Раньше было другое время…
ПЕРВАЯ ИСТОРИЯ
«Детей учат, как управлять родителями»
Мы с мужем в разводе. Уже лет пять. Воспитываю сына-школьника. Все вроде нормально – со стороны. Вот только в последнее время я все размышляю: что изменилось? Почему сейчас дети совсем другие, не как мы? Какая между нами разница? Уж точно – мы были не хуже и не лучше. И наши родители совсем забыли, как сами выкручивались!
Мне 41 год. Меня мама контролирует на каждом шагу. Ее авторитарность и желание тотально контролировать жизнь всей семьи иногда сводит с ума. Она хочет знать все: во сколько я ушла на работу, во сколько пришла. Какая у меня зарплата. Сколько карманных денег я даю сыну. Покормила ли ребенка, купила ли ему фруктов. Какое кино, какие гости? «У тебя ребенок, забудь о личной жизни!»
И внука, моего сына, науськала: «Если что, рассказывай все мне!» Я не имею права на него даже прикрикнуть или наказать: «Развелась, оставила сына без отца, твоя вина, теперь вот делай так, чтоб жилось ему не хуже, а лучше».
Она совсем забыла, как наказывали нас с братом за малейшую провинность? Солдатский ремень с пряжкой в руках отца по воскресеньям после проверки дневников был самым обычным явлением. Можно было получить сгоряча за плохо вымытую посуду или порванные колготки. Возвращаться домой, когда чересчур припозднилась, было страшно. Потому что – накажут.
А вот часов, чтобы «время наблюдать», не покупали. Дефицит. И уж не дай бог что по секретику бабушке на ушко нашепчешь – тогда дома устраивался армагеддон. Потому что «сор из избы». И на целый месяц запрещалось ходить к бабушке в гости. Категорически.
Наверное, тогда, в моем детстве, было другое время. Тогда не только мобильников, компьютеров и Интернета не было, тогда даже телевизор и телефон был далеко не в каждой семье. И видик был голубой мечтой. Мы знали наизусть все серии «Ну, погоди!» «Спокойной ночи, малыши» и по пятницам «В гостях у сказки» - как награда за примерное поведение.
И знаешь, я вот помню – родители нас оставляли дома одних. Совсем одних! На весь день. Мне было лет семь, братишке – года два. Закрывали нас и уходили на работу. Или в гости вечером. И никакие органы опеки не осаждали наши двери, и никто не кричал на каждом шагу, что это – «оставление детей в опасной ситуации».
Сейчас не дай бог я своего десятилетку оставлю одного дома, без приготовленного обеда или начну его заставлять мыть посуду и убирать дом. Использование детского труда! Тоже мне, раб нашелся. Вычитал в Интернете, что не имеют права родители заставлять выполнять домашнюю работу. Или деньги плати – любой труд, видите ли, оплачиваться должен. И за хорошие отметки – плати. «Или вообще ничего делать не буду, и тебя затаскают по педсоветам». И прикрикнуть не смей, и не дай бог ремнем пригрозишь. «Я все нашему психологу в школе расскажу. Нам так и сказали: если будет насилие в семье – сразу приходите и жалуйтесь». Они сейчас больно умные, свои права знают. И в школе их подначивают. И по телевизору, и в Интернете. Прямо инструкции целые – как управлять родителями и держать их в узде!
ВТОРАЯ ИСТОРИЯ
«Я выросла в собачьей конуре»
Я сейчас взрослая, самодостаточная женщина. Но иногда ночью просыпаюсь в кошмарном бреду – снова вспоминаю детство.
У меня есть старший брат и сестра. Я была младшей, папиной любимицей, он меня на руках таскал и пылинки сдувал. Еще до их развода мама на меня особенного внимания не обращала – ну, есть и есть. А после того, как они развелись, так я сразу почувствовала себя лишней.
Я не знаю, почему папа не забрал меня в свою новую семью. Может, думал, что с мамой мне будет лучше – ничего своего у него не было, квартира была мамина, а приводить ребенка к чужой женщине, наверное, не хотел. Но он меня любил. Я и сейчас иногда ему звоню, но чтобы мама не знала.
Я всегда старалась быть хорошей – и особых проблем не доставляла. Хорошо училась, все по дому делала. Но помню, как убегала во двор, к своим собакам. Я обнимала их лохматые морды и рассказывала, как мне плохо, и задавала вопрос: почему меня мама не любит? Почему она любит ИХ, а я – ненужная? Я же ее дочка! И ОНИ меня обижали. Знали, что заступиться некому.
Я рассказывала о своих детских бедах собакам и иногда, наплакавшись, засыпала прямо там. В собачьей будке. И собаки грели меня своими теплыми боками.
Я еще маленькая была, помню. Когда уже совсем не выдерживала, кричала, что пойду к папе. Мама равнодушно говорила: «Собирай вещи и уходи». И молча наблюдала, как я собираю вещи и вся в слезах выхожу. Иногда в ночь. Зимой. Папа жил недалеко, но как мне было страшно идти одной, под звездами и слышать только скрип своих шагов по снегу!
Потом, конечно, я возвращалась. В папином доме для меня не было места. И мама какое-то время обращалась со мной нормально.
А потом мама опять переставала обращать на меня внимание. А ведь она была не алкашка какая-нибудь. Очень уважаемый человек, с ней считались, обращались за советом. Но никто не знал, что происходило в семье. Для брата и сестры она была лучшей мамой на свете.
Сейчас я понимаю, что росла как былинка. Никому не нужная. И я не понимаю – неужели тогда не было органов опеки и социальных служб? Соседи-то видели, что происходит. И что я из конуры собачьей вылезаю – тоже все видели…
Прошло много лет. У меня уже есть ребенок. Он – залюбленный мной и заласканный. И маму я постаралась простить. Я простила. Но не забыла.
ТРЕТЬЯ ИСТОРИЯ
Дети на привязи
У меня хорошие родители. Но самое яркое воспоминание детства – не гулянье в парке и не празднование дня рождения.
Я отчетливо помню, что родители нас привязывали. И уходили на весь день на работу. Меня – к ножке дивана, сестру (она постарше) – к батарее, постелив байковое одеяло. Оставляли рядом еду и воду. Не понимаю до сих пор, почему мы даже не пытались отвязаться.
Конечно, я предполагаю, что это не было постоянно. Иногда, время от времени. Дом наш был деревянным. Жили в районе 17 квартала. В любой момент мог вспыхнуть пожар. Да мало ли что. Телефона не было – 70-е годы прошлого века. Мы с сестрой разговаривали, ели, спали – и все это на привязи. И, видимо, ничего зазорного в этом не видели.
Через много лет на мой вопрос родители ответили так: не было другого выхода. Это было лето, садики не работали, они были молодыми, родственников, бабушек-дедушек в городе не было.
НЕ БЫЛО ИНОГО ВЫХОДА, КАК ПРИВЯЗАТЬ ДЕТЕЙ И ЗАПЕРЕТЬ ИХ В КВАРТИРЕ. ЧТОБ НЕ УБЕЖАЛИ.
Представляю, что бы случилось, если бы точно так же поступила я со своими детьми. Привязала их и ушла на работу. Они бы стали плакать. Соседи бы вызвали полицию. МЧС бы взломала двери. Детей органы опеки увезли бы в приют. Меня бы долго таскали по различным комиссиям, а то и лишили бы родительских прав, да еще бы и мамашей-извергом выставили.
Объяснение, что мне не с кем оставить детей, а работать нужно, садик не дает, а кормить их нужно, и воспитываю я их одна – не прокатило бы.
Не то время.