Работа для инвалидов - благо или необходимость?
Однако, как показывает жизнь, человеку с ограниченными физическими возможностями все еще некомфортно жить рядом с нами, не чувствуя себя полноценным членом общества.
Николай Местников: "Мы - единственное такое предприятие в республике": - В республике есть специализированные школы, училища для инвалидов, они могут получить некоторые специальности, но нет предприятий, где бы инвалид мог работать и зарабатывать себе на хлеб, - говорит директор Якутского городского общественного образовательного учреждения инвалидов «Учебно-производственный комплекс трудовой реабилитации инвалидов» Николай Местников. Это единственное в республике хозрасчетное общественное предприятие, которое занимается трудоустройством инвалидов. – А ведь многие из них не согласны жить на пенсию или просить помощи, они хотят работать. Наше государство не может ни гарантировать, ни предоставить условия для полноценного труда людей с ограниченными физическими возможностями. Тем более общество долгие годы воспитывало из них иждивенцев. А сейчас не может справиться с валом граждан «с протянутой рукой». Пенсии инвалидов мизерные, государство ничем больше помочь им не в силах. В таком случае, если человек желает и может работать, ему надо эту возможность предоставить.
- Николай Гаврильевич, ваше предприятие специализируется на трудоустройстве инвалидов. Насколько это хлопотное дело?
- Сейчас у нас работает более ста людей с разными группами инвалидности. Все они ограниченно трудоспособны. Так как у нас хозрасчетное предприятие, и мы полностью обеспечиваем себя сами, большее количество людей взять не можем. В настоящее время среднемесячная зарплата на нашем предприятии составляет 14 тысяч рублей, а у инвалидов – 7 325 тысяч. Задолженностей по выплате заработной платы нет. В целом деятельность нашего предприятия специфична из-за состояния здоровья работников, но в остальном такая же, как и у других. Вообще если работаешь, стремишься что-то сделать большее, ищешь новые подходы в организации труда, то хлопотно везде и всегда. Так что никаких особых трудностей я как руководитель не испытываю.
- Как развивается ваше предприятие, какие услуги оказывает населению?
- У нас, как и прежде, работают четыре производственных цеха. Швейный выпускает свыше 200 наименований изделий, типография – почти весь спектр типографских услуг. Это изготовление конвертов, папок, удостоверений и прочее. За последние годы в этой сфере уровень конкуренции достаточно высок, поэтому стало сложно наращивать темпы. Третий цех у нас – столярный. Он самый перспективный и, надеемся, его работа будет приносить достаточный доход предприятию. Работаем на местном сырье, есть своя мини-пилорама. Поэтому себестоимость изготовлен- ной продукции получается дешевле, чем привозной. И четвертый наш цех – обувной и сувенирный. Тоже достаточно перспективное дело, но пока не хватает специалистов. Темпы выпуска продукции у нас стабильные, хотя желают быть лучше. Заказов поступает достаточно много. Однако все усложняется тем, что все крупные заказы сейчас проходят через тендеры и конкурсы. Участвовать в них на равных условиях с обычными коммерческими предприятиями мы не можем с учетом специфики нашей организации, поэтому частенько хорошие заказы «уходят» к другим. Также на количестве поступающих заказов заметно сказывается финансово-экономический кризис. Почти не стало новых клиентов. Сейчас остались в основной массе только те, кто привык заказывать у нас, и те, с которыми долгие годы мы работаем на взаимном доверии. Это Наркоконтроль, Саханефтегазсбыт, ЯПТА АЛРОСА, Детская городская инфекционная больница, Больница Минздрава N№1, Республиканская больница N№2, Офтальмологическая больница, «Алмазы Анабара». Всех перечислить просто невозможно. Мы благодарны руководителям этих предприятий, которые не просто приносят нам свои заказы. Они тем самым помогают инвалидам реальным делом.
- Предприятие – хозрасчетное, но выполняет социальный заказ – предоставляет работу инвалидам. Вы получаете какую-либо государственную поддержку?
- Многие условия рынка не позволяют нам расширить производство и перейти на более высокий качественный уровень, что в конечном итоге позволило бы улучшить условия труда работников, повысить размеры зарплаты, способствовало бы более качественной жизни наших инвалидов. Но мы не сидим, сложа руки, и не переходим на одни сослагательные наклонения абы да кабы. Мы пытаемся принимать участие в конкурсах, принимали участие в программе Министерства труда и социального развития республики. В ее рамках мы приобрели на сумму более 1 млн. рублей швейное и типографское оборудование. Сейчас в здании нашего магазина «Саhарга» скоро откроется парикмахерская. Кроме этого, мы открыли магазин в Нижнем Бестяхе, действует наша торговая точка на Строительном рынке. В планах развитие подсобного хозяйства. Мы стремимся зарабатывать. Несмотря на трудности, у нас работает и социальная программа. По мере возможности совместно с профкомом выделяем беспроцентные ссуды, оказываем материальную помощь, выдаем средства на покупку овощей осенью. Также, если возникает необходимость, в черте города предоставляем транспорт. Но сейчас помощь со стороны администрации города была бы очень своевременной. Мы не просим денег, а только выделить земельные участки на расширение производственных цехов в черте города, рядом с коммуникациями. Также просим выделение индивидуальных земельных участков для наших работников – инвалидов. Очень многие нуждаются в жилье. Вот поэтому мы хотели взять землю и с долевым участием предприятия и самих инвалидов построить дома. Инвалидам, не имеющим средств, квартиры никто не даст. А мы бы попытались помочь тем, кто у нас работает. Мы писали об этом заявления в администрацию города, Гордуму. Пока без ответа. Поэтому хотелось бы встретиться с администрацией города и обсудить эти вопросы, прийти к какому-либо приемлемому решению.
- Вы упомянули, что у вас предусмотрено обучение инвалидов специальностям. Какие профессии можно у вас получить?
- До 2005 года на базе нашего предприятия обучились свыше 400 человек. Приезжали к нам и из улусов. Мы давали специальность оператора ЭВМ, модистки головных уборов, обувщиков, швей и др. Но в 2006 году предприятие не продлило лицензию. Сейчас мы хотим снова получить лицензию и возобновить обучение. И не только инвалидов, но и всех желающих. В планах также обучение вождению. Как видите, сфер для расширения поля деятельности у нас множество, и мы надеемся, что из года в год предприятие будет развиваться.
Николай Беляков, и. о. заместителя директора, председатель профкома: - Как и на другие предприятия, к нам приходят устраиваться на работу разные люди. Но наши требуют к себе особое внимание и к каждому нужно найти подход. Из 148 человек 83 % - инвалиды, чаще с детства. Поэтому характер у всех своеобразный. Бывают очень общительные, добрые, отзывчивые. Есть и недоверчивые, озлобленные. Как мне кажется, это зависит от воспитания родителей и от того, как к больному и немощному человеку относились все эти годы окружающие здоровые люди, как у него обстоят дела дома. Несмотря на все сложные обстоятельства жизни, наши работники большей частью очень трудолюбивые, хотят работать и получать за это деньги. Работа у нас идет стабильно, план выполняется всегда на уровне 150%. Мы даем инвалидам не только работу. Мы здесь их обучаем, присваиваем разряды, чтобы человек мог в будущем устроиться на другое предприятие и зарабатывать себе на хлеб. У нас нет специальной социально-педагогической реабилитации инвалидов. Вместе с тем мы своими силами оказываем помощь нуждающимся работникам, их семьям, устраиваем общие мероприятия, выезды на совместные праздники с городским и республиканским обществами инвалидов. На большее у нас пока не хватает средств. Поэтому наша первая задача
– дать людям работу и вовремя платить зарплату.
Антон Емельянов, переплетчик полиграфического цеха, 22 года: - Работаю здесь уже пятый год, - рассказывает Антон. – До этого приходилось подметать улицы, устраивался волонтером через АСП «Подросток», работал грузчиком. Хорошо, что сюда взяли на работу. Здесь мне нравится. Работа интересная, разнообразная. Зарплата нормальная, так как я живу с родителями. Потом хотелось бы выучиться на водителя, купить машину «Жигули». У папы есть такая, и я уже умею ее ремонтировать. Недавно вышел из отпуска. Дома с родителями провели ремонт. А так в свободное время хожу в кино, люблю ходить в гости к бабушке, друзьям и подружке. У меня в жизни все нормально: рядом родители, бабушка добрая, есть работа и нормальная зарплата.
Михаил Неустроев, столяр IV разряда, 24 года: - Так как сурдопереводчика во время нашего посещения предприятия не оказалось рядом, нам с Андреем пришлось разговаривать с помощью ручки и бумаги. Андрей – инвалид с детства, закончил в Якутске школу глухих. Как он поделился, родился в Сулгаче Амгинского улуса. Потом семья переехала в город, так как надо было обучать сына в специализированной школе, помочь получить профессию. В столярный цех Андрей устроился три года назад. За это время он уже стал опытным столяром, получил разряд и теперь может прокормить себя сам и свою семью – жену, маму и папу. Андрей доволен условиями труда, но, конечно же, мечтает заработать больше. Сейчас в этом же цехе бок о бок со старшим братом трудится младший и за неполный год уже смог освоить II разряд столяра.