Реклама искусства ради
Зрителям были представлены 400 лучших мировых рекламных роликов, вошедших в коллекцию мирового киноискусства. А также прошло награждение победителей II фестиваля «Ас рекламы 2010», собравшего лучшие рекламные работы якутских авторов за 2010 год. Призовой фонд фестиваля составил 115 000 рублей.
Ночь пожирателей рекламы - это шестичасовое шоу, каждый год представляющее новую подборку из 400 рекламных роликов, которые лично составляет владелец синематеки Жан Мари Бурсико, более тридцати лет коллекционирующий шедевры рекламного искусства со всего мира.
Впервые «Ночь пожирателей рекламы» (НПР) прошла в 1981 году в Париже. Премьера была успешной, после чего началось триумфальное шествие шоу по всему миру. В этом году проект отмечает свое 30-летие. Впервые в России программа была показана в 1994 году одновременно в Москве, Санкт-Петербурге и Ялте. Сегодня «Ночь пожирателей рекламы» проходит в 40 городах России. В Якутск представить этот проект приехал продюсер и директор Даниил Костинский. По его словам, организаторы давно хотели показать свое шоу в Якутске. Переговоры начались еще в 2000-м году.
– Тогда мы не смогли добиться того, чтобы шоу было представлено в вашем городе, – рассказывает Даниил Костинский, – нам сказали, что в Якутске у людей другой менталитет и что никто не придет на всю ночь смотреть рекламные ролики. А нам очень не хватало вашего города, чтоб пополнить географию проекта в России. Переговоры возобновлялись десять лет, и только в этом году благодаря компании «Саха-интернет» мы, наконец, смогли приехать. «НПР» - это лучшие и худшие ролики мира, те, которые были показаны по телевидению, и те, которые сняли с эфира. Основное количество роликов снято за последние два года, но есть и очень старая реклама. Кстати, знаете, самым первым рекламным роликом была реклама мыла «Sunlight», снятая в 1898 году. Кроме того, в программе много социальной рекламы, в том числе три российских ролика.
Что касается якутской рекламы, то Даниил Костинский был настроен очень оптимистично:
– Когда прилетел в Якутск, я почти ничего не видел из-за тумана. Единственное, что сразу бросалось в глаза, это ваши рекламные вывески. Это было круто. Я посмотрел работы, присланные на фестиваль «Ас рекламы», мне понравилось. Несколько работ выполнены явно на мировом уровне. Я даже передам некоторые в синематеку Бурсико.
Возникает вопрос, в чем интерес смотреть рекламные ролики, которыми нас итак кормят каждый день по телевизору.
– Ролики, показанные в программе «Ночи», отличаются от тех, что мы привыкли видеть по телевизору. Это скорее минифильмы, просмотрев которые, вы, возможно, даже не поймете, что именно рекламируется. Они сделаны для искусства. Ведь чем банальнее ролик, тем больше продается товар, а ролики, показанные в «Ночи», не рекламируют товар, а, скорее, прививают вкус к хорошей, первоклассной рекламе, – считает Даниил Костинский.
Одной из самых больших проблем современной рекламы он считает этику и грамотность.
– Желание быть креативным, желание любыми способами привлечь внимание публики часто толкает производителей на неэтичную рекламу. Например, реклама пылесосов «Эльдорадо» со слоганом «Сосу за копейки» или выражение «Я худею». Ну, или ваш «Полный песец», о котором мне рассказали. Такая реклама все-таки должна быть запрещена.
Также он пояснил, что можно считать плохой и хорошей рекламой.
– Например, реклама «Сникерса» с Волочковой, когда она говорит эту свою идиотскую фразу: «Поцелуй меня в пачку», просто ни в какие ворота не лезет. Понятно, что они хотели запустить это в народ, но не прокатило. А вот рекламу «Билайна» и ее слоган «Сколько вешать в граммах?» можно считать удачным примером.
В заключение Костинский посоветовал отнестись к шоу как к развлекательному мероприятию. Между тем, было на что посмотреть. Гостей встречали финалистки «Мисс Виртуальная Якутия 2011», красивые мелодии исполнял струнный квартет Театра оперы и балета, публику развлекали мим, шаржист и DJ, студенты ИСИ представили свои инсталляции, а в течение ночи прошло дефиле от Нюргуяны Яковлевой и розыгрыш призов среди зрителей.
В перерыве между показом роликов прошло награждение победителей фестиваля «Ас рекламы», которое вели «Мисс Якутия» Алена Алексеева и журналист Виталий Обедин. Всего на фестиваль поступили 76 работ, они были размещены на сайте Ace.Ykt.Ru.
Сама церемония награждения, к сожалению, не обошлась без неполадок, причем как со звуком, так и со светом. Немедленно вспомнилось награждение «Золотого апельсина», когда вся организация пошла насмарку, а зрители откровенно потешались над происходящим на сцене. Однако какой-то рок тяготеет над фестивалем рекламщиков. Но сама «Ночь» зрителям явно понравилась, хотя и не все смогли продержаться до ее конца.