Разговор с Дандар-ламой
Самый северный дацан
Дацан находится на окраине Якутска - по Сергеляхскому шоссе, 12/1 возле санатория «Чэбдик». Это как раз напротив конечной маршрутов 41, 15. Ворота сюда были открыты широко настежь. За ними стоял высокий двухэтажный белый храм с резной крышей.
Храм еще официально не открыт. По словам дандар ламы, в него еще надо много вложить как финансов, так и труда. Но видно, что он им уже гордится. Первый этаж занимают кабинеты и учебные классы. Поднимаемся на второй этаж. Всю площадь здесь занимает зал для молебнов. Здесь стоят лавочки, на центральном месте статуэтки будд и подношения. Сбоку место для священника, длинный невысокий стол, за которым сидит и что-то выводит на пергаменте один из служителей дацана, совсем молодой монах. Признаться, я никогда еще не видел помещений с таким шикарным эхом. Слова настоятеля просто наполняют все пространство. Скажет слово, а вокруг откликаясь, все гудит.
Добрых людей много
Первый вопрос, который звучит от гостей, достаточно меркантилен. На какие деньги и с чьей помощью построена вся эта красота? Дандар-лама говорит, что строительство не могло бы начаться без доброй на то воли руководства республики и руководства города, которые пошли на встречу в вопросах выделения места под строительство решения различных проблемных вопросов, согласований. Найти место, рассказывает настоятель, было не просто. Местоположение буддийского храма должно отвечать многочисленным строгим условиям, в том числе наличие неподалеку леса, водоема, а также отсутствие кладбища и тд. Само строительство велось методом «народной стройки», то есть с помощью добровольных пожертвований. Мир не без добрых людей, и Будда, который живет в их сердцах, помогает нам. На строительство храма, по словам Дандар-ламы, приносят деньги как люди с средним достатком, так и руководители и владельцы целых предприятий. Приходят пожертвования из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска. Но основная сумма от буддистов республики.
Знамения
По мнению Дандар-ламы, у якутского дацана особая миссия, о которой говорил еще Будда – продвижение учения на Север. Ни на Восток, ни Запад, ни Юг, а именно на Север. О нашем дацане знает и Далай-лама. Строительству самого северного в мире буддийского храма-дацана предшествовали удивительные знамения и особые благословления от самого Его Святейшества Далай-ламы XIV, когда буддийская община «Лотос» еще не знала и не планировала строительство.
Первым знамением было то, что в далеком 2002 г. в Индии Его Святейшество Далай-лама XIV пришедшим к нему на аудиенцию паломникам из Якутии вручил свой портрет с хадаком (ритуальным буддийским шарфом, который символизирует чистоту и бескорыстие, дружеское и радушного отношение, сострадание) с просьбой передать буддийской общине «Лотос» в г. Якутске в знак будущего строительства самого северного в мире буддийского храма-дацана.
Вторым знамением явилось то, что в 2006 г. Его Святейшество Далай-лама XIV сам по своей инициативе из далекой Индии отправил в дар буддийской общине «Лотос» священный сосуд-бумбу с драгоценностями (золото, серебро, бронза, жемчуг, кораллы и т.д.), целебными травами, волшебными зернами и листками с молитвами, чтобы его заложили в основание будущего самого северного в мире буддийского храма-дацана.
И третье: в 2008 г. в городе Дхарамсала (Индия) на личной аудиенции Его Святейшество Далай-лама XIV, узнав о том, что уже планируется строительство самого северного в мире буддийского храма-дацана, вручил в дар будущему храму-дацану специально освященную золотую статуэтку Будды Шакьямуни, а также дал особое благословление на строительство самого северного в мире буддийского храма-дацана».
На Путина надейся, а на прихожан еще больше
Для завершения строительства еще требуется большое количество средств, сил и труда, которые нужно вложить в отделку здания, создание внутреннего убранства, установку кровли, отделку, благоустройство территории. Буддисты России написали письмо Владимиру Путину о поддержке религии, и я тоже написал, попросил у него 15 миллионов. Кто знает, вдруг поможет... Выделит от государства хотя бы половину. нашему дацану, они бы очень пригодились, в этом месте Дандар-лама очень серьезен.
Как поделился Дандар-лама, в преддверии праздника Белого месяца в дацане пройдут традиционные обряды. 29 января пройдет молебен Дугжууба. На территории дацана будет разведен костер, пройдут очистительные обряды. В ночь с30 на 31 января пройдет торжественный молебен,посвященный встрече Нового буддистского года Синей Деревянной Лошади. Последние дни перед Новым годом и следующие 15 дней очень ответственные дни для думающих буддистов. Начинается подготовка, чтобы сохранить жизнь своих близких людей и свою в наступающем году Лошади. Посещая дацан, вы получите указание и советы лам астрологов и философов как преодолеть возможные проблемы и препятствия в будущем году. Также в молитвах, вы будете вспоминать ушедших из жизни родных людей, а в душе будете вместе с ними и со всеми предками, и тогда ваша совесть и стыд будут чистыми и открытыми перед ними и потомками.
О вреде алкоголя
Основная часть беседы проходила за столом, где настоятель угощал чаем с вкусным тортом. И кто-то, из журналистов попивая чаек, спросил у настоятеля, увидев в числе подношений у алтаря бутылку водки: мол, неужели буддизм относится к алкоголю положительно?
На что Дандар-лама рассказал легенду, как, собственно, с точки зрения буддизма произошел алкоголь. Во времена одного из Будд царь демонов Маара, чтобы навлечь на людей зло, сотворил алкоголь. 9 ядов ему пришлось смешать. Среди них был мозг свирепого льва, пена из пасти бешеного слона, жало ядовитой змеи, мед злой пчелы, слюна бешеной собаки, костный мозг девяти демонических плясунов, зрачок волка, пожиравшего мертвецов, мясо трупа, утробная кровь женщины-демоницы. И, выпивая алкоголь, человек обретал все эти девять качеств яда. К примеру, жало змеи - это колкость и дерзость пьяного человека, мед - то тяга к невкусному напитку, утробная кровь - похотливость и прочее.
Чтобы очистить этот ядовитый напиток, будде пришлось провести специальный ритуал. С тех пор в буддизме спиртное используется как особое внутреннее подношение божеству только после очищения и превращения его в амриту-дудзи, т.е. драгоценный нектар. Для этого нужны особые молитвы. И этот алкоголь не пьют, его выливают. Умные люди, обращается к нам настоятель, пьют в меру, мудрые же вообще не пьют. Берегите тело, речь и ум от загрязнения, которое, как яд, имеет место быть в алкоголе.
Кем ты был в прошлой жизни...
А вообще, говорит Дандар-лама, если обратить внимание на очень пьяных людей, то можно понять, кем они были в прошлой жизни.
Если человек, напившись, начинает безудержно выть и рыдать, был он в прошлой жизни в аду. И это его подсознание, освободившись, вспоминает о мучениях и страданиях. Если становится воинственным и лезет драться, то был он воинственным божеством-асурой жизнь которых - вечные битвы. Если вдруг на него нападает жор и он начинает есть и пить, да так,что удивляешься, как это все в него влезает, то был он голодным духом. Ну а если вдруг под влиянием алкоголя у него просыпаются таланты, то в прошлой жизни жил он беспечным и счастливым божеством - дэвом.
«Так пить можно и нет?» - не догоняет кто-то из нас... «Пейте, - говорит Дандар-лам, -и попадете в ад... И те, кто торгует алкоголем, тоже там будут» (Впрочем, ад в буддизме имеет свой конец - это более приятное место, если так можно сказать, по сравнению с адом христианским). Зачем пить, учит настоятель, когда у вас такая удача - родиться человеком. Именно человеческая форма рождения особенно благоприятна: только человек занимает срединное положение меж живыми существами: он не так погружен в обманчивое блаженство, как боги, но и не настолько измучен, как обитатели адов. Только человек способен к обретению освобождения от круговорота сансары, только человек способен выйти из круговращения рождений-смертей и обрести вечное блаженное упокоение нирваны.