Разбившийся под Хабаровском Ан-26 эксплуатировался 42 года. Такие же самолеты у «Полярных авиалиний» Якутии
23 сентября в Хабаровском крае разбился самолет, на борту находилось шесть членов экипажа. По предварительной информации, Ан-26 врезался в сопку в условиях плохой видимости. Когда в СМИ заговорили об ошибке пилотирования, в защиту экипажа высказался исполнительный директор Авиарегистра России Александр Книвель. Он сообщил, что потерпевший крушение самолет первый полет совершил 42 года тому назад.
«Меня просто бесит, когда некоторые специалисты начинают рассуждать о том, что якобы не бывает старых самолетов. Мол, бывает только плохое обслуживание. Все эти рассуждения про то, что безопасность полётов якобы не зависит от того — старая это машина или новая — полная ерунда! Самолет имеет две степени старения. Во-первых, моральную. То есть он устаревает из-за того, что требования к летной годности, при которых он создавался, сами уже устарели. И во-вторых, это физическое старение. Весь самолет не переделаешь. Ресурс планера, хочешь-не хочешь, а имеет свой предел. Ан-24, на базе которого создавался Ан-26, первоначально вообще был рассчитан на 15 лет эксплуатации. Это уже потом ему стали продлевать сроки годности и ресурсы. Однако 42 года — а именно столько летал разбившийся под Хабаровском самолет — слишком большой срок», — сказал он в интервью «МК».
Ан-24 был разработан КБ Антонова в конце 1950-х годов. На его базе был создан Ан-26 в конце 60-х годов прошлого столетия. Эти два типа судов эксплуатируются в основном региональными перевозчиками. Например, в парке «Полярных авиалиний» — 12 Ан-24 и три Ан-26. «Из них в настоящее время на регулярных маршрутах летают восемь Ан-24, два Ан-26. Остальные находятся на плановых технических обслуживаниях, продлениях регламента», — сообщила пресс-служба авиакомпании. На вопрос о сроке эксплуатации имеющихся судов в компании не ответили.
Между тем Ан-24 — самая возрастная модель самолетов, летающих в России. Например, имеющийся в «Полярных авиалиниях» борт первый полет совершил в декабре 1973 года, эксплуатируется с января 1974 года. Это 47 лет.
При этом некоторые профессионалы считают, что возраст самолета не отражается на его техническом состоянии и летной годности. По мнению заслуженного пилота СССР, президента Фонда развития инфраструктуры воздушного транспорта Олега Смирнова, имеет значение проходил ли самолет вовремя техническое обслуживание и ремонты, не израсходован ли ресурс его деталей.
Такое утверждение верно в пределах назначенного производителем ресурса, а не до того момента, пока у самолета не отвалятся крылья, считают местные авиаторы. «Проблема в том, что Ан-24 хотят продлевать до бесконечности, пока клиент платит за продление, вот это опасно», — подчеркивают они.
Сайт «Авиация России» насчитал 13 авиаинцидентов с самолетами Ан-26, начиная с 2012 года. Четыре из них произошли в Якутии — в ноябре 2012 года в Депутатском Усть-Янского района, в октябре 2016 года в Белой Горе Абыйского, в ноябре 2017 года в Батагае Верхоянского, в мае 2021 года в Якутске. Пострадавших, кроме двух членов экипажа обратившихся за медпомощью после жесткой посадки в Белой Горе, не было.
Назначенный при производстве 20-летний ресурс Ан-26 в 2008 году был продлен до 40 лет. Через пять лет ресурс у всех самолетов этого типа будет выработан. В России, по подсчетам экспертов, находится в эксплуатации около 175 самолетов Ан-26.