Работа по принуждению
Работа не в радость
Согласно постановлению, осужденные к обязательным работам распределены по округам и пригородам, а осужденные к исправительным работам — по предприятиям. В чем же заключается разница между двумя видами работ этого вида уголовного наказания?
Обязательные работы (ст. 49 УК) - выполнение осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Это могут быть работы по благоустройству, очистке улиц и дворов, уходу за больными, погрузочно-разгрузочные или другие общественно полезные работы, не требующие специальных знаний и навыков. Обязательные работы назначаются только в качестве основного наказания. Срок - от 60 до 240 часов.
В чем же карательные свойства этого вида наказания? Это:
- обязательность работ по принуждению государства;
- непрестижные виды работ, осужденный сам не может выбрать работу — делай, что скажут;
- работа не оплачивается;
- работа выполняется в свободное от учебы или от основной работы время, то есть прощай, досуг;
- выполнение работ непосредственно по месту жительства, где могут узнать близкие и знакомые.
Если осужденный более двух раз в месяц не вышел на работу без уважительной причины или столько же раз нарушил трудовую дисциплину, а то и вовсе пустился в бега, то наказание заменяется лишением свободы.
Исправительные работы (ст. 50 УК) назначаются осужденному, не имеющему основного места работы. Карательные свойства заключаются в психологическом давлении на осужденного, ограничении некоторых его трудовых прав и удержании части зарплаты (от 5 до 20%) в доход государства. Эти работы также назначаются судом только как основное наказание. В случае злостного уклонения от отбывания наказания также можно загреметь в «тюрьму» из расчета один день лишения свободы за три дня исправительных работ.
Таким образом, осужденные к исправительным и обязательным работам — это люди, находящиеся на свободе, они рядом с нами, никто их с автоматом на плече не охраняет.
Итак, обзвонив несколько предприятий, корреспондент задала интересующие нас вопросы: «Как часто направляются к вам на работу осужденные и довольны ли вы результатом их работы?»
Делать нам нечего, их искать!
Предприятие ООО СМУ-4 существует на рынке труда с 2003 года и занимается ремонтно-строительными работами. Это отделочные и плотничные работы. Предприятие работает с УИИ давно. В данный момент занимает работой троих. Так как у них нет специального строительного образования, все они — разнорабочие. В основном, в ООО СМУ-4 направляют осужденных, срок наказания которых составляет от года до полутора лет.
Зарплата разнорабочего — 120 рублей в час. Если говорить о качестве его работы, то все зависит от дисциплины. Оказывается, некоторые, только начав трудиться, «теряются». В таких случаях предприятие их поиском не занимаются: «Пусть ими занимается УИИ».
Заслужил доверие
Следующая организация - Республиканский кожно-венерологический диспансер. Здесь нам сообщили, что «бесконвойники» у них работали давно, когда не хватало санитаров или тех же разнорабочих. Но это было аж в 80-е годы прошлого века. Сейчас же в диспансере текучка кадров отсутствует, поэтому услуги осужденного им не нужны, хотя почему-то в том же перечне напротив этой организации числится один человек.
В Республиканском кожно-венерологическом диспансере сейчас работает бывший «бесконвойник», который обязан был исправляться здесь давно, но потом ушел по истечении своего срока. Этот человек пришел в учреждение в 1998 году трудоустраиваться, и, на его счастье, нашлась свободная вакансия. И так как человек во время отбытия своего наказания в стенах диспансера показал себя только с хорошей стороны, его взяли на постоянное место работы без раздумий. Вот так вот. В выигрыше оказались обе стороны - и штат заполнен, и семье бывшего осужденного постоянный доход.
О чем вы вообще?
В перечне предприятий я нашла одного индивидуального предпринимателя, дозвонилась. Человеку рассказала о теме статьи. И что? ИП Никитин впервые услышал от меня, что, оказывается, он где-то в каких-то списках! Никогда не «дружил» с УИИ, никогда ни у кого не просил такого работника. «А что, есть такой список?» - недоумевал Никитин...
Санитары города
Осужденных к видам обязательных работ направляют, как было указано выше, во все округа и пригородные поселки. По списку по округам распределены по 10 человек, по пригородам - по пять. Согласно перечню, видом их работы является благоустройство территории и санитарная очистка. Например, в данный момент в Октябрьском округе работают трое. И как там говорят, за одним человеком закрепляют один квартал, который осужденный после работы очищает от случайного мусора. Его в управе обеспечивают необходимым инструментарием и перчатками, выдают на руки мешок и «шуруй». Естественно, за осужденным человека не приставишь, потому качество его работы приходится проверять специальными выездами или случайно, проезжая мимо его квартала. Естественно, об особом усердии и рвении не приходится говорить. Тем более, что все три «подопечных» «попались» на вождении автомобиля в состоянии алкогольного опьянения и на повторном нахождении за рулем в пьяном виде. Кстати, после того как последнее нарушение стало уже уголовно наказуемым деянием, таких специфических работяг к ним стали отправлять все чаще и в большем количестве. О работе осужденного управа отчитывается перед УИИ два раза в месяц, один раз в месяц проверяет сама уголовно-исполнительная инспекция.
Огласите список, пожалуйста
У осужденных, отбывающих наказание в исправительных колониях, больше выбор. Желающие трудиться здесь только приветствуются. Они пекут хлеб, производят блоки и полублоки, изготавливают кладочную сетку, шьют не только постельные принадлежности и нательное белье, но и утепленные куртки, брюки и другие вещи, изготавливают сувениры и вычурную мебель из дерева, а уж в изготовлении разного рода сувенирного холодного оружия им равных нет. Казалось бы, на этом примере ярко видна разница между осужденным к исправительным или обязательным работам, чья участь - по принуждению таскать ведра с раствором или убирать свалки, и находящимся в местах не столь отдаленных, у которого больше выбор, было бы желание. Однако словосочетание «лишение свободы» говорит само за себя: своим хорошим поведением нужно заслужить свидание с родными и писать им письма, в то время как осужденный к работам, хоть и по принуждению и без права выбора, ежедневно возвращается в свой родной дом и может свободно общаться, учиться и трудиться.