РАССКАЗ О ЯКУТСКОМ СНАЙПЕРЕ В СБОРНИКЕ РОССИИ
Анна Афанасьевна удостоена почетным памятным знаком и стала лауреатом Всероссийского ежегодного литературного конкурса «Герои Великой Победы» за участие в прошлом году с рассказом «Запах Победы».
— Мне отправили верстку на согласование. Для меня стало приятной неожиданностью, что именно мой простой рассказ «Зверобой» стоит первым из всех участников конкурса. А ведь со всей России отправили свои работы пишущие люди, одно из условий — реальный герой, реальная биография. Причем для нас всех издание книги совершенно бесплатно, за счет государства, мы потратились только на почтовые расходы. А это мелочь.
Справка «ЭС»
Анна РОМАНОВА закончила историко-филологический факультет Якутского университета, отделение русского языка и литературы. Писать начала в школьные годы.
После университета работала заместителем директора кинотеатра «Лена», в системе кино проработала до 1991 года. В 1991 году создала Ассоциацию деятелей кинообразования в Якутске.
В 1992 году поступила на курсы сценаристов во ВГИК. В мастерскую профессора Л. Н. Нехорошева (автор сценария фильмов «Михайло Ломоносов» и «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго»). Пишет рассказы, киносценарии, рецензии.
С моим творчеством можно познакомиться на платформе Proza.ru (Анна Романова 11). Очень рада, что заходят на мою страницу, читают, отправляют отзывы, я благодарна за интерес, поддержку читателей.
Почему я решила написать именно об Иване Васильевиче Погодаеве? Потому что о нём сохранилось мало сведений, хотя он вернулся с войны живым. Видимо, был очень скромным человеком, не так избалован вниманием, как снайперы Охлопков, Кульбертинов и др. А он не совсем простой человек, были у него свои ученики-снайперы. Красноармейская газета «На врага» от 1 июля 1942 года поместила на первой полосе портрет Погодаева с подписью: «Один из учеников орденоносца-снайпера Федора Чегодаева — знатный снайпер нашей части И. В. Погодаев, истребивший немало фашистов».
Он ушел на фронт в возрасте 35 лет, у него было четверо детей. В написании рассказов следую достоверным фактам, документам, ничего не придумываю. Только кое-что для создания образа. Изучая мемориальную книгу «Якутяне-снайперы на защите Отечества 1941–1945 гг.», обратила внимание на этого скромного снайпера. Который воевал чуть ли с первых дней, попав в самое горнило, и вернулся с войны живым.
Хотелось бы как-то восстановить его послевоенную жизнь. Возможно, живы его дети, внуки, которые могли бы дополнить сведения о снайпере. Когда училась на ИФФ, у нас была военная кафедра, где преподавал врач-хирург Погодаев. Он мне запомнился интеллигентностью, добротой. Возможно, он его родственник.
На этот конкурс я отправила работу про Холокост «Via Doloroca, или Скорбный путь», 25 страниц текста. Итоги по конкурсу 2020 года будут позже. А к 75‑летию Великой Победы подготовлен сборник.
Дорогие читатели! Анна Афанасьевна предоставила читателям газеты «Эхо столицы» возможность первыми прочитать рассказ «Зверобой».
ИЗ СПРАВКИ «ЭС»
Иван Васильевич ПОГОДАЕВ (род. в 1906, дата смерти не установлена). Гвардии сержант, снайпер, русский, уроженец города Якутска. На боевом счету — 80 уничтоженных солдат и офицеров противника, в том числе десятерых заколол штыком в рукопашном бою. На фронт призван Якутским РВК. В действующей армии с 20 июля 1941 года. В начале войны воевал в роте автоматчиков, с мая 1941 года — снайпер 595‑го стрелкового полка 188‑й стрелковой дивизии 27 армии Северо-Западного фронта. Награжден медалью «За отвагу». Был тяжело ранен, о дальнейшей судьбе героя сведений нет. В республиканской книге «Память» указано, что он был демобилизован.
«ЗВЕРОБОЙ»
Посвящается памяти якутского снайпера Ивана Васильевича Погодаева…
Раннее утро. Зима. Солнце освещает руины сгоревшей деревни и уцелевший чудом колодец… По пепелищу ходит худая и хромая собака.
По лесу осторожно и легко идут двое. В белых маскировочных халатах и с оружием.
А тем временем из-под большого заснеженного дерева вылезает из норы зайчиха. Она держит в зубах маленького детеныша, оглядывается, водит носом и принюхивается. Потом быстро убегает в лес.
Лес, израненный снарядами и весь в воронках, молчит и прислушивается, а из норки выглядывает ещё один крошечный зайчонка. Он любопытный и смешной. Его замечает неторопливый и плечистый боец. Он присаживается и наблюдает за детёнышем. Потом заглядывает в нору и даже шарит там рукой, осматривает следы на снегу. Гладит детёныша и бережно кладёт за пазуху.
У опушки леса бойцы останавливаются, осторожно ложатся на еловые ветки и ещё накрываются ветками.
— Васильич, ты зачем зайчонку взял? Для еды? — тихо спрашивает худенький боец.
— Нет, — отвечает кратко и тихо плечистый.
Спокойного, голубоглазого и плечистого снайпера-охотника из Якутска молодые бойцы, ученики Ивана Васильевича, называли уважительно Васильич, или чаще Зверобой.
Зверобою было 36 лет. В Якутске он работал охотником в «Якутрайпо». Имел семью и детишек.
Первый раз он вышел на охоту, когда ему было 14 лет. Был немногословным и серьёзным. Ходил один на волков и на медведя. Любил лес и зверей. Любил тишину.
На фронт был призван в 1941 году. Сержант. Снайпер. Умел читать всё по следам на снегу. Умел хорошо маскироваться в лесу. Потом научил многому и своих учеников.
На фронте вступил в ряды коммунистов. Во время затишья.
Он ехал на фронт по железной дороге впервые в жизни. Увиденное им сразу поразило его воображение. Он увидел прекрасные мосты через реки, увидел города и сёла нашей огромной страны. А поезд всё шёл и шёл. На Запад. На войну.
Иван Васильевич увидел разорённые города, сожжённые сёла, увидел трупы мирных жителей: детей, стариков и женщин, и мужчин. Увидел сгоревших, обугленных и проткнутых насквозь фашистскими штыками ребятишек. Особенно запомнилась одна мёртвая девочка с широко открытыми голубыми глазами, которая держала в руках самодельную куклу.
Иногда эта девочка снилась ему. Он сидит дома. За столом. Пьёт чай с брусничным, любимым вареньем и ест домашние оладьи. Рядом бегает детвора и смеётся, а среди его детишек сидит и Она, девочка с самодельной куклой. Она сидит и смотрит на него, на Ивана Васильевича, и улыбается, а потом вдруг неожиданно… пропадает, а он спрашивает у ребятни: «А куда девчоночку-то дели? Спрятали?»
И все начинают её искать…
А потом он просыпается и с ужасом понимает, что они никогда не найдут её. Она ведь погибла. Осталась там, на поле боя… Навсегда. Вместе с убитыми… Потому что — война. Потому что — жертвы.
Долго не мог привыкнуть к войне, но стрелял и ходил врукопашную.
Во время рукопашного боя в Демянской крепости он запомнил, что когда штык входит в человеческое тело, то раздаётся какой-то звук: то ли треск, то ли ещё что-то…
Этот звук долго потом преследовал его после войны. Он долго не мог на медведя, а объяснить почему — не мог.
В то далёкое и зимнее утро он и его боец лежали под еловыми ветками и ждали противника — фашистского снайпера. Тот оказался коварнее, чем они ожидали. Прошло три часа. Рассвело.
Иван следил за кустами. Некоторые «кусты» могли неожиданно ожить и перейти в сторону. Он знал, что немец умён и коварен… И при этом ещё сыт, и пользуется иногда одеколоном и каким-то пахучим мылом. Наше солдатское мыло тоже было хорошее, но оно было без запаха. Зайчонка крепко спал, вцепившись лапками в гимнастёрку, и он подумал ещё, что никогда не сможет его скушать. Не сможет, и всё.
И вдруг неожиданно на них обрушился огонь. Сзади, откуда они не ожидали. Выстрелы в спину. И причём стреляли сверху. Кто-то стрелял с дерева. И он подумал вдруг: «А я не увижу больше своих ребятишек?!». И зарылся глубоко в снег. То же сделал и его ученик.
В тот день наши войска перешли в наступление!
И это их спасло. Их подобрали наши войска. Раненых, но живых.
А зайчонка погиб. И лежал у него за пазухой окровавленный и мёртвый. Он и спас ему жизнь…
Маленький пушистый зверёк. Зайчик.
С тех прошло много лет, но в семье Ивана Васильевича Погодаева больше никто и никогда не готовил зайчатину… Никогда. И он сам после войны, в мирной жизни всегда оберегал заячьи норки. Обходил их стороной.
Разные истории бывают на войне…
Анна РОМАНОВА
6 августа 2019 года.