходимо придерживаться. Организаторы ралли-рейда из Федерации авто и мотоспорта РС(Я) проложили спецучасток от с. Тюнгюлю Мегино-Кангаласского улуса до с. Мегино-Алдан Томпонского улуса. Расстояние – 280 километров. В нем приняли участие все экипажи категорий «Спорт» и «Туризм».
Экипажи стартовали из Тюнгюлю друг за другом с перерывом в 5 минут. Отметим, что на этом спецучастке для туристов были свои задания – найти определенные места на спецучастке, сфотографироваться на их фоне или на фоне въездных знаков.
У автоспортсменов же задачи были посложнее – выдержать скорость и время. За этим следит штурман. Он подсказывает водителю, на каком участке экипаж отстает или опережает график, на каком участке и с какой скоростью следует ехать. При этом надо соблюдать ПДД и дорожные знаки. Для этого в судейской бригаде есть судьи, следящие за скоростным режимом. Как правило, их машины стоят за знаками ограничения скорости на трассе, а сами судьи фиксирует превышение скорости. За нарушение налагаются штрафные баллы, которые в итоге сказываются на общих результатах.
«Впереди самый сложный и трудный участок, но и самый красивый…»
Так охарактеризовал II этап ралли-рейда «Полюс холода - 2018» главный судья соревнований Семен Оготоев. Экипажам, спортсменам и туристам предстояло преодолеть от Хандыги до Томтора 429 километров! Впереди были Желтый и Черный прижимы, Заячья петля. Это наиболее опасные участки трассы «Колыма». Но и после капитальной реконструкции эти участки выглядят устрашающе.
Финальный заезд
III финальный заезд ралли-рейда прошел в Томторе. Для него выбрали спринт по кольцевой трассе. Площадкйо для него стал местный аэропорт, вокруг полосы которого расчистили трассу протяженностью 3 200 метров. В нем приняли участие 6 экипажей, показавших лучшее время и результаты на предыдущих этапах. Участникам заезда надо проехать как можно быстрее 3 круга.
Во время заезда было все как на настоящих гонках, ралли – крутые управляемые заносы, снежные вихри после мчащихся машин… В общем, для местных жителей участники ралли-рейда устроили незабываемое зрелище.
Впрочем, для жителей Томтора ралли-рейд стал уже привычным зрелищем. И на следующий год организаторам придется подумать, чем еще удивить хозяев и гостей фестиваля «Полюс холода».
30 марта в мэрии подвели итоги ралли-рейда «Полюс холода - 2018» на призы главы Якутска Айсена Николаева.
I место – Залесский Дмитрий и Антон Будищев, команда экипажа № 8, внедорожный клуб «Росомаха», Олекминский район, (а/м Nissan-Safari («коротыш»);
II место – Петр Овчаренко и Олег Яковлев, команда экипажа № 5, город Якутск, (а/м Toyota Land Cruiser 100);
III место – Евгений Богомолов, Максим Гринев и Дмитрий Бельских, команда экипажа № 3, Алданский район, (а/м Nissan Pathfinder).
Также в ралли-рейде приняли участие заместитель главы Якутска Петр Ефремов и глава администрации с. Табага Екатерина Служеникина. Они не первый год участвуют в автопробеге до Полюса холода.
«Мастерство участников растет из года в год»
Об особенностях ралли-рейда «Полюс холода - 2018» «ЭС» рассказал председатель Федерации авто и мотоспорта РС(Я), судья I категории Дмитрий Хватов:
- В этом году добавилась новая категория – «туризм», к чему мы долго шли и готовились. В ней приняли участие автолюбители на обычных автомобилях, не спортивных. Для этого не надо иметь спортивные навыки или «навороты» на машине. При этом автолюбители категории «Туризм» путешествуют к Полюсу холода по красивейшим местам трассы «Колыма» и при этом чувствуют себя спортсменами, выполняя задания, которые мы придумали для них на этапах ралли-рейда. Для спортсменов нововведение этого года - третий этап - мы провели его не где-то там далеко, а в поселке, перед зрителями на специально подготовленной трассе. В таких условиях спортсмены могут показать себя, а местные жители познакомиться с автоспортом, с соревнованиями, узнать, что это такое.
- Мастерство участников ралли-рейда растет из года в год. Это же не просто соревнования между собой, а открытый чемпионат. Из участников ралли-рейда выросли перворазрядники и кандидаты в мастера спорта по автоспорту.
- Большую помощь нам оказывает администрация Якутска в лице главы города Айсена Николаева. Это не только предоставление ценных призов, но и административная поддержка. Я бы сказал, что ралли-рейд на Полюс холода - это наш с Федерацией авто и мотоспорта и мэрией Якутска общий ребенок.