Реальное училище: от колыбели до обители зла
Его вид очень печален, зияющие провалы окон, громадные дыры в стенах, осыпающаяся кирпичная кладка. Но даже неискушенный взгляд может определить в этом доме старинный памятник градостроительства.
Реальный меценат Астраханцев
Действительно, у этого некогда величественного здания весьма славная история. Его заложили в далеком 1908 году как первое Реальное училище в Якутии. Через реальное училище прошел чуть ли не весь цвет якутской интеллигенции, золотой век которой пришелся на начало 20-х годов. Будущие известные революционеры и купцы, инженеры и государственные служащие. Недаром реальное училище называют колыбелью якутской интеллигенции.
Реальными училищами (от нем. Realschule) в Германии, дореволюционной России и ряде других стран назывались средние или неполные средние учебные заведения, в которых существенная роль отводилась предметам естественной и математической направленности.
Эдакие спецшколы с углубленным изучением языков, математики, гуманитарных наук. Причем учились здесь преимущественно дети из состоятельных семей. Плата за обучение была высокой. В отдельных реальных училищах существовала отдельная квота на прием одаренных учеников.
Училище строилось, в том числе и на народные деньги. История хранит имя Федота Васильевича Астраханцева (1847-1914), потомственный дворянин, уроженец Якутска, купец I гильдии, живо интересовался техническими новациями и успешно внедрял их на своём вино-водочном заводе. Для устройства реального училища в Якутске Астраханцев пожертвовал колоссальную по тем временам сумму – 130.000 рублей. Деньги действительно дикие по тем временам, корова стоила от 8 до 10 рублей, а дневной заработок кровельщика составлял в среднем 2 рубля 8 копеек, столяра – 1 рубль 92 копейки, слесаря и кузнеца по 1 рублю 90 копеек. Горожане оценили меценатство Астраханцева. Его избирали Якутским головой и неоднократно депутатом в Городскую думу, а губернатор Крафт предложил ему должность чиновника по особым поручениям. Кстати, это должность небезызвестного героя повестей Акунина - Эраста Петровича Фандорина...
Первое водяное отопление
Строили Реальное училище три года и торжественно, с помпой открыли в 1911 году. Архитектором училища был некий Кудрявцев. Строительными работами занимался инженер Баумгартен.
Если говорить об архитектурной ценности этого здания, то это было первое в Сибири крупное здание на водяном отоплении, что было по тем временам совершенно фантастической новацией. Об этом писали многие газеты страны. Например, «Санкт-Петербургские ведомости» сообщали, что здание реального училища в Якутске сооружается на вечной мерзлоте по последнему слову строительной техники и будет впервые в этих местах обогреваться при помощи водяного отопления. К зданию прилагалась своя отдельная котельная, на российских заводах отливались чугунные трубы и радиаторы.
К началу ХХ века гражданское каменное строительство в Якутске уже существовало. Это гостиный двор, винная монополия, здания казначейства, публичная библиотека, каменные монастыри. Но отопление везде применялось печное. Здания отапливались голландскими печами из обожженного кирпича. К примеру, в описании строительства здания казначейства значится: «Фасонный кирпич выполнял по 5 лекалам якутский купец Н.А. Аверинский, кирпич поставлял и инородец Дьячковский, городской печник Дмитрий Петров клал голландские печи, а столяр Василий Егоров подготовил образцовые просветы (окна). Описывая строение воеводской канцелярии, кандидат архитектуры Крадин Н.П. пишет: «Внутри стен, по всему периметру здания, имелся дымовой канал прямоугольного сечения размером 24х22см». Это была система отопления, довольно распространенная в русской архитектуре того времени.
Кстати, если присмотреться, подобные дымовые каналы были предусмотрены и в реальном училище. Строители не особо полагались на новые технологии. И были правы.
Судьба колыбели
В первые же годы эксплуатации здания стало ясно, что его построили без поправок на вечную мерзлоту. Уже к 1915 году обнаружилась извечная беда якутского строительства - деформация фундамента от влияния на грунт тепла, выделяемого котельной. В стенах появились трещины. Зимой 1915 года здание закрыли на ремонт. Реалистов перевели в здание якутской прогимназии.
Позже здание было реставрировано, укреплен фундамент, перенесена котельная. Реальное училище просуществовало до 1922 г. В начале 30-х гг. XX века в этом здании размещался Госстрой; с октября 1934 г. — Якутский педагогический институт; с 60-х гг. — историко-филологический и в 80-х гг. — инженерно-технический факультеты ЯГУ. В народе осталось название последнего ИТФ.
Уже в постсоветское время заброшенное историческое здание привлекало к себе внимание городских властей. Были проекты его реставрации. К примеру, в одно время здесь хотели было разместить галереи Национального художественного музея. Ческие архитектора и реставраторы, работавшие на реставрации здания Публичной библиотеки и Казначейства, создали эскизные варианты реконструкции реального училища. Если судить по одному из фронтонов, какие-то работы даже уже начались. Но музей был размещен в бывшей типографии им. Ю.А. Гагарина. И здание опять было брошено.
Обитель зла
Сегодня здание - головная боль для жителей района. Днем это отхожее место для толпящихся в любое время года мигрантов и гастарбайтеров у расположенной рядом конторы УФМС. По ночам здесь собирается неблагополучная молодежь со всего города. Удобное место также облюбовали так называемые «неформалы» в возрасте от 14 до 40 лет. Милиция появляется здесь неохотно. Разрушенные лестницы, выпадающие из кладки кирпичи - не самое благоприятное место для патрулей патрульно-постовой службы. Зато многочисленные залы и комнаты - идеальное место для распития спиртных напитков. Пустых бутылок от пива и водки здесь тысячи. Как ни странно, бомжей здесь нет. Дико боятся агрессивной молодежи и обходят это место за версту.
На стенах граффити. Судя по провалам в полах и обугленным бревнам, заброшенный ИТФ пережил не один пожар. По отдельным углам здесь лежат ободранные матрасы, использованные презервативы и предметы нижнего белья. Пьяная молодежь проводит в этом месте свои первые сексуальные эксперименты.
Поскорее бы уж снесли эту обитель зла, жалуются жители близлежащих домов. Страшно выпускать детей на улицу. Здесь отираются самые подозрительные люди, которых только можно представить. Лысые и волосатые до невозможности. В кожаных куртках и татуировках. По ночам из заброшенного здания доносятся дикие, истошные крики, как будто кого-то убивают..